Днём работа, вечером «школа»: как работать и учиться одновременно

40% россиян совмещают работу с получением ещё одного образования, утверждают специалисты большого совместного исследования холдинга РОМИР, группы компании ANCOR и платформы «Россия — страна возможностей». Когда и как работающие люди умудряются ещё и учиться? Хорошее решение — поступить на вечернее обучение с гибким графиком и посещением занятий после работы. «Рамблер» разобрался, как устроено вечернее обучение, вместе с экспертами — представителями университета и колледжа, а также студентами, которые работают и параллельно учатся.

Днём работа, вечером «школа»: как работать и учиться одновременно
©  Creative Credit/iStock.com

Высшее и среднее профессиональное образование

В университетах и колледжах существует дневная и вечерняя формы обучения. Если человек работает и желает получить среднее профессиональное или высшее образование, дополнительное образование, пройти курс повышения квалификации или профпереподготовку, то ему идеально подойдёт очно-заочная форма обучения.

Какими бывают формы обучения

Очная (дневное):

  • обучение утром и днём;
  • обязанность присутствовать на всех парах.

Очно-заочная (вечернее):

  • обучение по вечерам — с 18 до 22 часов;
  • обязательное посещение лекций и семинаров.

Заочная:

  • обучение происходит самостоятельно дома по учебному плану;
  • необходимо выполнять промежуточные тесты и лично сдавать сессию.

«Студенты вечернего отделения более практико-ориентированные. Они, как правило, больше мотивированы на учёбу — им нужен диплом, чтобы повысить статус и продвинуться по карьере. Поэтому учебные материалы для студентов вечернего и заочного отделений отличаются конкретикой, а не общими рассуждениями. Тогда как для дневных студентов материал имеет больше академическую направленность».

Раиса Гусева
Раиса Гусевапреподаватель факультета экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ

В отличие от дневной формы, при вечерней форме обучения:

  1. Многие направления подготовки высшего образования доступны только в очном формате, в вечерней форме обучения их нет.
  2. Стоимость обучения у вечерников ниже.
  3. Меньше занятий — три-четыре дня в неделю, — поэтому больше самостоятельной работы.
  4. Срок обучения у вечерников дольше на полгода или год.
  5. Студенты-вечерники не получают стипендию, не могут заселиться в общежитие (разве что временно в сессию) и получить отсрочку от армии.
  6. Студенты вечерней формы могут брать отпуск на работе для сдачи сессии.

Внимательно изучите курс и ознакомьтесь с отзывами выпускников, прежде чем решиться поступить на очно-заочное отделение. Тамара Кривенкова сейчас одновременно учится очно на продюсера в Институте кино и телевидения и очно-заочно на филолога в Российском государственном гуманитарном университете. Когда она выбирала программу, пришла к выводу, что не везде вечернее обучение организовано качественно.

«Считаю очно-заочную форму обучения не самой надёжной, хотя она подошла бы большему количеству людей, чем очное образование. Многие программы сжаты для вечернего отделения очень некорректно», — высказывается студентка.

Как поступить на вечернее обучение:

  1. На общих основаниях на бюджетное место или платно по договору.
  2. Проходные баллы на вечернем отделении ниже, чем на дневном, значит, и поступить легче.
  3. На очно-заочном мест меньше, чем на очном.

Диплом об окончании очно-заочной (вечерней) формы обучения ничем не отличается от диплома очников. Пометку о том, как вы учились — на дневном или вечернем отделении, — не ставят. При приёме на работу вам могут задать этот вопрос (что маловероятно). В целом работодатели не имеют предубеждений относительно вечерней формы обучения.

В 2025 году начали действовать новые правила зачисления в вузы

Онлайн-образование

Если у вас совсем нет возможности посещать учебное заведение, рассмотрите гибридный и дистанционный форматы. Объём и длительность у курсов разная, зависит от направления и специальности. Например, на онлайн-платформах курсы магистратуры могут быть такими же насыщенными, как на очном отделении в университетах, — длятся два года.

Когда и как проходит обучение онлайн

  1. Если курс состоит из записанных роликов, то проходить его можно в любое время — в перерывах на работе, вечером после неё или в выходные.
  2. Если курс подразумевает вебинары, то они проходят в конкретное время по вечерам. Есть возможность посмотреть запись, если студент не смог присутствовать.
Не путайте онлайн с традиционной заочной формой обучения! Они похожи, но всё-таки есть существенные различия.

Заочное обучение:

  • нет занятий и взаимодействия с преподавателем;
  • студент самостоятельно осваивает учебный материал;
  • промежуточная и итоговая аттестация проходит так же, как на очном обучении (в форме зачётов и экзаменов) и практически в то же время.

Дистанционное обучение:

  • занятия проходят в формате вебинара: преподаватель рассказывает учебный материал по видеосвязи, студенты подключаются, возможно обсуждение и выполнение заданий;
  • программа разделена на блоки, в каждом необходимо выполнять домашние задания.

«В онлайн-магистратурах занятия проходят вечером по будням и в выходные. Как правило, они занимают два-три вечера и один выходной плюс время на выполнение домашних заданий. В целом требуется около 20–30 часов в неделю. Студенты учатся в течение всего учебного года: по расписанию посещают вебинары и практические занятия с преподавателями, сдают домашние задания и тесты. Как и в привычном формате, когда нужно приходить на пары в университет, только делают это вечером онлайн».

Наталья Медведева
Наталья Медведеваруководитель направления «Высшее образование» в «Нетологии»

Елене Висангириевой 57 лет, она кандидат педагогических наук. За последние годы женщина окончила пять курсов допобразования, и теперь она фотомодель, стилист-имиджмейкер, продюсер по съёмкам в модных журналах, дизайнер украшений и актриса. Елена вспоминает своё онлайн-обучение:

«Все занятия проходили вечером после работы 2–5 раз в неделю, длительность — от 1 до 3 часов. Я практически всегда присутствовала на занятиях, но иногда не могла и смотрела уже записанные уроки. Сложностей с обучением лично у меня не возникало. Но некоторые одногруппники не смогли доучиться до конца — им было сложно совмещать. Для меня, несмотря на вечернее время занятий, обучение проходило очень интересно и активно. Домашние задания я выполняла вовремя, как и тесты с экзаменами».

Трудности вечернего обучения, или Как не превратить вечернее обучение в ночное

Учиться и параллельно работать — настоящий квест даже на вечернем обучении, хотя, казалось бы, оно максимально приспособлено для работающих. Не стоит забывать и о личной жизни, семейных и домашних обязательствах, которые требуют сил и времени.

При вечернем обучении складывается примерно такая цепочка проблем, делятся студенты:

1. Усталость после тяжёлого рабочего дня → 2. Материал плохо усваивается → 3. Появляется задолженность по домашним заданиям → 4. Копятся рабочие задачи и бытовые дела, пока разбираешься с долгами по учёбе → 5. Нет времени на семью и отдых.⇆ Как выйти из этого порочного круга? Распланируйте своё время.

Не открывайте почту с утра: эти 5 правил планирования изменят вашу карьеру

Советы о том, как учиться после работы по вечерам

  1. Выпишите расписание занятий, пусть оно всегда будет перед глазами. Узнав срок сдачи задания, сразу же прикиньте, сколько примерно времени понадобится на выполнение, и выберите подходящий день.
  2. Планируйте график на неделю: в свободные от занятий дни старайтесь выполнить наперёд задачи по работе, а вечером заняться бытовыми делами и отдохнуть.
  3. Погружайтесь в учёбу: ведите конспекты, записывайте важные тезисы на стикерах или выделяйте их маркером. Когда понадобится повторить материал, пробежитесь глазами и вспомните.
  4. Акцентируйте внимание на темах, которые близки работе. Пытайтесь разобраться в них, чтобы повысить свою экспертизу, стремитесь расти.
  5. Берите консультации у преподавателей, чтобы разобрать задание, обсудить ваши ошибки и задать уточняющие вопросы.
  6. Поддерживайте связь с одногруппниками: интересуйтесь их профессиональным опытом, просите помощи и будьте взаимно отзывчивы.

«Даже мотивированный студент-вечерник не сможет поставить учёбу на первое место в списке приоритетов — качество обучения страдает. Особенно ярко это выражается в дистанционном формате: просмотр видеолекций по пути на работу и вебинары, проходящие на фоне домашних дел, превращают образование в фикцию».

Игорь Горяинов
Игорь Горяиновпреподаватель колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26 «КАДР»

Игорь Горяинов преподавал студентам колледжа и на дневном, и на вечернем отделении. Он сравнивает успеваемость своих учеников и делает вывод: чтобы учиться на вечернем обучении, необходимо правильно расставлять приоритеты. Образование однозначно должно занимать одно из первых мест, раз уж вы решили учиться.

Отпуск в сессию

Чтобы успеть передохнуть, набраться сил и нормально подготовиться к сессии, возьмите учебный оплачиваемый отпуск. На первом и втором курсах полагается 40 дней отпуска, а на третьем и четвёртом — 50. Четыре месяца дают для сдачи госэкзаменов, а также написания и защиты выпускной работы. Помимо этого, работодатель обязан сократить ваш рабочий день на 7 часов в неделю за 10 месяцев до написания дипломной работы, попросите его об этом.

Реально ли уйти в отпуск на несколько месяцев

Главное о совмещении работы с обучением

  1. На дневном обучении вряд ли получится совмещать офисную пятидневную работу, поэтому выбирайте вечернее.
  2. Если собираетесь поступать на бакалавриат, специалитет, магистратуру или аспирантуру, выбирайте очно-заочную форму. Прежде ознакомьтесь с направлениями подготовки — есть ли на них вечернее обучение. И помните: если поступите на бюджет, стипендию получать не будете.
  3. Освоить ещё одну профессию можно дистанционно, если нет возможности присутствовать на занятиях в аудиториях. Не путайте онлайн с заочной формой — это разные вещи.
  4. Образование не имеет смысла, если вы не включены в процесс обучения. Тщательно распланируйте свои дела, чтобы успевать учиться и не нахватать долгов.

Как учиться тем, кому за 40: андрагогика, а не педагогика