Как учиться тем, кому за 40: андрагогика, а не педагогика
Чем старше становишься, тем труднее учиться, говорят неврологи, психологи и физиологи. С возрастом сложнее усваивать новую информацию, переключаться между задачами, совмещать учёбу с работой и повседневными делами. Но есть способ сделать обучение проще и эффективнее — выбрать программу, построенную по принципам андрагогики, системы, разработанной для обучения взрослых. Андрагогика учитывает особенности восприятия у зрелых людей, помогает организовать процесс так, чтобы он был максимально полезным и необременительным. В сочетании с самообразованием она становится ключом к непрерывному обучению — фактору, который серьёзно повышает вашу ценность на рынке труда. Эксперт образовательной платформы «Нетология» рассказала «Рамблеру», как это работает и почему взрослым важно учиться иначе, чем детям и молодёжи.
Что такое андрагогика
Среднее и высшее образование построено на принципах педагогики — науки о воспитании и развитии детей и подростков. А вот программы дополнительного образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации всё чаще строятся по принципам науки обучения взрослых — андрагогики. Она появилась 40 лет назад в США (один из её основоположников — Малколм Ноулз), а в России стала популярна только в последнее десятилетие.
Зачем нужна система преподавания для взрослых
Цель андрагогики — помочь уже опытному профессионалу быстрее и эффективнее освоить новую профессию или повысить компетенции конкретно под его цели и задачи. Для этого предполагаются большой выбор курсов, новые форматы обучения и иное взаимодействие с преподавателем — не такое, как в классических школе, колледже или вузе.
Кому подходит? Андрагогика предназначена для взрослых людей — от 18 лет и до пожилого возраста. Курсы, выстроенные по принципам андрагогики, подходят тому, кто:
- хочет освоить новые компетенции для решения конкретной профессиональной проблемы (например, есть необходимость разобраться в финансовом учёте, чтобы контролировать развитие своего бизнеса);
- способен к самостоятельности в обучении — помнит о дедлайнах и выполняет задания;
- имеет профессиональный опыт, который можно использовать в новой специальности;
- хочет сразу же опробовать полученные знания на практике.
Отличия андрагогики от педагогики
Педагогика
- Ученик получает знания, подстраиваясь под систему образования.
- Плотный график и дисциплина — строгий контроль посещений.
- Занятия проходят в очном, очно-заочном и заочном форматах. При этом объём программ отличается. Заочное обучение на рынке труда ценится меньше.
- Преподаватель контролирует и оценивает.
- Обучение преимущественно в традиционных форматах (уроки, лекции), аттестация через сдачу зачётов и экзаменов.
- Больше теории, меньше практики.
Андрагогика
- Ученик выбирает подходящий для себя образовательный трек, учитывая объём программы и свой график.
- План обучения гибкий — занятия разбиты по модулям, проходят онлайн или в гибриде.
- Преподаватель консультирует и наставляет.
- Проектное обучение, ориентированное на решение реальных кейсов.
- Теория обязательно подкрепляется практикой. Есть возможность собрать профессиональное портфолио.
- Аттестация в форме защиты проекта.
Как андрагогика встраивается в образование
Эксперты образовательной платформы «Нетология» выделяют основные принципы построения программы:
- Учебный материал разбит по блокам, которые необходимо проходить последовательно, выполняя домашние задания.
- Обучение проходит в формате вебинаров.
- Преподаватели, действующие практики, оценивают и дают подробную обратную связь.
- Условия аттестации — выполнение большей части практических заданий и защита итоговой проектной работы.
«Андрагогика — это не просто "обучение взрослых". Это система, в которой учёт личных целей, опыта, темпа и мотивации не бонус, а основа. Она учитывает тот факт, что взрослым важно не просто знать, а применять знания на практике. У взрослых есть потребность в самонаправленности и самостоятельности, и они хотят держать процесс обучения под контролем».
Арина Пантинаобразовательный продакт-менеджер «Нетологии»
Передовые университеты начали активно внедрять андрагогику в высшее образование, но в основном это касается программ магистратуры. «Нетология» уже запустила ряд совместных с вузами онлайн-программ по магистратуре, которые построены как раз по принципам андрагогики.
Советы, как выбрать образовательную программу
- Исходите из своей цели — какие знания вам нужны, для чего. Например, продвинуться по карьерной лестнице, стать более квалифицированным на нынешней должности или сменить профессию и уйти в другую сферу.
- Проверьте актуальность курса — соответствует ли программа требованиям рынка труда. Как это сделать? Просмотрите вакансии на любом сервисе по поиску работы, обратите внимание на требования к обязанностям. Навыки, которые вы получите, пройдя обучение на выбранном курсе, должны соответствовать актуальным требованиям работодателей.
- Определитесь с форматом. Если есть возможность больше времени уделить учёбе и важен личный контакт, выбирайте гибридные курсы. Если времени у вас мало, учёбу придётся совмещать с работой, отдавайте предпочтение онлайну.
- Решите, сколько времени вы готовы выделять на учёбу. От этого зависят объём и длительность курса. Чем больше программа, тем углублённее теория и больше практики. Например, можно получить базовые знания по графическому дизайну за четыре месяца или вырасти от новичка до опытного создателя графического дизайна почти за полтора года.
- Узнайте о перспективах — есть ли стажировки и трудоустройство после выпуска с курса. Если вы начинаете путь в профессию с нуля, то практика после обучения даст вам стартовый опыт. Обычно образовательные организации предлагают работу в компаниях-партнёрах.
- Определитесь со способом оплаты. Если обучение платное, оцените свои возможности. Цена зависит от объёма и длительности программы: чем длительнее и масштабнее курс, тем он дороже.
Рассмотрим, как проанализировать курс для дальнейшего обучения, на примере курса «Нетологии» по дизайну интерьера:
- Разработчики сразу предлагают ознакомиться с подробным учебным планом.
- Заранее известны сроки начала и окончания учёбы.
- Оговорены формат обучения и результат — какой документ вы получите после прохождения курса.
- Известна стоимость.
- Обозначена практическая ценность: в процессе обучения студенты создадут минимум пять проектов, которые смогут вложить в своё портфолио.
- Заранее известно о существовании карьерного клуба, который поможет найти практику и трудоустроиться.
Как не потратить миллион впустую: гид по выбору бизнес-образования
«Взрослые люди имеют жизненный опыт, внутреннюю мотивацию к изменениям, готовы ради этих перемен снова учиться, предпочитают обучение, ориентированное на решение проблем и достижение понятного результата, ждут к себе уважения и отношения как к равным», — говорит Арина Пантина.
Преподаватели-андрагоги стараются учитывать возрастные особенности учеников — после 50 лет человеку сложнее быстро усваивать новую информацию и запоминать её. К таким студентам — особый подход: больше внимания (больше встреч и переписок), более детальная обратная связь по выполненному заданию.
Как учиться самостоятельно?
Существует ещё одна система обучения — хьютагогика, которая появилась за рубежом в начале 2000-х и сегодня довольно редко используется в российских образовательных программах. Почему? При хьютагогике не нужен преподаватель, который даст знания и проверит их, соответственно, такая система не подходит учреждениям, оказывающим образовательные услуги.
Зачем нужен ещё один способ обучения? Хьютагогика подходит для самообразования и частично (в синтезе с андрагогикой) используется в образовательных программах допобразования для самостоятельной работы. Такой способ подходит специалистам, которые хотят быстро научиться новому и скорее применить это в работе.
Пример применения хьютагогики в образовании — бесплатные курсы, вебинары и гайды. Спикеры делятся экспертизой: можно познакомиться с новой специальностью или получить новый навык. Курсы не предполагают выполнение заданий и их оценивание.
«Хьютагогика позволяет не просто учиться по плану, а создавать его — вы определяете, чему, когда и как учиться. Сами исследуете тему и конструируете знания. Часто такие учащиеся даже создают собственные учебные материалы (аналитические записки, презентации, видео, инфографику) и после курируют других».
Арина Пантинаобразовательный продакт-менеджер «Нетологии»
Как организовать самообразование
- Обязательно поставьте цель (что хотите узнать, чему научиться) и не отходите от неё. Иначе запутаетесь в большом количестве информации и, возможно, будут пробелы в знаниях по теме.
- Составьте план и структуру своей программы, чтобы не запутаться, не повториться и не потерять время.
- Выберите хорошие источники. Составьте список ресурсов (сайтов, блогов, литературы, исследований), которым можно доверять. Проверяйте компетентность авторов.
- Относитесь критически к информации. Важно учитывать актуальность и разные мнения в одном вопросе. Интересуйтесь опытом экспертов, которых знаете: как они решали проблемы в жизни, а не в теории.
- Ставьте дедлайны, чтобы не забрасывать учёбу.
- Практикуйтесь: ищите задания в интернете, придумывайте собственные проекты. Это поможет тренировать навыки.
Главное о том, как учиться непрерывно
- Поступайте в образовательные учреждения, где преподают в соответствии с принципами андрагогики, чтобы быстро и эффективно получить необходимые компетенции.
- Обучение на курсах, которые используют принципы андрагогики, позволит вам совмещать учёбу с работой без ущерба, практиковаться и в дальнейшем устроиться на новое место работы.
- Параллельно занимайтесь самообразованием, чтобы оперативно восполнить недостатки знаний по текущим вопросам, а также продолжать профессионально развиваться.
Реклама.
16+.
ООО «Нетология».
г. Москва.
ОГРН: 1207700135884.
Идентификатор ОРД: F7NfYUJCUneRJUjaAtA9