Будь человеком: правила цивилизованного общения в домовом чате
Как не погрязнуть в пучине домового чата и прослыть добропорядочным соседом.
Штраф за оскорбление не единственная потеря, которую можно понести в домовом чате. На кону прежде всего ваша репутация порядочного человека.
Домовой чат — не веяние моды, а неотъемлемая часть жизни современных людей. Тут обсуждают вопросы по ремонту и содержанию дома, ищут нарушителей тихого часа и выясняют, кто опять криво припарковался во дворе. В домовых чатах собираются очень разные люди, это мини-модель общества: здесь есть свои лидеры, бунтари, молчуны и те, кто пишет «+1» под каждым сообщением.
«Изначально созданное для удобства коммуникации между соседями, это виртуальное пространство нередко превращается в площадку для конфликтов и оскорблений. Есть правила, которые помогают общаться комфортно и могут сгладить начинающийся конфликт».
Клавдия Кулаковатренер по вопросам этикета, дресс-кода и протокола
Не хами
Глядя собеседнику в лицо, нахамить гораздо сложнее, пусть он даже трижды неправ. Другое дело — упражняться в остроумии в чате.
Помните: по ту сторону экрана находятся люди, с которыми вы можете встретиться в подъезде буквально через полчаса, поэтому в домовом чате не позволяйте себе того, что не смогли бы сказать при очной встрече. Впрочем, риск развиртуализироваться не должен быть единственным ограничением, чтобы не хамить: держать лицо следует даже с теми, с кем вы точно не увидитесь.
Отдельная категория хамства — публичное осуждение. Если в доме есть сосед, который регулярно всем мешает, попробуйте решить проблему с помощью полиции или открытого разговора. Но не устраивайте судилище в чате.
Не флуди
Говорите строго по делу.
«Информацию в домовых чатах излагайте максимально чётко, ёмко и только по существу — помните, что в чате вы собрались для решения вопросов, касающихся всего дома», — напоминает Клавдия Кулакова.
Послание пишите одним сообщением, с расстановкой знаков препинания. Не делите его на несколько коротких сообщений — не все устанавливают беззвучный режим, и пулемётные очереди уведомлений могут раздражать.
Не голоси
Голосом — только вживую, при очной встрече.
«Далеко не всем удобно слушать голосовые сообщения, и это занимает больше времени, чем чтение текста», — объясняет эксперт.
Кроме того, подобная форма обычно нарушает предыдущее правило о необходимости быть кратким. Ёмкое голосовое сообщение — редкость, люди постоянно сбиваются с короткого новостного жанра на продолжительные разглагольствования.
Не усложняй
Слишком много смайлов, эмодзи, гифок перегружают чат — сквозь этот цветник сложно добраться до сути сообщения. Более того, люди часто интерпретируют одни и те же смайлы по-разному.
«Даже самый привычный улыбающийся смайл может быть воспринят как насмешка, а не проявление симпатии и доброжелательности», — предупреждает тренер.
К тому же чувство юмора у всех разное, и при обилии оригинальных смайлов можно кого-то ненароком обидеть.
Не спамь
Ещё один источник раздражения в любом групповом чате — бесконечные открытки с поздравлениями: с Новым годом, Пасхой, Международным днём объятий, первым днём лета, началом новой недели. В море таких посланий тонет всё важное: от отключения воды до срочного собрания жильцов.
А с праздниками лучше поздравить лично — тех, кому это действительно важно.
Храни реноме
Будьте дружелюбны, вежливы и дипломатичны всегда.
Сохраняйте уважительный тон переписки, даже если вы не согласны с собеседником.
«Общаясь в чате, мы часто забываем, что люди не видят наши мимику, жесты, не слышат интонации. Из-за этого некоторые сообщения могут быть неправильно интерпретированы. Если вы сомневаетесь, верно ли поняли фразу, не стесняйтесь переспросить», — советует Клавдия Кулакова.
Если разговор повернул в русло конфликта, можно сослаться на дела и предложить вернуться к разговору позже.
Игнорируй хамство
Если вовремя предотвратить конфликт не удалось и собеседник агрессивно переходит на личности и предъявляет обвинения, не опускайтесь до его уровня и не вступайте в перепалку. Хамов лучше всего игнорировать, оставляя их гневные сообщения без ответа. Как только вы ответите, в чат польётся новая волна желчи и оскорблений. Помните, что вы общаетесь с малознакомым человеком, который никак не влияет на вашу жизнь, поэтому нет смысла портить себе настроение и продолжать общение.
«Но иногда ситуация требует расставить все точки над "i". В этом случае начните своё сообщение с благодарности и комплимента. Агрессор ждёт от вас совершенно другой реакции и будет обезоружен», — рекомендует специалист.
Например, можно написать: «Алексей Петрович, спасибо за внимание к ситуации и к моему мнению. Редко встречаю таких небезразличных людей! Давайте попробуем разобраться с этим вопросом конкретнее и без перехода на личности. Так наше общение будет более конструктивным, и мы быстрее найдём решение».
А если вы сами в переписке не сдержались и перегнули палку, не забудьте публично извиниться, отмечает эксперт.
Вовремя уходи в личку
Притом что в чате могут числиться десятки или даже сотни людей, активных участников обычно гораздо меньше. Случается, что двое увлекаются разговором и продолжают болтать на отвлечённые темы в общем чате.
Впрочем, темы могут быть действительно важными и касаться всех жителей, но, если вы давно чатитесь вдвоём, самое время перейти в личную переписку. О результатах (если они важны всем остальным) можно доложить одним отдельным сообщением.
Почитай админа
У домового чата обязательно должен быть администратор — человек, ответственный за сохранение доброжелательной атмосферы в этом цифровом пространстве. Удобно, когда есть правила чата, в которых прописано, о чём можно говорить, как себя вести, какая лексика нежелательна или запрещена. К этим правилам можно будет апеллировать, если конфликтная ситуация все-таки произойдёт.
Важно также указать возможные последствия нарушения правил, вплоть до исключения из чата и административной ответственности. Помните, что даже закрытый чат — пространство не частное, а публичное.
Не сплетничай
Слухи и сплетни оставляйте за пределами чата, особенно если у вас есть что-то интересное о соседях, не добавленных в общий разговор, — тех, кто не может ответить. Не превращайте чат в ток-шоу и даже в личных сообщениях не выдвигайте теории. В противном случае можно быстро заработать сомнительную репутацию фантазёра и сплетника и испортить отношения с реальными людьми.
Будь человеком
Ещё несколько полезных советов для укрепления хорошей репутации:
- Соблюдайте часы тишины: без крайней необходимости не пишите в общий чат в период с 22:00 до 08:00 по будням и в период с 22:00 до 10:00 по выходным (да, с точки зрения этикета вечернее время отдыха начинается в 22:00).
- Не пользуйтесь обсценной лексикой.
- Соседи имеют право не жить в чате, поэтому не требуйте моментальной реакции: «Почему никто не отвечает??? Я написал о проблеме уже 10 минут назад!».
- Не пишите в чат с целью поныть — это не книга жалоб: «Опять ремонт в 11-й квартире! Да сколько можно! Когда это кончится???».
- Внимательно следите, что и куда отправляете, чтобы избежать досадных недоразумений, перепутав чаты.
Как пандемия изменила подход горожан к выбору квартиры: итоги пяти лет