Если нет начальника и контроля: как работать и строить карьеру в бирюзовой компании
Продуктивность сотрудника и его карьерный рост во многом зависят от стиля управления в компании. В организации с чёткой структурой и авторитарным руководителем будут действовать одни регламенты. Там, где нет иерархии и больше свободы для работников, — другие правила. Чем отличаются бирюзовые компании, какие принципы привлекают в них сотрудников и как добиться успеха в таком месте, «Рамблеру» рассказали эксперты.
Какая компания — бирюзовая
В бирюзовых компаниях всё устроено не так, как в обычных. В них нет привычной иерархии — руководитель и работники, которые ему подчиняются. Все подразделения и даже некоторые сотрудники работают независимо друга от друга. Между собой их связывают только общие ценности и одна большая цель. Считается, что в такой атмосфере люди работают с большей вовлечённостью, потому что сами несут ответственность за общий результат.
Термин «бирюзовая» компания придумал бизнес-консультант Фредерик Лалу. В своей книге «Открывая организации будущего» он разделил все компании по этапам развития и окрасил их в разные цвета. По его мнению, бирюзовая организация — самая эффективная: вместо менеджеров в ней самоуправление, а вместо приказов — совместные решения.
Бирюзовая компания — это не просто организация без начальников, поясняет бизнес-консультант Татьяна Фёдорова. Это сообщество людей, которые умеют брать на себя ответственность, договариваться и действовать без постоянного контроля. В ней нет привычной вертикали «начальник — подчинённый» и должностных инструкций на каждый шаг. Вместо этого — общая цель, команда и доверие.
«Чтобы стать частью “бирюзовой” среды, нужно пройти предыдущие уровни. На “синем” уровне — научиться работать по инструкции. На “оранжевом” — брать на себя ответственность за свой личный результат. На “зелёном” — слышать других и работать в команде. Если эти навыки не освоены, то в бирюзовой компании вы не приживётесь».
Татьяна Фёдоровабизнес-консультант, сертифицированный фасилитатор Access Consciousness
Эксперт приводит такой пример. Слесарь в управляющей компании привык делать всё «по-своему» и игнорировать инструкции. В обычной компании его могут терпеть, пока он выдаёт результат. В бирюзовой такой сотрудник работать не сможет, поскольку в данном типе организации важны не только профессионализм, но и ответственность, а также способность договариваться.
Принципы работы бирюзовой компании
- Глобальная цель. У организации есть высокая миссия, которая важнее прибыли. Например, развитие технологий или продажа качественных продуктов питания.
- Самоуправление. Иерархическая структура заменена на гибкую систему, где сотрудники сами принимают решения и несут за них ответственность.
- Целостность. Каждый работник рассматривается как личность, а не как исполнитель задач. Специалист может работать как ему удобнее — например, в удалённом или гибридном формате. В компании не требуют соблюдать дресс-код. Главное — чтобы индивидуальность одного сотрудника не мешала коллегам.
«С точки зрения работника бирюзовая компания — это простор для профессиональной организации. В таких фирмах отсутствуют чёткие должностные инструкции, есть полная свобода в принятии решений и финансовая открытость. Но на практике в бирюзовых компаниях уживаются не все. В первую очередь сотрудник несёт полную ответственность за все принимаемые им решения. Не получится сказать, что какое-то действие навязали сверху или сослаться на внешние причины».
Екатерина Агаевагенеральный директор сервиса GdeRabota.ru
Среда решает: как коллеги влияют на вашу карьеру и доход
Как работать и строить карьеру в бирюзовой компании
В России пока немногие организации могут считать себя бирюзовыми. Самые известные компании, которые уже придерживаются таких принципов, — «ВкусВилл», «Аскона», банк «Точка». Например, в продуктовой сети «ВкусВилл» у сотрудников нет планов и KPI, а работают они по принципу самоуправления. У них нет руководителя, который отдаёт приказы: работники вправе сами принимать важные решения, для этого не нужно ждать инструкций или совещания с руководителем. Например, они могут самостоятельно сделать возврат товара или поменять оформление витрины. При этом зарплата персонала зависит от выручки магазина.
Многие компании не переходят полностью на бирюзовые принципы, но совмещают классическую и нестандартную структуру — например удалёнка, но с обязательной отчётностью. Вот по каким признакам можно понять, что ваша компания немного бирюзовая:
- в ней есть сотрудники, которые самостоятельно принимают решения;
- работники отчасти могут влиять на бизнес-процессы;
- руководитель разрешает сотрудникам самим выстраивать рабочий график;
- развита культура обратной связи;
- коллеги доверяют друг другу:
- сотрудники предлагают решения, а руководитель их поддерживает;
- понятны все роли и правила;
- начальство поощряет постоянное развитие персонала.
Чтобы эффективно трудиться и расти профессионально в таком месте, эксперты советуют придерживаться нескольких правил.
1. Развивайте навык самоконтроля
В бирюзовой компании нет иерархии «начальник — подчинённый», поэтому продуктивность работника зависит только от него самого. Умение управлять своим временем — один из ключевых навыков для карьерного развития. Учитесь работать без постоянного контроля со стороны руководителя — для этого грамотно планируйте рабочий день. Для этого разделите:
- задачи на главные и второстепенные — выделите самые важные дела и те, которые можно отложить;
- дела на несколько этапов — каждое задание разбейте на мелкие подзадачи: так будет легче справляться с работой и видеть результат;
- работу и отдых — даже если вы не успеваете что-то сделать, всё равно устраивайте небольшие перерывы между задачами, чтобы отдохнуть и набраться сил.
2. Проявляйте активность
Не ждите, когда вам поручат очередную задачу. Предлагайте новые идеи и решения, как их реализовать. Будьте готовы отвечать за результат.
«Карьерный рост в бирюзовой компании — это не новая должность, а рост вашего авторитета и влияния в команде. Чем больше инициативы и реальной пользы вы приносите, тем выше ваша ценность», — говорит Татьяна Федорова.
Екатерина Агаева добавляет, что от инициативности сотрудника во многом зависит карьерный успех в бирюзовой компании.
«Чем больше специалист готов предложить и сам это осуществить, тем выше у него шансы на получение более высокой должности», — отмечает эксперт.
3. Учитесь адаптивности
В компании, где каждый отвечает сам за себя, нет жёстких регламентов. Поэтому в таких условиях важно уметь подстраиваться под внешние изменения и искать решения самостоятельно. Такая гибкость позволит сотрудникам развивать новые компетенции и взаимодействовать с разными людьми. Также адаптивность помогает лучше работать. Например, гибкий сотрудник может:
- быстро реагировать на любые изменения и подстраиваться под них;
- переключаться между разными задачами и не терять при этом продуктивность;
- управлять своими эмоциями и избегать стресса.
4. Прокачивайте коммуникацию
Умение понятно доносить свои мысли и слышать других — полезный навык для развития карьеры. Для этого важно уметь понимать эмоции собеседника, слушать и задавать вопросы. Это позволит быстрее достичь целей, мотивировать коллег, находить новых знакомых и поддерживать полезные связи. Чтобы общаться продуктивно, научитесь:
- чётко формулировать свои ожидания — обозначайте конкретные критерии или сроки, проговаривайте себе и коллегам, почему важно вовремя и качественно выполнить задачу;
- отстаивать своё мнение — будьте вежливы, но настойчивы, когда нужно аргументировать свою позицию: предоставляйте конкретные факты для доказательства правоты;
- держаться уверенно — открытость и вежливость, прямой взгляд и ровная спина помогут выглядеть надёжным и решительным человеком. Контролируйте свою речь и манеру держаться, чтобы произвести хорошее впечатление, но при необходимости держите дистанцию.
5. Будьте эмоционально открытыми
Сотруднику, который умеет понимать и выражать собственные эмоции, проще строить взаимоотношения с коллегами. Он способен проявлять большую эмпатию к клиентам и членам команды. Такой работник:
- лучше взаимодействует с людьми;
- повышает производительность всей команды;
- снижает уровень стресса в коллективе.
«В бирюзовых компаниях вопрос доверия стоит особо остро — нужно уметь положиться на людей в любой ситуации, а также давать им обратную связь и честно говорить о своих чувствах. А желание понравиться коллеге, напротив, помешает адекватной коммуникации».
Екатерина Агаевагенеральный директор сервиса GdeRabota.ru
6. Постоянно развивайтесь
Профессиональный рост позволит получить новые компетенции, построить успешную карьеру и увеличить доход. Без регулярного обновления знаний специалист быстро теряет конкурентоспособность — как внутри компании, так и на рынке труда. Чтобы понять, в каком направлении нужно расти:
- проведите аудит компетенций — оцените свой текущий уровень профессиональных и мягких навыков;
- определите цели — чётко представьте, к чему вы стремитесь. Например, освоить новый инструмент для повышения в должности или расширить экспертизу;
- выберите стратегию — решите, когда начать и какой формат обучения вам подходит: онлайн или офлайн, самостоятельные занятия или работа с наставником.
Главное о работе в бирюзовой компании
- Главное отличие бирюзовой организации: в ней нет строгой иерархии, а сотрудники вправе сами принимать решения. Коллектив может работать независимо друг от друга, объединяет коллег только общая цель. У работников больше не только свободы, но и ответственности.
- Чтобы успешно работать в «бирюзе», прежде необходимо пройти «классические» этапы: научиться выполнять инструкции руководства, брать ответственность за свой личный результат и работать в команде. Если этих навыков нет, в бирюзовой компании вам будет трудно.
- Для продуктивного труда и развития карьеры в «бирюзе» важно не ждать указаний, а проявлять инициативу и отвечать за свои решения, быстро реагировать на любые изменения, уметь общаться с людьми, быть эмоционально открытым, постоянно расти и развивать профессиональные навыки.
Я снова с бывшим: как правильно вернуться в компанию, где уже работали