Материал сделан совместно со

Что такое инклюзивное образование

По данным опроса ВЦИОМ, 74% родителей школьников считают совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их сверстников полезным. Особенно лояльны те семьи, где дети уже имеют опыт учёбы в инклюзивных классах: 77% против 65% (без такого опыта). Что именно подразумевается под «инклюзивным образованием» и как оно устроено в российских школах — в нашем материале.

Что такое инклюзивное образование
© SeventyFour/iStock.com

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование — это подход, при котором дети с разными особенностями здоровья и развития учатся вместе со своими сверстниками, в одной школе и классе. В такой системе каждому ребёнку создают условия для получения знаний, независимо от его физических, интеллектуальных или социальных особенностей.

Чем инклюзивное образование отличается от других форм обучения

В традиционной школьной системе программа и задания рассчитаны на одинаковый уровень. В инклюзии же обучение подстраивается под каждого ребёнка: задания можно упростить или усложнить, учитель и специалисты помогают тем, кому это нужно, — будь то ребёнок с особенностями здоровья или, наоборот, одарённый ученик. В России, по статистике, 60% детей с ОВЗ обучаются именно в таких условиях.

Не умеют говорить, не могут ходить и не способны учиться: 9 мифов о людях с ДЦП

Коррекционные школы или классы предназначены только для детей с особенностями развития. Там образовательная программа изначально адаптирована под определённые трудности: например, есть углублённые занятия с логопедом, больше внимания уделяется развитию бытовых и социальных навыков, снижена нагрузка по некоторым предметам. Такой формат учитывает особенности ребёнка и даёт больше специализированной поддержки, но при этом ограничивает возможности для общения и совместного обучения с другими детьми.

Почему детям с особенностями развития важно учиться вместе со сверстниками

Ребёнку с особенностями здоровья учёба в инклюзивной школе даёт не только знания по предметам, но и возможность развиваться социально. В такой среде дети учатся общаться, находить друзей, работать в паре и участвовать в групповых занятиях. Это помогает им чувствовать себя принятыми и нужными, что напрямую повышает уверенность в себе. По данным свежего исследования учёных из Индонезии, дети с особыми образовательными потребностями в инклюзивных классах чаще проявляют навыки сотрудничества, лучше понимают социальные правила и активнее участвуют в жизни коллектива. Со временем такие изменения становятся ещё более заметными: дети всё активнее участвуют в общих делах и чувствуют себя частью класса.

Но польза есть не только для детей с особыми потребностями. Исследования показывают, что их одноклассники тоже развиваются: становятся более толерантными, учатся сопереживать, работать вместе и гибко мыслить. Например, учёные заметили, что в классах, где дети чаще взаимодействуют друг с другом и учатся в активной, живой среде, школьники без особенностей здоровья больше помогают другим и чаще берут на себя ответственность.

Как устроено инклюзивное образование в России

Согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», инклюзивное обучение должно быть обеспечено в каждой школе. Это значит, что дети с инвалидностью и другими особенностями развития имеют право учиться вместе со сверстниками по адаптированным программам.

«У вашего ребёнка расстройство аутистического спектра»: как принять диагноз и жить дальше

В 2016 году Минобрнауки утвердило ФГОС для детей с ОВЗ — специальные образовательные стандарты, которые учитывают особенности развития и позволяют адаптировать учебный процесс.

Инклюзивное образование предполагает:

  • создание безбарьерной среды — например, установку пандусов и лифтов, которые облегчают передвижение ребёнка с инвалидностью по школе;
  • работу ассистентов и тьюторов, которые помогают школьнику учиться;
  • использование специальных учебных материалов и технологий — учебников с крупным шрифтом, Брайля, сурдоперевода, компьютерных программ;
  • гибкость в расписании и методах обучения.

Однако эксперты отмечают: несмотря на закон, практика инклюзии в регионах сильно различается: в одних регионах создают ресурсные классы и готовят грамотных специалистов, а в других ограничиваются формальностями — ставят пандусы, но не обеспечивают детям и учителям нужной поддержки. Многое зависит от финансирования школ, готовности педагогов работать с детьми с особыми образовательными потребностями и поддержки родителей.

Кто помогает детям с особенностями развития учиться

Не всем семьям достаточно усилий школы, поэтому на помощь приходят государственные структуры, НКО, фонды и компании.

  • Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) определяют, какая форма обучения подходит ребёнку, и рекомендуют тьютора или адаптированную программу.
  • Благотворительные фонды проводят курсы для родителей, обучают педагогов инклюзии, создают методички. Например, фонд «Антон тут рядом» поддерживает школьников с расстройством аутистического спектра (РАС) и их родителей.
  • Региональные ресурсные центры помогают школам внедрять инклюзивные практики, а педагогам — повышать квалификацию.
  • Компании развивают благотворительные программы и проекты. Например, благотворительный фонд Сбера «Вклад в будущее» проводит акцию «Мир открытых возможностей». Её цель — поддержать проекты некоммерческих организаций, которые помогают детям с особенностями развития подготовиться к учёбе в школе и научиться общаться с другими людьми. Также фонд помогает разрабатывать инклюзивные методические пособия и образовательные программы.

Внести свой вклад в развитие инклюзивного образования может каждый из нас. Для этого важно поддерживать фонды, которые консультируют родителей, развивают ресурсные центры, готовят и оплачивают работу специалистов, помогающих детям с особенностями. Отправить пожертвование таким организациям можно через платформу СберВместе — это удобно и быстро, а средства точно пойдут по назначению.