Как заработать репутацию настоящего эксперта: 6 шагов к успеху
При выборе любого специалиста, будь то врач или сантехник, мы в первую очередь смотрим на отзывы. Именно они формируют представление о профессионализме человека. То же самое относится и к любым работникам — если вас считают экспертом в своей сфере, двигаться по карьерной лестнице будет проще. Рассказываем, как сформировать профессиональную репутацию, зачем она нужна и что её может испортить.
Что такое профессиональная репутация
Это то, как вас оценивают окружающие на работе и в профессиональном сообществе. О каждом специалисте у его коллег, клиентов или партнёров складывается определённое мнение. Например, один сотрудник всегда соблюдает дедлайны, берётся за сложные проекты, регулярно осваивает новые компетенции и делится опытом с другими — у него сложилась репутация опытного эксперта. Другой работник часто нарушает договорённости, выполняет только привычные задачи и не стремится расти профессионально. Его имидж будет сильно отличаться в худшую сторону.
Профессиональная репутация складывается на основе:
- компетентности — у вас много навыков, которые помогают эффективно решать задачи;
- развития — постоянно повышаете свою квалификацию и растёте профессионально;
- надёжности — выполняете обещания и соблюдаете сроки, отвечаете за свои решения;
- инициативности — предлагаете новые идеи, активно участвуете в делах компании;
- умения работать в команде — умеете взаимодействовать с коллегами и партнёрами;
- порядочности — всегда честны с людьми, соблюдаете правила корпоративной культуры;
- коммуникабельности — умеете находить общий язык с окружающими и доносить свои мысли конструктивно;
- обратной связи — о вас отзываются положительно и рекомендуют с вами работать.
Профессиональная репутация начинает формироваться уже на первой работе. Чем она хуже, тем выше риск затормозить карьеру. А вот хорошая репутация позволит:
- найти новое место, которое устраивает по всем параметрам;
- активнее продвигаться по карьерной лестнице;
- больше зарабатывать;
- получить доверие профессионального сообщества.
«Хорошая репутация повышает узнаваемость и популярность эксперта. И, как следствие, у него будет больше шансов в конкурентной борьбе за интересные проекты. Чем больше эксперта знают и готовы рекомендовать, тем выше его цена на рынке».
Анна РассомахинаHR-директор, юрист и руководитель кадрового HR-агентства «Ценные люди», автор канала «Заметки опытного HR»
Вот что точно испортит вашу профессиональную репутацию:
- Постоянные ошибки. Если вы срываете сроки, не выполняете обещания и не разбираетесь в задачах, потеряете доверие начальства и коллег.
- Конфликтность. Работать со специалистом, который ругается, грубит или смотрит на всех свысока, неприятно. Такое поведение не только портит атмосферу в коллективе, но и показывает, что человек не умеет держать себя в руках.
- Безответственность. С работником, который постоянно перекладывает вину на других, коллеги не хотят взаимодействовать.
- Отсутствие роста. Если вы не развиваетесь как специалист, вы не сможете качественно выполнять задачи и начнёте допускать ошибки.
Конформизм на работе: почему быть удобным не всегда хорошо
Как сформировать профессиональную репутацию
1. Найдите свои сильные стороны
Подумайте, какие профессиональные и личностные качества позволят вам выделиться на рынке труда. Проанализируйте, в чём вы сильнее других, и подчеркните свои главные преимущества, например образование, опыт, награды или полезные связи. Также оцените, что вы можете дать компании, где планируете работать.
«Определите свою уникальность. Ни за кем не повторяйте: копия никогда не будет лучше оригинала. Рынок насыщен копиями, а всем интересны исключительные эксперты, у который всегда есть своё профессиональное мнение», — подчёркивает Анна Рассомахина.
2. Будьте активны
Старайтесь не просто выполнять свои обязанности, а проявляйте инициативу: предлагайте решения, участвуйте в дополнительных проектах, задавайте вопросы. Так вы не только быстрее разберётесь в процессах, но и покажете себя с лучшей стороны перед руководством.
При этом важно брать на себя ответственность за реализацию своего предложения и его результат. Поэтому сначала оцените, справитесь ли вы с дополнительной нагрузкой, и только потом предлагайте идеи. Если они не сработают, разберите ошибки, чтобы понять суть проблемы. И помните, что инициатива должна объединить команду, а не разобщить её.
3. Учитесь новому
Постоянно повышайте квалификацию. Для этого:
- проходите обучение на онлайн- или офлайн-курсах;
- посещайте профильные выставки, конференции и семинары;
- читайте специальную литературу;
- следите за трендами в вашей сфере;
- осваивайте новые навыки через личный опыт и практику коллег, анализируйте кейсы других экспертов, чтобы понять, как они справились с задачами.
«Регулярно наращивайте уровень компетенций. Сейчас такое время: сегодня ты эксперт, а уже завтра твои знания ничего не стоят», — советует эксперт.
4. Развивайте нетворкинг
Общение с коллегами помогает укрепить профессиональную репутацию и быть в курсе трендов. Чтобы поддерживать отношения с представителями отрасли, ходите на профильные мероприятия. Конференции, выставки и бизнес-завтраки — отличный способ познакомиться с нужными людьми. Оставляйте комментарии в аккаунтах коллег и на профильных форумах.
Постоянно поддерживайте полезные связи — время от времени напоминайте о себе знакомым, спрашивайте их мнение и поздравляйте с профессиональными праздниками.
5. Прокачивайте личный бренд
Личный бренд — это образ человека в целом, в том числе его ценности, профессиональные успехи и даже внешний облик. Над ним тоже нужно работать, если хотите привлечь внимание и построить карьеру. Используйте соцсети, чтобы рассказать о своей экспертности. Делитесь в постах полезным опытом, лайфхаками и интересными историями.
6. Продвигайте свои успехи
Делитесь своими достижениями с руководством и коллегами. Выберите подходящий момент — совещание или встреча с руководителем. Рассказывайте о выполненных проектах и результатах работы. Говорите о конкретных результатах в цифрах и с примерами.
Например, вместо «Сделал работу быстрее» скажите: «Выполнил недельный план быстрее на 20%». Избегайте хвастовства — для этого отмечайте не только свою работу, но и усилия команды. Попросите коллег дать рекомендации вашей работе — они будут убедительнее, чем самопрезентация.
Главное о профессиональной репутации
- Для эксперта важно, что думают коллеги или клиенты о его профессиональных качествах. Какая репутация сложится у специалиста, зависит от многих факторов: его компетентности, коммуникабельности и личного бренда.
- Хорошая репутация помогает эксперту развивать карьеру и зарабатывать больше — такому человеку доверяют сложные проекты и прислушиваются к его мнению.
- Испортить мнение о себе легко — достаточно показать свою некомпетентность, конфликтность или безответственность. Сотруднику с плохой репутацией сложнее найти хорошую работу или продвинуться по карьерной лестнице.
- Чтобы сформировать и укрепить репутацию, постоянно повышайте квалификацию, проявляйте активность на работе, рассказывайте о своих достижениях, развивайте нетворкинг и личный бренд.