Как зарабатывать больше: 5 причин получить бизнес-образование
К 2030 году у руля бизнеса будут уже не начинающие управленцы, а матёрые руководители старше 40 лет, говорят аналитики консалтинговой компании Strategy Partners. Таковы реалии демографического спада. Несмотря на это, спрос на бизнес-программы останется востребованным для любых поколений, ведь необходимость в квалифицированных руководящих кадрах, способных быстро и эффективно решать задачи бизнеса, никуда не денется и, скорее всего, вырастет. «Рамблер» приводит пять причин получить бизнес-образование уже сегодня.
Причина №1: личный карьерный рост и сплочение команды
К 2030 году появится 78 миллионов новых мест для управленцев. Бизнес-образование не стоит на месте: учебные программы адаптируются под актуальные потребности экономики и бизнеса. Будущее требует от управленцев иных, более гибких навыков: напрямую они не связаны с профессиональными компетенциями руководителей, однако способствуют сплочению и росту компании и карьерному росту самого управленца. Чем успешнее работает команда, тем показательнее работа руководителя, в чьём подчинении она находится.
Гибкие навыки управленцев будущего
- умение развивать начинающих специалистов;
- удалённое управление большими командами;
- аналитическое, креативное и стратегическое мышление;
- эмоциональный интеллект;
- цифровая грамотность.
Согласно исследованию СберУниверситета и Президентской академии РАНХиГС, образовательные учреждения уже учитывают потребность бизнеса в гибких навыках. Треть программ профессиональной переподготовки бизнес-школ рассчитана на руководство среднего и высшего звена, в руках которых целые подразделения. Чтобы управлять такими подразделениями, гибкие навыки необходимы. Например, окончив «Лидерский интенсив», руководитель:
- укрепит навыки решения проблем;
- узнает об универсальных способах повышения операционной эффективности;
- поймёт, как строить долгосрочные отношения с начальством, подчинёнными и клиентами.
«Исследования в СберУниверситете — один из столпов при создании образовательных решений. Мы изучаем уже существующие на рынке исследования и проводим свои: у нас есть собственный центр по исследованиям и инновациям. Это помогает нам понять, какие компетенции необходимо развивать людям, чтобы быть эффективными и идти в ногу со временем».
Мария Провкинаруководитель центра кастомизированных решений СберУниверситета
В связи с необходимостью сплочения команды и повышения эффективности совместной работы вырос спрос на корпоративное обучение. Регулярное обучение персонала способствует развитию не только корпоративной культуры, но и культуры образования внутри компании:
- Потенциал сотрудников более полно раскрывается и используется.
- Работники способны быстро реагировать на изменения требований.
- У организации появляется квалифицированный кадровый резерв, который необходим для масштабирования компании (например, создания новых филиалов).
«Польза корпоративного обучения состоит в прокачивании определённого навыка. Например, если в команде есть сложности с соблюдениями дедлайнов, то нужно с этим разбираться: иногда виной этому неравномерная загрузка или "косяки" в бизнес-процессах, а иногда сотрудники просто не умеют пользоваться инструментами для управления временем. Тогда тренинг по тайм-менеджменту поможет в этом. Я опрашивала выпускников тренингов, и 85–95% из них действительно применяют полученные инструменты и техники».
Ксения Ильяновичдоцент в Высшей школе экономики, бизнес-тренер
Ещё один тренд на рынке бизнес-образования — получение специальностей по новым направлениям:
- Устойчивый бизнес и экология — управление предприятием с учётом снижения воздействия его производства на окружающую среду (минимизация отходов, защита растительного массива, сокращение потребления ресурсов), а также укрепление социальных связей компании (трудовые отношения, благотворительность, спонсорство).
- Управление цифровыми трансформациями — применение технологий для повышения эффективности бизнес-процессов и создания новых продуктов (стратегическое планирование, управление изменениями).
Чтобы бизнес шёл в ногу со временем, руководителям приходится подхватывать новшества и внедрять их в работу. Поэтому в какой-то степени непрерывное образование не столько выбор и желание, сколько необходимость совершенствоваться в подходах к управлению.
«Бизнесу стоит учиться именно по профильному направлению. Я обожаю учиться, делаю это регулярно и сразу применяю на практике. Результат последнего обучения: я провела исследование целевой аудитории и уже по его результатам выстроила план действий для увеличения продаж».
Александра Филипповаруководитель PR-агентства «Круто, ты попал»
Причина №2: увеличение дохода
Ещё один весомый аргумент получить бизнес-образование — вы сможете вырасти в доходе. По данным Ассоциации менеджеров России, 26% руководителей среднего и высшего звена имеют диплом МВА. Многим из них удалось продвинуться по карьерной лестнице и увеличить заработок в полтора раза.
Сотрудники компаний, которые участвовали в исследовании СберУниверситета, указали увеличение дохода одним из главных желаемых результатов обучения.
Предприниматели тоже стали активно интересоваться курсами для старта и развития своего дела.
- Многие желают заранее знать, как эффективно управлять делом, чтобы окупить вложения и увеличить прибыль.
- Уже опытным владельцам бизнеса неинтересна просто теория, им нужен практический взгляд. Поэтому они выбирают программы, которые ведут преподаватели-практики.
«В СберУниверситете преподаёт большое количество практиков: топ-руководители Сбера, лидеры R&D-центров, экс-руководители из международных корпораций, эксперты-практики по разным направлениям: креативные директора рекламных агентств, ИТ-руководители в компаниях — лидерах рынка и другие», — добавляет Мария Провкина.
Вместо диплома — седина: предприниматели рассказали, каково это — вести свой бизнес
Одно из современных направлений бизнес-образования — технологическое предпринимательство: по сути, это слияние бизнеса с ИТ и инженерией. Автор исследования Шадринского педагогического госуниверситета считает, что для успешного развития технологических стартапов и инновационного развития экономики необходимы качественные бизнес-программы и внедрение методик бизнес-образования в подготовку ИТ-специалистов.
Не только ИТ-специалисты и инженеры сегодня нуждаются в управленческих компетенциях, но и наоборот: бизнесменам нужны технические навыки.
«Программы MBA теперь считаются неполными без модулей по цифровой трансформации, анализу данных и искусственному интеллекту. Практически в каждом курсе присутствуют элементы ИТ: от изучения возможностей нейросетей для бизнеса до игр-симуляций, моделирующих технологические кейсы».
Дмитрий Титаревдиректор ЕMBA Московской школы управления СКОЛКОВО
Методы обучения в бизнес-образовании тоже эволюционируют: бизнес-школы активно внедряют интерактивные онлайн-платформы, используют ИИ для персонализации учебного процесса и анализа прогресса слушателей. Всё это повышает эффективность обучения и приближает его к реальным задачам цифровой экономики, отмечает эксперт.
Причина №3: применение навыков в работе незамедлительно
Большинство слушателей программ не могут лично присутствовать на занятиях, поэтому выбирают дистанционный или гибридный формат обучения. Образовательные организации учитывают это — подстраивают учебный план, специальным образом упаковывают материал и адаптируют его под разные устройства, особенно мобильные. Руководители, проходящие курс, могут в любое свободное время открыть приложение на телефоне и посмотреть видеоурок. Благодаря новым форматам удаётся не просто совмещать работу с учёбой, но и сразу же применять полученные знания и навыки на практике — на рабочих задачах.
«Чтобы онлайн-обучение было действительно полезным, интересным и вовлекающим, нужны качественная подготовка и проектирование курса. Некоторые форматы всё-таки лучше заходят в традиционном очном формате. Поэтому-то и понятна популярность гибрида, совмещающего два формата в одном: от онлайна — экономия времени и возможность самому решать, когда и из какой точки учиться; а от офлайна — живое взаимодействие, отработка упражнений, обратная связь, общение с единомышленникам», — говорит Ксения Ильянович.
Форматы обучения в бизнес-образовании
- вебинар
- тренинг
- виртуальный саммит
- записанная видеолекция
- мастер-класс
- воркшоп
- практикум
- интенсив
- подкаст
Например, в СберУниверситете активно используются следующие форматы обучения:
- мастер-классы и воркшопы от российских экспертов и топ-менеджеров Сбера;
- групповой коучинг с разбором реальных проблем участников (например, интеграция новых сотрудников в ИТ-отделы);
- мастермайнд группы, на которых участники обмениваются опытом;
- менторинг и наставнические сессии;
- ролевые игры и симуляции;
- работа с фреймворками (студенты применяют полученные инструменты, технологии, подходы к своим рабочим задачам сразу же на занятии);
- решение кейсов (реальных задач Сбера).
«Как пример, в программе "Мини-MBA" сотрудники Сбера работают над реальными бизнес-задачами, предложенными подразделениями компании — от оптимизации процессов до управления рисками. Работа над проектами строится поэтапно, с защитой на "демо-днях" перед заказчиками».
Мария Провкинаруководитель центра кастомизированных решений СберУниверситета
Длительность курсов тоже бывает разной, в зависимости от глубины и объёма учебной программы. Большинство людей выбирают программы на 2–3 месяца — за это время вполне реально получить нужные компетенции под конкретные цели и задачи и тут же применить их в работе.
Наша собеседница Александра Филиппова отмечает, что для неё важен живой онлайн: прямые эфиры, общение в чате с участниками, вопросы преподавателю. Один из её любимых онлайн-форматов — мастермайнд.
«Ученики делятся на небольшие группы и ставят совместные цели, а потом созваниваются раз в неделю и обсуждают вопросы», — объясняет Александра.
Минусом онлайн-обучения Александра считает большое количество домашних заданий, на их выполнение приходится тратить гораздо больше времени, чем закладываешь изначально с учётом своей рабочей занятости.
«Методологам важно анализировать программу курса и не давать ложных обещаний, что уроки и домашки много времени не займут. Длительный курс (более двух месяцев), как показал личный опыт, очень тяжёлый. Фокуса и запала не хватает. В конце октября 2024 года я пошла на трёхмесячный курс по построению системы в бизнесе. Ноябрь и декабрь я шла в темпе, а потом часть обучения пришлась на новогодние каникулы. В итоге я задержалась и закончила обучение только в мае 2025-го. Скажу честно, это было нелегко, потому что связи от преподавателя и созвонов с ним уже не было. Группа также уже не обсуждала актуальные вопросы».
Александра Филипповаруководитель PR-агентства «Круто, ты попал»
Бизнес-школы предлагают возможность построения индивидуальной траектории обучения — такие программы называют «конструкторами»: есть возможность выбрать дисциплины, договориться о сроках выполнения заданий и форме аттестации. При таком способе обучения важно оставаться включённым в образовательный процесс, иначе пользы от него будет мало.
- Когда онлайн только появился на рынке бизнес-образования, казалось, что обучение не может проходить эффективно без личного контакта с преподавателем и одногруппниками.
- Постепенно онлайн завоевал доверие людей благодаря коучингу и менторству — активное взаимодействие кураторов со студентами способствует хорошей усвояемости материала.
«Мы обязательно сочетаем онлайн и очные мероприятия, подбирая форму подачи, наиболее релевантную теме и желаемому образовательному результату», — говорит руководитель центра кастомизированных решений СберУниверситета Мария Провкина.
Причина №4: международная экспертиза
При выборе бизнес-школы обращайте внимание на один из факторов высокого качества образования — международную аккредитацию. Сейчас она приостановлена по внешнеполитическим причинам, на замену пришла отечественная аккредитация. Однако международный опыт по-прежнему учитывается в составлении учебных программ и преподавании.
«Западная модель ориентирована на практические навыки и индивидуальную траекторию обучения, это ценности, которые всё более разделяются российскими программами», — считает Дмитрий Титарев.
- В российских бизнес-школах преподают деловое администрирование — MBA (Master of Business Administration), курс может быть разного объёма и формы: например, Executive MBA или Mini-MBA. Корни этой программы — из Гарвардской школы бизнеса, диплом магистра делового администрирования сейчас котируется во всём мире.
- Более краткосрочные зарубежные программы AMP (Advanced Management Program) и GMP (General Management Program) также есть на рынке российского бизнес-образования. Они подходят для топ-менеджеров, желающих совмещать учёбу с работой.
- Российские образовательные организации начали активно взаимодействовать с партнёрами с Востока — создают совместные программы, обмениваются экспертным опытом.
- В ряде российских курсов прослеживаются международные стандарты управления бизнесом, необходимые для устойчивого развития компании и внедрения инноваций.
«Американские и европейские корпорации, выходившие на российский рынок, привносили свои стандарты управления, и отечественный бизнес быстро перенимал этот опыт. Классические западные подходы — кейс-метод, тренинги по лидерству, стратегическому менеджменту, MBA-программы — прочно укоренились в нашей системе. Сегодня бизнес-школы на Западе задают тон в ряде новых направлений: например, развитие устойчивого менеджмента (ESG-повестка) и предпринимательское мышление».
Дмитрий Титаревдиректор ЕMBA Московской школы управления СКОЛКОВО
Эксперт добавляет, что разрыв связей с Европой и США вынуждает российские школы налаживать сотрудничество с Азией, Ближним Востоком и странами БРИКС. Это не означает отказ от мировых стандартов качества, просто теперь фокус смещается на изучение нового рынка.
Принципы международных подходов бизнес-образования
Западное бизнес-образование:
- гибкое обучение — индивидуальная программа;
- формирование лидерских качеств;
- много практики.
Восточное бизнес-образование:
- построение долгосрочных отношений в бизнесе;
- системное мышление и адаптирование к изменениям;
- развитие личностных качеств.
«Многие азиатские бизнес-школы за последние десятилетия вошли в число мировых лидеров, особенно в Китае, Сингапуре, Гонконге. Для российских вузов партнёрство с ними — источник новых знаний: приглашение профессоров из Китая, Индии, Турции позволяет изучать особенности быстрорастущих рынков и другую модель менеджмента», — объясняет Дмитрий Титарев.
Причина №5: приемлемая стоимость обучения
Аналитики СберУниверситета прогнозируют рост цен на бизнес-образование, такая тенденция наблюдалась в последние годы. Стоимость новых программ, которые, скорее всего, будут корректироваться, например Mini-MBA, поднимется незначительно.
Принят закон о госрегулировании платного высшего образования: что ждёт абитуриентов
Сколько россияне готовы платить за бизнес-образование (из опроса РАНХиГС):
- за короткие курсы — максимум 100 тысяч рублей в год;
- за длительные курсы — максимум 500 тысяч рублей в год.
«Важно понимать, какой результат от обучения нужен, как вы будете применять знания и навыки и как поймёте, что результат достигнут. Обучение нескольких моих знакомых точно окупилось: либо ростом бизнеса, либо карьерным продвижением. Часто главная ценность такого образования — в контактах: менторы, чей опыт явно был полезен, и однокурсники, с которым можно выстраивать коллаборации и общаться в едином поле интересов».
Ксения Ильяновичдоцент в Высшей школе экономики, бизнес-тренер
Университеты, частные учебные заведения и онлайн-школы предлагают много достойных курсов, все они довольно дорогие (для примера: цена некоторых объёмных программ превышает 2 миллиона рублей). Чтобы не потратить время зря и не выкинуть большие деньги на ветер, правильно подберите курс под свои запросы и отнеситесь к учёбе серьёзно: спланируйте, как будете совмещать с работой, чтобы всё успевать.
Как не потратить миллион впустую: гид по выбору бизнес-образования
Главное о том, зачем получать бизнес-образование
- Бизнес-образование в России развивается — появляются новшества, ориентированные на потребности студентов. Многие подходы к процессу обучения, да и содержанию программ заимствуются из лучших международных практик.
- Если вы рассматриваете бизнес-образование как второе высшее или дополнительное, то сможете совмещать учёбу с работой. Многие вузы и бизнес-школы организовывают занятия онлайн или гибридно.
- Стоит выбирать программу, отталкиваясь от конкретных профессиональных целей: например, получить повышение на работе, вырасти в доходе или создать стартап. Тогда обучение окупится и принесёт плоды.
Как Цукерберг, Джобс, Гейтс и Брэнсон добились успеха без образования