Как подготовить садовую технику к зиме: что сделать и где хранить
Полезная инструкция для владельцев триммеров, газонокосилок, культиваторов, мотоблоков, садовых измельчителей, моторных опрыскивателей, кусторезов и пил.
Урожай собран, грядки укрыты, и, кажется, можно выдохнуть до весны. Но именно в эту короткую паузу между осенней суетой и зимним покоем садовая техника ждёт вашего внимания. От того, как вы подготовите её к зиме, зависит, как легко она заработает весной.
Проведите чистку
Первое и самое очевидное — технику надо почистить. Оставшаяся на инструментах грязь, растительные соки и смола к весне затвердеют до каменного состояния. Если грязь останется на движущихся элементах, весной они могут просто отказаться двигаться, и вам придётся потратить немало времени на их очистку.
Счистите всю грязь с корпуса, особое внимание уделив щелям воздухозаборников, а на бензиновой технике — рёбрам охлаждения двигателя. У газонокосилок, триммеров и культиваторов почистите от грязи и спрессованной травы внутреннюю часть защитного кожуха. Фрезы и ножи очистите от налипшей грязи и осмотрите. Если на металле есть следы ржавчины, зачистите их мелкой наждачкой.
У триммеров, мотокос и газонокосилок на вал ножа или головки наматывается трава. Её тоже нужно убрать дочиста. Возможно, потребуется снять нож или головку, чтобы полностью удалить все остатки травы.
«Намотавшаяся на вал двигателя трава или верёвка — одна из самых частых причин поломок электрических газонокосилок и триммеров. Если осенью её не снять, к весне она затвердеет и при работе из-за увеличившегося трения будет сильно нагревать вал. От нагрева плавится пластиковое крепление подшипника вала, и технику остаётся только выкинуть».
Владимир Клюкинэлектрик, мастер по ремонту бытовой техники
У цепных пил под кожухом скапливаются пропитанные маслом опилки — их надо убрать. Для этого снимите кожух шины и саму шину с цепью. Освободившуюся ведущую шестерню и пространство вокруг почистите щёткой.
Разберитесь с бензином и маслом
Ошибки в подготовке бензинового двигателя к зиме дорого обойдутся весной.
В первую очередь надо решить, что делать с бензином в баке. Просто оставлять как есть — не лучший вариант. Особенно это плохо для двухтактных двигателей: использующаяся в них масло-бензиновая смесь имеет короткий срок хранения — не более месяца. Потом она начинает расслаиваться с образованием густого смолистого осадка. Запуск техники весной на остатках такого топлива может привести к поломке двигателя. Кроме того, в неполном баке при перепадах температуры образуется конденсат. Он стекает на дно (бензин легче воды) и способствует коррозии бака и топливной системы.
«Весной часто несут бензиновую технику на капитальный ремонт двигателя. Причина проста — осталось топливо с осени, весной остатки поленились вылить и прочистить, понадеявшись, что они и так сгорят. В результате коксуются кольца, образуются задиры на поршне и цилиндре», — предупреждает эксперт.
Что делать:
- Вариант 1. Осушить бак. Заведите двигатель и дайте ему выработать весь бензин из бака и карбюратора до полной остановки. Так в системе не останется старого топлива. Откройте бензобак и убедитесь, что там сухо.
- Вариант 2. Использовать стабилизатор. Если вам неудобно полностью сливать бензин, есть другой метод. Залейте полный бак качественного топлива и добавьте специальную присадку — стабилизатор. Он не даст топливу распадаться и образовывать смолы. Затем минут 5 поработайте на технике, чтобы эта «целебная смесь» попала в карбюратор.
- Вариант 3. Залить полный бак. Чистый бензин для четырёхтактных двигателей не портится так быстро и вполне способен пережить зиму. Так что просто залейте полный бак, чтобы внутри не образовывался конденсат.
В четырёхтактных двигателях замените масло. Проще всего это сделать, пока двигатель тёплый после работы (так стечёт быстрее и лучше). За лето в масле накапливается нагар и мелкая металлическая пыль. Слив старое масло в подходящую тару, залейте новое — рекомендованного производителем типа и вязкости.
Не экономьте на этом, расходы на уход за техникой будут меньше, чем на ремонт повреждённых холодами приборов. Если денег не хватает, выручит кредитная карта.
Выкрутите свечу зажигания. Загляните в колодец — он должен быть чистым. Саму свечу можно почистить щёткой от нагара или заменить на новую. В отверстие для свечи капните 10–15 мл чистого моторного масла и несколько раз плавно потяните за шнур стартера, чтобы масло распределилось по цилиндру и создало защитную плёнку на стенках. Это защитит цилиндр от коррозии. Свечу можно вкрутить обратно.
Позаботьтесь о проводах и аккумуляторах
В электрической технике внимательно осмотрите все кабели на предмет порезов, трещин и других повреждений. Если таковые есть, лучше заменить провод сразу. Зимой изоляция проводов дубеет и в повреждённых местах легко ломается от малейшего воздействия.
У аккумуляторного инструмента проверьте заряд аккумуляторов. Ни в коем случае не оставляйте их на зиму полностью разряженными! Зарядите до 60–80%, отсоедините от устройства и храните в прохладном, но не морозном месте (например, в кладовке дома или в утеплённом гараже). Мороз губителен для литий-ионных батарей.
«Свинцовые батареи с мотоблоков и культиваторов на зиму снимать не обязательно, морозов они не боятся. Но полностью зарядить их на зиму и скинуть на всякий случай клеммы необходимо», — советует Владимир Клюкин.
Защитите металл от коррозии
Если после чистки корпус техники влажный, вытрите его насухо. Подкрасьте сколы краски на крашеных металлических поверхностях.
Осмотрите все движущиеся элементы:
- Ножи и лезвия. Металлические ножи газонокосилок и мотокос, фрезы культиваторов лучше хранить отдельно. Наточите их и смажьте тонким слоем масла или консистентной смазки (например, литолом), чтобы предотвратить ржавчину.
- Тросы, цепи и передачи. Все тросы управления (например, газ у культиватора) можно слегка смазать силиконовой смазкой. У мотоблока проверьте ремни, цепи, шестерни. При необходимости очистите их от старой смазки и нанесите новую.
- Колёса и подшипники. Проверьте давление в шинах. Подкачайте их, если нужно. Заложите свежую смазку в подшипники (в колёса косилки, в редуктор триммера).
Где хранить технику зимой
Технику нужно хранить в сухом и по возможности стабильно прохладном месте. Резкие перепады температуры вызывают конденсат, а сырость — лучший друг ржавчины.
Постарайтесь накрыть технику брезентом или плотной тканью, чтобы на неё не оседала пыль и влага. Но не используйте полиэтиленовую плёнку — под ней техника будет «потеть».
Не забудьте снять литий-ионные батареи и убрать в отапливаемое помещение.
Главное
Чтобы садовая техника без проблем запустилась весной, необходимо провести её консервацию осенью.
Очистите её от грязи и растительных остатков, у бензиновых двигателей проведите подготовку топливной системы и замените масло на четырёхтактных двигателях.
Электрические инструменты требуют проверки проводов на повреждения, а аккумуляторы — зарядки до 60–80% и хранения в тепле.
Все режущие части (ножи, фрезы) следует заточить и смазать, а металлические поверхности со сколами краски — подкрасить.
Завершающий шаг — разместить технику в сухом месте и накрыть брезентом.
Почему важно почистить кондиционер осенью и как сделать это самостоятельно