Аналитики провели масштабное исследование, чтобы выяснить, каким должен быть идеальный дом. Оказалось, у разных поколений «чувство дома» разное, причём совершенно не обязательно для этого нужна своя квартира.

Эксперты выяснили, какой дом подходит большинству россиян
© Mariia Vitkovska/iStock.com

82% россиян уверены, что чувствовать себя дома можно не только в собственном жилье, но и в любом другом месте — уют и «чувство дома» можно создать самостоятельно. К такому выводу пришли эксперты «Яндекс Аренды» и бьюти-ретейлера «Золотое яблоко» в результате опроса.

Чаще всего с этим мнением соглашались зумеры — люди, родившиеся в период с 1997 по 2010 год. В этой категории идею самостоятельного создания атмосферы дома поддерживают 89% участников опроса. Миллениалы (родились в период с 1981 по 1996 год) оказались чуть менее единогласны — за утверждение высказались 84% опрошенных. Представители поколения X (иксеры, родились с 1965 по 1980 год) поддержали его в меньшей мере — 78%.

Опрос проводился по всей России, в нём приняли участие 2000 человек.

Зумеру — зумерово, иксеру — иксерово

Оказалось, что 51% участников опроса вне зависимости от поколения отдают предпочтение новым домам, причём для зумеров новизна здания важнее всего (64%).

Вместе с тем представители поколения Х чаще выбирают новое жильё, однако среди них довольно значительная доля (19%) готова рассматривать и старый жилой фонд — чаще, чем миллениалы и зумеры.

А вот ключевые потребности в самом жилье у разных поколений разные:

  • 50% зумеров (это чаще других возрастных групп) важна возможность заселения с домашними животными.
  • 37% зумеров важен стильный интерьер и оригинальные дизайнерские детали. Эти же параметры важны лишь для 27% миллениалов.
  • 79% представителей поколения Х заявили, что им важнее всего наличие балкона или лоджии в квартире — этот критерий важен для них гораздо больше, чем для молодёжи.

Большой блок опроса был связан с конкретными действиями представителей разных поколений по созданию уюта в доме:

  • 58% иксеров считают, что квартиру делают особенной живые цветы.
  • 35% зумеров и 23% миллениалов полагают, что эффективнее цветов аромасвечи и диффузоры.
  • Спальню считают местом силы 40% всех участников опроса.
  • 16% зумеров считают источником энергии рабочий стол, 12% миллениалов — ванную, а 26% иксеров — кухню.

«Рамблер» попросил экспертов рынка прокомментировать результаты исследования и поделиться своими наблюдениями о том, как люди чувствуют себя в своих и арендованных квартирах.

Моё — не моё

Помимо основных, есть и дополнительный уровень оценки жилья — более глубокий. Речь идёт о восприятии квартиры ещё на этапе просмотра: человек пока не въехал и только выбирает, где ему жить, но при прочих равных в одной квартире ему хорошо, а в другой нет.

Клиенты уже давно на просмотрах прислушиваются к своим ощущениям от их потенциального жилья — так происходит уже 5 или даже 10 лет, отмечает руководитель агентства недвижимости «Вишня» Сергей Вишняков. По его словам, до 2010-х годов выбор квартир был не очень большим — не было сегодняшнего разнообразия, поэтому и прислушиваться к своим ощущениям клиентам не приходилось: лишь бы найти вариант, который отвечает основным запросам.

«Но теперь регулярно случается, что мы с клиентами смотрим квартиру, которая полностью совпадает с их запросами (метражом, этажом, количеством комнат, расположением, даже видом из окна), но им не нравится и некомфортно. В таких случаях клиенты говорят: "Не моё". И мы ищем дальше, потому что это ощущение от будущего дома очень важно».

Сергей Вишняков
Сергей Вишняковюрист, управляющий агентства недвижимости «Вишня»

Однако эксперт не согласен с тезисом, что людям не важно, являются они собственниками квартиры или снимают её, — якобы уют можно создать в любом жилье.

«Конечно, им очевидна разница. Если люди арендуют квартиру, они понимают, что это на какое-то небольшое время, и это понимание сказывается и на восприятии. Мало кто покупает дорогую мебель и делает качественный ремонт "для себя" на съёмной квартире», — уверен Сергей Вишняков.

В России наличие своего жилья воспринимается как показатель независимости, самодостаточности, самореализации, основательности. Аренда — это скорее вынужденная временная мера в глазах россиян, говорит Артемий Шурыгин, президент Российской гильдии риэлторов.

«Уровень доступности жилья снижается, поэтому цена, условия покупки и локации влияют на выбор всё больше. Все остальные факторы уходят всё дальше на второй план. При этом чувствительные к атмосфере, ауре и прочим тонким материям клиенты чаще встречаются в дорогих сегментах жилья».

Артемий Шурыгин
Артемий Шурыгинпрезидент Российской Гильдии Риэлторов

Соосновательница «Агентства ФЛЭТ» Елена Толстикова считает, что «чувство дома» не привязано к праву собственности. Более того, к арендованной квартире, её обстановке, уюту и комфорту требования ещё выше, чем к приобретаемому жилью, в которое человек готов вкладывать свои деньги и время на протяжении долгого времени.

«В случае с арендой ты платишь деньги "чужому дяде" и хочешь получить максимум из возможного здесь и сейчас».

Елена Толстикова
Елена Толстиковаруководитель «Агентства ФЛЭТ»

Расслабиться и почувствовать себя дома

Основные способы создать расслабленную и уютную атмосферу — спокойно выпить чашку чая или кофе, считают 49% россиян. На втором месте по значимости — домашние ритуалы, под которыми чаще всего подразумевается просмотр телевизора под пледом. Именно такое времяпрепровождение 50% иксеров, 46% зумеров и 44% миллениалов считают эталоном домашнего уюта.

Значительный вклад в создание домашней атмосферы вносят и бьюти-процедуры: почти 36% участников опроса говорят, что расслабиться им помогает приём ванны. Ещё один способ отдохнуть — заняться хобби, его выбирают 34% респондентов. Столько же опрошенных удивили, заявив, что расслабиться им помогает уборка, чаще всего так отвечали зумеры (40%).

«Достаточно пледа, чашки чая и любимого растения, чтобы превратить любое жильё в дом. Особое настроение задаст музыкальный фон: чаще включайте плейлист с природными звуками или джазом, они снимут стресс. Начните с малого — остальное приложится!»

Ольга Воронцова
Ольга Воронцоваорганизатор пространства, основатель школы «Магия фуршета»

Она предложила пять универсальных правил по созданию домашней атмосферы:

  1. Порядок и «цветовая тишина». Уберите лишние вещи, используйте плетёные корзины или коробки нейтральных тонов для хранения журналов, детских игрушек и прочих ярких мелочей.
  2. Тёплый свет. Замените холодные лампы на тёплые (2700 К), добавьте торшеры, гирлянды или свечи. Достаточно двух-трёх источников света в комнате для того, чтобы убрать из крови кортизол и дать своему телу отдых после тяжёлого дня.
  3. Натуральные текстуры. Пледы из грубой шерсти, льняные шторы, деревянные подносы, ковры создают тактильный комфорт. Это привносит в наш дом ощущение комфорта и безопасности.
  4. Живые акценты. Неприхотливые растения (суккуленты, монстеры) или ветки сухоцветов в вазе оживят пространство и добавят в ваше жилище драгоценный кислород.
  5. Ароматерапия. Аромасвечи и диффузоры с любимыми запахами — и в дом, заполненный ароматом корицы, хлопка или цитруса, хочется возвращаться. К тому же натуральные аромамасла ещё и благоприятно влияют на общее состояние обитателей дома.

Вид из окна: стоит ли переплачивать и как можно сэкономить