Советы для родителей: как рассказывать ребёнку об экологии
Родители могут помочь ребёнку увидеть, как в природе всё взаимосвязано, и понять, что человек сам влияет на неё уже сейчас. Как заинтересовать детей, но при этом не перегрузить информацией и не напугать, узнали у биолога, экопросветителя, разработчика и ведущей образовательных продуктов по экологии для детей и взрослых Алины Кольовска.
Почему стоит говорить с ребёнком об экологии
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) закреплено, что по итогам обучения у школьника должны быть сформированы основы экологической культуры. На практике же теме экологии посвящены только части общих курсов по окружающему миру, биологии и географии. Чтобы у ребёнка сложилось общее понимание, ему надо помочь собрать эти «кусочки» знаний в единую систему. Некоторые педагоги проводят для этого отдельные уроки. Но не все хотят и имеют возможность выделять на это время. Родители же могут помочь ребёнку разложить знания «по полочкам».
Кроме того, у многих педагогов в общеобразовательных школах нет времени, чтобы искать актуальные исследования и следить за изменениями в экоповестке.
Учителя-предметники по биологии или географии, как правило, отлично знают фундаментальные понятия и законы живой природы. Но могут не успевать за изменениями в подходах и появлением новых концепций. Можно создавать у школьников системное представление об устройстве окружающего мира, но актуальность экологических проблем мы можем передать только через факты о том, что происходит сейчас.
Алина КольовскаБиолог, экопросветитель, разработчик и ведущий образовательных продуктов по экологии для детей и взрослых
По словам эксперта, это особенно важно для подростков, которые интересуются тем, что происходит «здесь и сейчас». Если этого нет в школьной программе, они ищут информацию сами в интернете. И могут натыкаться на шокирующий контент: например, кадры последствий катастроф и прогнозы «конца света». Это может вызвать экотревожность, чувство беспомощности, апатию или даже депрессию.
Родители могут правильно расставить акценты и рассказать, какие есть решения даже в тех ситуациях, которые пугают. Так можно не только избежать психологических проблем, но и задать правильный вектор.
Алина КольовскаБиолог, экопросветитель, разработчик и ведущий образовательных продуктов по экологии для детей и взрослых
Наконец, знания, полученные традиционными методами изучения — на лекциях, из учебников, не всегда хорошо усваиваются. А родитель может выбрать формат, который подходит именно его ребёнку: игру для дошкольника, эксперимент для младшего школьника, дискуссию для подростка. И превратить заботу о природе из теории или «обязаловки» в интересную часть своей жизни.
Любимые экопривычки редакции Сберегаем вместе
Подготовьтесь заранее
Главное правило: лучше знать чуть больше, чем собираетесь рассказать.
С дошкольником можно обойтись без глубокой подготовки. Например, в открытом доступе есть пособие «Про отходы» для детского сада, где базовые знания даны простым языком.
Но перед разговором со школьником младших классов лучше подготовиться: вспомнить или разобраться, что такое экологические связи, как компоненты экосистемы влияют друг на друга и почему важно, чтобы в лесу росли не только деревья и грибы, но и плесень.
Другой важный принцип — опираться на научные факты, а не на собственное мнение о них. Хорошие источники знаний: детские энциклопедии и методические материалы. Например, на сайте «Экокласс» есть готовые уроки по экосистемам и круговоротам веществ. У проекта «Всероссийский заповедный урок» вы найдёте простые объяснения базовых понятий с помощью примеров из дикой природы.
Говорите честно, даже если это сложно
Алина Кольовска советует: в попытке упростить информацию не стоит искажать научную картину мира. Например, лучше не говорить маленькому ребёнку, что деревья не надо ломать потому, что им больно. Потому что позже в школе он узнает, что у растений нет нервной системы. И тогда его доверие к экологическим знаниям пошатнётся.
Вместо эмоциональных упрощений лучше говорить честно: деревья важны потому, что дают пищу для животных, удерживают почву, очищают воздух. Если их станет меньше, всем будет хуже — и людям, и животным.
Алина КольовскаБиолог, экопросветитель, разработчик и ведущий образовательных продуктов по экологии для детей и взрослых
Если вы не знаете ответ на вопрос ребёнка, скажите об этом честно. Это будет поводом вместе найти информацию в энциклопедии, посмотреть обучающий видеоролик или выяснить ответ опытным путём. Например, многие думают, что бумажные стаканчики можно переработать как обычную бумагу. На самом деле они покрыты тонким слоем пластика. Проверить это можно дома: замочите стаканчик на сутки, а потом счистите слой целлюлозы — и вы увидите пластиковую плёнку.
6 вещей, которые на самом деле сделаны из пластика
Подбирайте формат под возраст и характер ребёнка
Дети разного возраста по-разному воспринимают информацию. У дошкольников ещё не сформировано абстрактное мышление: они познают мир через чувства, действия и воображение. У младших школьников восприятие непроизвольное: их внимание привлекает яркое и необычное. Поэтому их надо удивлять и заинтересовывать, чтобы информация запомнилась. Подростки начинают мыслить абстрактно, формировать собственную идентичность и стремятся к независимости, поэтому им важно не принимать готовые ответы, а самим участвовать в поиске решений и иметь пространство для своего мнения. От особенностей восприятия зависит, какой формат лучше «зайдёт» ребёнку.
Детям до 6 лет нужно давать информацию через образы и действия. Например, ребёнку пока не нужно знать термин «биоразнообразие». Но он может понять: если в лесу будут только зайцы, но не будет волков, то зайцев станет слишком много — и они съедят всю траву. Вы можете изучать природу на каждой прогулке: обращайте внимание на растения, птиц и животных, которых встречаете. Объектом изучения может стать даже лужа, если рассказать, что в ней живут крошечные организмы и насекомые. Для рассказов дома используйте игрушки, рисунки, настольные игры.
Школьников 7–11 лет удивляйте неожиданной информацией. Например: «А ты знал, что грибы и деревья дружат под землёй? Грибы дают дереву воду, а дерево грибам — питательные вещества». С ребятами этого возраста хорошо работают игры с карточками (например, дети могут составлять пищевые цепи), моделирование экосистемы из подручных материалов, совместный просмотр мультфильмов с последующим обсуждением. Например, игровые задания есть в уроках на сайте «Экокласс», а также в занятиях проекта «Разделяй и здравствуй». Ребят также может заинтересовать электронный формат обучения, когда уроки надо проходить почти как уровни компьютерной игры, и отвечать на вопросы тоже на компьютере. Такую возможность даёт бесплатный курс «Зелёная неделя» экопроекта «Собиратор».
Подростков 12–16 лет нужно вовлекать в дискуссию. Им нужны не наставления, а пространство для мнения. Задавайте вопросы, например: «Я прочитала, что 80% пресной воды уходит на сельское хозяйство. Что ты об этом думаешь?» Как отмечает Алина Кольовска, в этом возрасте особенно важно не навязывать позицию, а дать возможность проявить себя: через обсуждение, выполнение проекта или даже критику той информации, что вы даёте.
Основная задача взрослого — не передать максимум информации, а помочь ребёнку увидеть связи и почувствовать, что он может влиять на мир.
Алина КольовскаБиолог, экопросветитель, разработчик и ведущий образовательных продуктов по экологии для детей и взрослых
Не расстраивайтесь, если не получается увлечь ребёнка с первого раза. Дети даже одного возраста могут усваивать информацию по-разному: одному легче слушать, другому — воспринимать через визуальные образы, третьему — запоминать через действие. Пробуйте любые форматы — и вы найдёте нужный.
Превратите знания в привычки
Теория без практики быстро забывается. Но если связать её с повседневными действиями, она становится частью жизни. Вот несколько идей.
- Пишите и рисуйте на обеих сторонах бумаги. Так вы будете сохранять деревья, которые играют важную роль в поглощении углекислого газа и поддержании биоразнообразия.
- Выключайте воду, пока чистите зубы или моете руки. Вместе вы будете беречь пресную воду — жизненно важный ресурс для всех существ на планете.
- Используйте многоразовые бутылки для воды. Вы уменьшите потребление ресурсов и объём отходов на свалках.
- Подкармливайте птиц зимой и наблюдайте за ними. Это поможет понять, как животные адаптируются к сезонам и зависят от растений.
- Ходите пешком или ездите на велосипеде, когда это возможно. Так вы снизите выбросы парниковых газов, провоцирующих изменение климата.
- Передавайте ненужные вещи другим. Например, можно поставить в комнате ребёнка коробку, в которую он сможет складывать игрушки, книги или одежду, которые ему больше не нужны. Отдавая свои вещи тем, кто в них нуждается, ребёнок сам будет помогать экономить ресурсы и уменьшать отходы.
Такие практики не требуют больших усилий, но создают у ребёнка ощущение, что его действия имеют значение.
С чего проще всего начать заботиться о природе: полезные привычки на каждый день
Вам не обязательно быть биологом, чтобы объяснить ребёнку, что такое экосистема. Достаточно быть любознательным, искать ответы на вопросы и признавать, когда чего-то не знаете. Помните: дети учатся на вашем примере. Если ежедневная забота о природе кажется чем-то сложным, попробуйте найти вдохновение в материале Ольги Бойко — экоактивистки и координатора движения «РазДельный Сбор» в Сочи.