Материал сделан совместно соSberEco

«Я была в эйфории от того, что это кому-то нужно»: как и из чего вырос фонд «Второе дыхание»

Этой осенью «Второму дыханию» исполнилось десять лет. За это время фонд собрал и перераспределил 8 215 т одежды. Благодаря организации 660 тыс. человек из 34 регионов получили вещевую помощь, ещё 2 360 т текстиля отправили на переработку. О том, с чего всё начиналось и как удалось выстроить и масштабировать работу по такому направлению, узнали у основательницы «Второго дыхания» Дарьи Алексеевой.

Как крупнейший в России фонд по сбору одежды помогает нуждающимся людям
© Фонд «Второе дыхание»

Дарья Алексеева — директор и учредитель фонда «Второе дыхание». Она окончила факультет финансового менеджмента в Финансовом университете при Правительстве РФ, а также училась в МГУ им. М. В. Ломоносова. Она основала социальный бизнес Charity Shop и благотворительный фонд «Второе дыхание». До этого в течение шести лет занималась фандрайзингом, коммуникациями и PR в благотворительных организациях. В 2019 году вошла в рейтинг самых перспективных россиян моложе 30 лет Forbes «30 до 30».

«Второе дыхание» — крупнейший в России фонд, который принимает и перераспределяет ненужную одежду и текстиль. Одежду в хорошем состоянии отправляют людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, — например, чтобы пожилой человек не мёрз зимой, а девушка-подросток смогла пойти на выпускной в красивом платье. Часть хорошей одежды также попадает в магазины Charity Shop и секонд-хенд «Второе дыхание» и помогает собирать средства на развитие программ фонда. Старый текстиль передают приютам для животных. Изношенные вещи идут на переработку и становятся новыми материалами: обтирочной ветошью или набивкой для мебели.

Фонд принимает вещи через сеть контейнеров и пунктов приёма по всей стране. Сейчас их насчитывается более 650 в 70 городах.

Организация также развивает программу поддержки социальных предпринимателей и проводит бесплатные мастер-классы по апсайклингу в своей мастерской в Москве.

© Фонд «Второе дыхание»

Дарья, расскажите, каким вы помните фонд в начале и каким он стал спустя десять лет?

В 2015 году мы запускали фонд практически как стартап: это был прыжок веры, и было непонятно, куда всё это приведёт. Дело в том, что ещё десять лет назад в Москве не было ни одного оператора, принимающего ненужную одежду.

Всё началось с благотворительной распродажи в 2013 году в поддержку центра равных возможностей «Вверх». Мы с подругами собрали свою одежду и продали её, а вырученные средства передали в фонд. Спустя год открылся наш первый постоянно работающий магазин Charity Shop, а в ноябре 2015 года мы зарегистрировали фонд.

Изначально мы собирали вещи для перепродажи и отправляли средства на благотворительность. Но вскоре нам стали приносить много одежды, и мы начали помогать нуждающимся людям напрямую.

В 2016–2017 годах, когда появились первые контейнеры «Второго дыхания», люди начали с ними фотографироваться. Нас воспринимали как новый городской сервис, наподобие проката зарядных устройств для телефона или роботов-доставщиков. И мы, действительно, какое-то время двигались в этом направлении и думали, как выстроить удобную для людей инфраструктуру.

За десять лет фонд прошёл множество этапов в поисках своей идентичности, в какой-то момент и вовсе став технологическим проектом (тогда у нас появилось своё производство и мы стали развивать технологию по переработке синтетики). Сейчас у нас есть устойчивый формат работы, и наша первостепенная задача — это помощь людям в трудной жизненной ситуации.

Мы передаём вещи партнёрам по благотворительности в регионах и выстраиваем системы региональных хабов. Нам хочется видеть сильные, устойчивые организации, которым можно не только передавать вещи, но и выделять финансирование, чтобы они уже сами продумывали логистику и процессы на местах.

© Фонд «Второе дыхание»

Если отмотать время назад от сегодняшней инфраструктуры по всей стране до той самой распродажи 2013 года, какой поворотный момент позволил фонду масштабироваться?

Я считаю, что путь нашего фонда был контролируемой чередой случайностей. В 2014 году все наши процессы, от сортировки вещей до постинга в социальных сетях, проходили в магазине на Новокузнецкой, в подвальном помещении. Тогда я была в эйфории от того, что это кому-то нужно, кроме меня, но быстро почувствовала, что если мы не вылезем из этого подвала куда-то в город, то там и останемся.

Чтобы развивать проект, мы стали участвовать в различных конференциях, ходить на встречи, где благотворительные организации могли обратиться к бизнесу со своими инициативами. На одной из таких встреч мы познакомились с командой IKEA, и это, как мне кажется теперь, был судьбоносный для нас проект, который определил всё дальнейшее развитие фонда. Мы установили у них свои контейнеры, и это сработало: люди начали нести в них вещи.

Сейчас мы работаем именно по такой системе: половина наших пунктов приёма — это не собственная инфраструктура, а точки наших партнёров по всей стране, которые вместе с нами принимают одежду своих клиентов. Это особенно ценно для нас.

Секонд-хенд по любви: где искать стильные вещи в России

Что оказалось самым трудным при росте? Были ли ошибки, которые заставили перестроить процесс и улучшить работу фонда?

Мне кажется, самое сложное — быть первопроходцами. Как я уже говорила, когда появился фонд, подобных проектов в стране ещё не было и ориентироваться было не на кого, вообще ни в чём.

Со сложностями мы столкнулись, когда проводили первую акцию по сбору вещей. Мы решили устроить её в банке, где работала моя ментор, и для мероприятия нам были нужны контейнеры. Мы заказали шесть ящиков, и они приехали в совершенно чудовищном виде.

Дело в том, что контейнеров для сбора одежды тогда в России тоже не было, поэтому мы заказали ящики на фабрике производства ульев — той, что поисковик выдал первой по запросу «деревянная коробка с отсеком для хранения», — и вместе с клиентками магазина покрасили их побелкой для стен. Нам было достаточно весело до момента, когда из банка с утра пришло письмо: «Дарья, это просто ужас, мы убрали их в подсобку», а мой ментор в этот момент бегала по офису и искала новые ящики. Я сидела в магазине и думала: «Господи, пусть это всё как-нибудь забудется».

Через месяц после этого мой знакомый смог переделать ящики, и первый из них уехал в Хорошевскую гимназию. Там он привлёк много внимания, с ним даже провели целую фотосессию. После этого у нас было по шесть-восемь запросов в течение недели. Люди писали в теме письма, например, «Хочу ящик с единорогом». Так мы начали движение к взаимодействию с бизнесом и городом.

© Фонд «Второе дыхание»

Как сейчас выглядит система, по которой работает фонд?

Сейчас у фонда два сердца: это центры сортировки в Москве и Костроме. Туда вещи привозятся и там перераспределяются на благотворительность и переработку или возвращаются в экономику.

Фонд принимает одежду в 70 городах России через сеть контейнеров и пунктов приёма. Те точки приёма вещей, которые находятся не в Центральной России, как и правило, обслуживают местные операторы, а мы со своей стороны помогаем им с организацией процессов.

Также у фонда есть секонд-хенд «Второе дыхание» на Достоевской, с помощью которого часть вещей возвращается в экономику, а вырученные средства финансируют благотворительные программы фонда. Сеть магазинов Charity Shop — это отдельно работающий социальный бизнес. Средства от продажи вещей из него не только идут на программы фонда, но и отправляются другим благотворительным организациям.

Кроме того, есть ещё несколько проектов:

  • Инклюзивная мастерская, куда может прийти каждый пошить или поделать коллажи. Для людей с ограниченными возможностями здоровья здесь также проводят творческие мастер-классы.
  • Центр выдачи в Костроме — единственное место в инфраструктуре фонда, где люди могут получить помощь адресно.
© Фонд «Второе дыхание»

Я кладу пакет с одеждой в ваш контейнер — что с ним происходит дальше?

Вещи отправляют в центры сортировки. Что произойдёт с одеждой дальше, зависит от её состояния:

  • вещи в хорошем или отличном состоянии отправляются на благотворительность или возвращаются в экономику в секонд-хендах и благотворительных магазинах;
  • одежду в плохом состоянии передают на переработку или утилизацию.

Не все вещи пригодны к переработке. К примеру, одежда из 100% синтетики, обувь, многослойные вещи (пальто, пиджаки) и вещи из кожи и меха в плохом состоянии переработать не получится, поэтому мы просим не сдавать их в фонд.

© Фонд «Второе дыхание»

Раньше мы сами занимались переработкой, экспериментируя с синтетическими тканями. Превращали их в агломерат — пластиковые гранулы, из которых можно произвести новые материалы (например, ручки или вешалки). Этот проект продлился с 2020 по 2024 год. К сожалению, он так и не вышел на самоокупаемость, поэтому мы закрыли это направление и перенаправили ресурсы на благотворительные проекты фонда.

Новая жизнь вашего гардероба: как и во что перерабатывают одежду в России

Где вы ищете и как распределяете финансирование для фонда?

Сейчас у фонда есть несколько источников привлечения средств:

  • частные и корпоративные пожертвования;
  • продажа части вещей в пользу фонда в секонд-хенде «Второе дыхание»;
  • грантовое финансирование, оно идёт на реализацию конкретных социальных программ — к примеру, на проведение мастер-классов для людей с ограниченными возможностями здоровья или организацию дней поддержки (мероприятия, где подопечные фонда выбирают себе вещи вместе со стилистами).

Частный сбор пожертвований в фонде появился меньше четырёх лет назад, когда к команде присоединилась первый фандрайзер. Она с нуля продумала и запустила механизм ежегодных акций, в рамках которых мы собираем средства на помощь конкретным группам людей.

Например, сейчас мы проводим большую акцию «Куртка бабушке зимой». Мы собираем и доставляем тёплые вещи тысячам пожилых людей в разных уголках страны. Ранней весной мы также запускаем сбор на отправку вещей заключённым, которые готовятся к выходу на свободу, а летом — на помощь подопечным психоневрологических интернатов (ПНИ).

Людям важно видеть, кому именно мы помогаем и что эта помощь реальна. Для этого нужна прозрачная отчётность и истории людей, которые эту помощь получают. Конечно, нам трудно конкурировать за внимание с организациями, которые лечат детей или спасают животных. Но мы стараемся системно рассказывать, почему помощь вещами и в целом наличие у каждого человека удобных вещей по сезону важны, а также не быть алармистами и не кричать, что без поддержки аудитории обрушится мир.

Вы упомянули, что у фонда есть инклюзивное направление с групповыми занятиями и мастер-классами. Почему вы решили этим заниматься и есть ли какие-то трудности в этом направлении?

Среди тех, кому мы помогаем, всегда были и есть люди с инвалидностью. Поэтому, когда в фонде возникла идея открыть общественное городское пространство, ценность инклюзии уже витала в воздухе.

Через мастер-классы и открытый коворкинг мы создаём пространство, где люди могут пообщаться в дружелюбной обстановке и ощутить себя частью сообщества. Это особенно важно для тех, кто большую часть жизни находится в закрытых учреждениях, например ПНИ.

Первой проблемой в организации этих мероприятий для нас стал недостаток специалистов. Далеко не все мастера, которые сейчас сотрудничают со «Вторым дыханием», раньше имели опыт и навыки работы с людьми с особенностями развития. Чтобы это исправить, мы регулярно проводим тренинги, которые помогают специалистам наладить контакт с подопечными и организовать мастер-классы так, чтобы всем было комфортно и интересно.

Другая трудность, с которой мы столкнулись: у наших сотрудников, посетителей и волонтёров периодически возникали страхи и недопонимания, как правильно взаимодействовать с людьми с инвалидностью. Справиться с этим также помогают тренинги и беседы со специалистами.

Не умеют говорить, не могут ходить и не способны учиться: 9 мифов о людях с ДЦП

Каждое лето в мастерской фонда проходят «Креативные каникулы». Что это такое и как туда попасть?

Недельные каникулы начали проходить в фонде на регулярной основе с прошлого года, когда мы впервые включили их в грантовый проект и провели четыре смены в течение года. Мы увидели спрос и решили продолжать даже после окончания гранта, сделав мероприятия платными с гибкой системой скидок.

Участники посещают мастер-классы по рукоделию и дизайну и вместе с куратором и мастерами создают уникальные работы. С 2024 года в проекте приняли участие уже более 100 подростков. Следующие каникулы пройдут весной, а пока мастерскую можно посетить в рамках наших регулярных мастер-классов.

© Фонд «Второе дыхание»

Какие у фонда планы на ближайшие годы? Какая цель станет для вас маркером успеха?

Глобальная цель «Второго дыхания» на ближайшие годы — сделать так, чтобы наши партнёрские организации смогли предоставлять качественную вещевую помощь в регионах. Важно, чтобы людям не просто доставляли одежду, а чтобы превратили это в сервис, которым не страшно и не стыдно пользоваться.

Мы поймём, что добились цели, когда каждый региональный партнёр сможет проводить вещевые выдачи в просторном помещении с развешенными на рейлах вещами и зеркалами в примерочных, а не просто из мешков, набитых одеждой.

© Фонд «Второе дыхание»

Как каждый человек может поддержать фонд?

Чтобы помочь нам, есть несколько шагов:

  • поддержать фонд финансово, оформив регулярное пожертвование на сайте;
  • сдать в контейнер фонда вещи, которые затем отправятся на благотворительность или переработку;
  • сделать покупку в секонд-хенде фонда — это напрямую поможет финансировать благотворительные программы;
  • стать волонтёром — фонду нужны разные помощники: фотографы, аниматоры, водители, организаторы на мероприятиях, ассистенты на швейных мастер-классах и многие другие;
  • рассказать о работе фонда в своих соцсетях.

Ближайший к вам контейнер вы можете найти на интерактивной карте на нашем сайте. Оформить регулярное пожертвование можно по этой же ссылке. А о доступных экскурсиях мы всегда пишем в наших соцсетях — следите за новостями!