Как правильно ходить в гости: простые нормы и полезные советы
Что принести с собой, о чём поговорить, чем помогать, во что не вмешиваться и когда уйти домой — правила хорошего тона не так очевидны, как кажется. Но если усвоите их, будете желанным гостем в любом доме.
Современный этикет — это не свод занудных правил, а искусство создавать комфортную атмосферу для всех. Конечно, представление о комфорте могут быть разными, и то, что является нормой для вашего дома, для другого способно превратиться в мучительную неловкость. Особенно если речь идёт о не самых близких людях — например, коллегах по работе или новых друзьях.
Эксперт по этикету Клавдия Кулакова предлагает усвоить элементарные правила, очевидные и не очень, соблюдение которых отличает воспитанного человека и делает его желанным гостем.
Приглашение — это уже начало вечера
Очевидное правило: ответить на приглашение.
Неочевидное правило: не тянуть с ответом и не менять решение в последний момент.
«Получив приглашение, сразу же поблагодарите и поскорее дайте чёткий ответ, придёте или нет. Это базовое уважение к чужому времени и труду».
Клавдия Кулаковатренер по вопросам этикета, дресс-кода и протокола
Но на этом «пригласительный» этап не заканчивается. Если у вас есть гастрономические ограничения (вегетарианство, непереносимость продуктов), сообщите об этом сразу — до того, как хозяева продумают меню, закупят продукты и приготовят то, что вы не сможете съесть. Изящный ход: если вы что-то просто не любите, лучше подать это как непереносимость или аллергию.
Точность — вежливость королей, а не гостей
Очевидное: не опаздывать на час.
Неочевидное: не приходить слишком рано.
Приходить раньше — категорически невежливо. Почти всегда хозяева не успевают что-то доделать — переодеться после готовки, сервировать стол и прочее. Если вы придёте раньше — отвлечёте их от последних приготовлений и поставите в неловкое положение, потому что вместо своих дел им придётся заниматься гостями.
Прийти вовремя — хорошо. Но ещё лучше задержаться на 5–10 минут. Опоздание на 15 минут — это максимум, что позволяет этикет.
Кого взять с собой
Очевидное: приходить в том составе, в котором вас пригласили.
Неочевидное: детей можно брать не всегда.
«Самое частое нарушение — приводить незваных детей. Наличие детей у хозяев не является автоматическим разрешением привести своего ребёнка — возможно, они планировали взрослый вечер и отправили своих детей к бабушке», — предупреждает эксперт.
Всегда уточняйте вопрос о детях отдельно, например: «Спасибо за приглашение! Будет ли уместно приехать с нашим сыном?» Это избавит всех от неловкости.
То же самое касается и других близких вам, но не хозяевам вечера, людей. Если приглашение адресовано вам лично, не берите с собой партнёра без спроса. Если пригласили вашу пару — не рассчитывайте, что можно привести друзей и родственников.
Что принести с собой
Очевидное: принести подарок.
Неочевидное: а можно и не приносить.
Подарок — как аванс. Если вас пригласили на простой ужин, подарок — жест вежливости. Но есть изящное правило «вернуть визит»: в течение года вы приглашаете хозяев приёма к себе. В этом случае можно прийти без подарка.
Сменная обувь — это вопрос не только чистоты, но и эстетики. Этикет предписывает брать её с собой. Просить у хозяев тапочки — моветон, это правило действует без исключений.
Фразу «Где у вас туалет?» стоит навсегда вычеркнуть из лексикона. Корректный вопрос: «Подскажите, где можно помыть руки?»
Как знакомиться и о чём говорить
Очевидное: уступить инициативу хозяевам.
Неочевидное: лучше — без денег.
Если в доме есть гости, с которыми вы не знакомы, дайте время хозяевам на представление, подождите, пока они сделают это сами. Если этого не случилось, уместно представиться и коротко уточнить, откуда вы с хозяевами знакомы — например, «Мы коллеги» или «Мы живём этажом выше».
В разговорах за столом есть три «кита», которых лучше не трогать: религия, политика и деньги (точнее, личные доходы и стоимость вещей).
Что делать (и не делать)
Очевидное: быть аккуратным и вежливым.
Неочевидное: не навязываться с помощью и любопытством.
Просить показать квартиру, если вам этого не предлагают, невежливо. Такая просьба ставит хозяев в неловкое положение. Проявить интерес можно только к тому, что находится в гостевой зоне.
«Частая ошибка — навязчиво предлагать свою помощь. Некоторые и на стол накрыть пытаются, и убрать со стола, и за швабру возьмутся, и посуду пойдут мыть. Понятно, что это всё из добрых побуждений, но вести себя так можно только у близких людей вроде родителей», — подсказывает Клавдия Кулакова.
Ключевой момент: вы пришли в гости, поэтому наслаждайтесь и отдыхайте. Убираться и мыть посуду будете, когда гости придут к вам — точнее, после того, как они уже уйдут.
Чрезвычайные происшествия
Очевидное: извиниться, если что-то разбили.
Неочевидное: забыть об инциденте.
Если вы что-то пролили, разбили или испортили, алгоритм действий таков:
- Не затягивая, спокойно сообщите о происшествии хозяйке или хозяину.
- Кратко извинитесь.
- Предложите помощь, но не отбирайте инициативу. Фраза «Позвольте, я вам помогу с уборкой» идеальна, но, если хозяева откажут, не настаивайте.
- Предложите компенсацию, если испортили ценный предмет.
Главное правило: забудьте об инциденте и не возвращайтесь к нему весь вечер с извинениями.
Прощание
Очевидное: не засиживаться до утра.
Неочевидное: прощаться коротко.
«Уходить нужно тогда, когда все уже попили чай-кофе и с тех пор прошло полчаса, а не когда хозяева начинают зевать. Если время окончания вечера было обозначено заранее, его нужно соблюсти», — напоминает эксперт по этикету.
И самый важный, неочевидный совет: не задерживайтесь в дверях. Поблагодарили, оделись, попрощались и ушли. Хозяев могут ждать уборка, другие гости или просто отдых. Затянувшееся прощание в прихожей — частая ошибка, которая может испортить всё приятное впечатление от вечера.