Учёные рассказали, почему весёлые люди быстрее делают карьеру
Около 70% россиян считают, что чувство юмора помогает в работе, показал опрос аналитического центра Университета «Синергия». По мнению опрошенных, шутки снимают стресс, объединяют коллектив и вносят разнообразие в рутину. Только 13% сотрудников против юмора на рабочем месте: они убеждены, что веселье мешает рабочему процессу. «Рамблер» узнал у экспертов, нужен ли юмор на работе и как шутить, чтобы не испортить отношения с коллегами.
Зачем шутить на работе
По данным опроса «Авито Работы», большинство россиян охотно шутят с коллегами. 34% сотрудников делают это регулярно, почти столько же — иногда. Почти половина работников отмечает, что в их коллективе есть шутки, которые понимают только члены команды. Ещё 18% подстраивают под себя популярные мемы или придумывают собственные. Почти 50% опрошенных уверены, что юмор на работе улучшает атмосферу в коллективе. Треть респондентов подчёркивает, что шутить нужно, но в меру и только в подходящей ситуации.
Так, если вы следите за актуальными мемами и умеете уместно использовать их в рабочем общении, это позволит вам не только поднимать настроение в общих чатах. Возможно, вы даже сумеете с минимальными потерями преодолеть конфликтные или трудные ситуации, просто добавив мем «ОКАК» в корпоративный чат.
Юмор — это одна из форм коммуникации, которая помогает людям находить общий язык. Но, по мнению учёных, юмор отличается от других способов общения.
«Важное свойство юмора заключается в том, что он требует более сложной когнитивной обработки. Например, для выявления несоответствий, двусмысленностей и оценки коммуникативного намерения отправителя. Юмор всегда вызывает эмоциональную реакцию. Чаще всего это радость или удивление. Однако существует и чёрный, саркастический юмор, который, напротив, может вызвать неприятие или недопонимание. То, что смешно для одного человека или группы, может быть несмешным для другого. Следовательно, использовать юмор как метод общения нужно после тщательного рассмотрения аудитории и среды, в которой он применяется».
Владимир Косоноговдиректор Института психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
В Институте психологии здоровья НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург планируют изучить связь юмора с личностными характеристиками человека. Эксклюзивно для «Рамблера» учёные рассказали, что в ходе исследования намерены рассмотреть юмор как физиологический процесс и научиться предсказывать поведение людей на основе их предпочтений. Результаты исследования могут применяться в различных сферах, например для оценки возрастных ограничений для информационной продукции.
«Весь юмор можно условно разделить по двум осям: злой или добрый и направленный на себя или других. Добрый юмор предполагает подбадривание себя или ближних, лёгкое полезное высмеивание, тогда как агрессивный юмор превращается в травлю или самоуничижение. Юмор может быть мощным инструментом для улучшения рабочих отношений, но важно использовать его с уважением и осознанием его возможных последствий», — подчёркивает Владимир Косоногов.
Как юмор помогает в работе:
- Привлекает внимание. Шутки и весёлые истории позволяют выделиться на собеседовании и в новом коллективе. Остроумному человеку проще понравиться работодателю и коллегам и выстроить новые деловые связи.
«Удачная и уместная шутка на собеседовании — плюс один балл, что вами заинтересуются», — подчёркивает стендап-комик Анна Пашинина.
- Снижает напряжение. Уместная и весёлая шутка поможет расслабиться и проще отнестись к проблеме, которая вызывает стресс, например дедлайну или новым правилам в работе.
«Смех способствует выделению эндорфинов, которые оказывают обезболивающее и расслабляющее действие, снижают напряжение и улучшают настроение», — отмечает Владимир Косоногов.
- Улучшает коммуникацию. Человеку с чувством юмора легче найти общий язык с другими людьми и расположить их к себе.
«У меня был кейс, когда кандидат, который внешне не производил впечатления, за счёт чувства юмора умел выстраивать коммуникацию, и таким образом его внешность уходила на второй план», — рассказывает карьерный эксперт Ольга Саутолл.
- Повышает производительность. Когда сотрудники умеют пошутить, в коллективе складывается лёгкая и непринуждённая атмосфера, в которой приятнее и легче работать.
«Совместный смех помогает преодолеть различные барьеры (например, культурные), повысить доверие и уважение. Таким образом, юмор укрепляет связи между членами команды, способствуя созданию более благоприятной и продуктивной рабочей среды», — замечает Владимир Косоногов.
- Упрощает информацию. С помощью юмора руководитель или сотрудник могут более понятно рассказать о сложных вещах или смягчить неприятную новость. Ещё шутки помогают привлечь внимание к сообщению и лучше запомнить информацию.
- Развивает карьеру. Результаты опроса показали, что 58% россиян уверены: чувство юмора помогло им продвинуться по карьерной лестнице. Сотруднику, который умеет удачно пошутить или к месту рассказать анекдот, проще расти профессионально.
Однако не каждая шутка может оказаться смешной для всех. В лучшем случае неудачная острота испортит репутацию её автора и его отношения с коллегами, в худшем — навредит работе.
«Если над шуткой посмеялось большинство слушателей, это хороший знак. Если она веселит только того, кто её сказал, значит, с шуткой что-то не то. Важно понимать границы, где юмор уместен, а где не очень, а также учитывать разные культурологические особенности и не задевать личность. Например, в компании, где я раньше работала, консультант неудачно пошутил с клиентом, и мы этого клиента потеряли — он посчитал неуместными шутки с переходом на личность».
Ольга Саутоллсобственник HR-бутика EMpower
Просто неудачная шутка — самый безобидный вариант. Владимир Косоногов подчёркивает, что юмор часто бывает жестоким: его используют, чтобы унизить или обесценить собеседника вместо того, чтобы напрямую выразить свои чувства.
«Некоторые шутки могут быть уместны только в узких кругах. Слишком личный, сексуальный или политический юмор может быть неуместным на рабочем месте. В организациях особенно распространён юмор, высмеивающий ошибки и неудачи других, как проявление зависти, конкуренции, травли, злоупотребления властью руководителя», — говорит эксперт.
Оптималист или перфекционист в работе: что лучше и почему
Как правильно шутить на работе
По словам стендап-комика Анны Пашининой, научиться шутить может любой человек. Придумывать шутки — такой же навык, как водить автомобиль или готовить еду.
«Просто у кого-то кулинария в крови, и он изначально готовит хорошо, а кто-то заканчивает кулинарный техникум, практикуется, ездит на мастер-классы и готовит, готовит, готовит. Так же и с юмором», — добавляет эксперт.
Самый простой способ научиться шутить — развивать насмотренность. Для этого Анна Пашинина советует:
- внимательно смотреть хорошие юмористические шоу;
- записывать понравившиеся шутки;
- разбирать структуру каждой шутки: из каких частей она состоит и как они соединяются;
- по аналогии писать собственные шутки.
Если есть желание развивать навыки, можно пройти обучение в школе стендапа или у частного преподавателя по юмору.
«Там вам буквально разжуют все комедийные приёмы и научат писать шутки. Главное — после окончания обучения продолжить придумывать шутки, чтобы не утратить навык», — делится Анна Пашинина.
Эксперт отмечает, что на работе важно не быть «придворным шутом» — человеком, который шутит только в угоду начальству. Как правило, это очень быстро вычисляется коллегами — по направленности шуток и чаще всего не очень высокому их качеству. Также в юморе важна мера — нельзя шутить постоянно, это должно быть вовремя и к месту, не стоит повторять шутки дважды.
«Важно соблюдать баланс между серьёзностью и юмором на работе. Например, есть правило, что при работе за компьютером каждые 50 минут нужно делать 10-минутный перерыв. Так же и с юмором. Невозможно весь день решать сложные производственные задачи: мозг закипает, усталость берёт верх над эффективностью. В момент наибольшего напряжения вовремя сказанная шутка позволит немного разрядиться и сместить фокус внимания».
Анна Пашининастендап-комик
Что учитывать перед тем, как пошутить на работе:
- Контекст. Прежде чем показать своё чувство юмора, подумайте, актуальна ли будет эта шутка на работе. Например, вам хочется сострить на тему, которую вы часто обсуждаете с близкими друзьями. Но в офисе это будет неуместно: излишнее панибратство может оттолкнуть коллег.
- Аудиторию. Если для одной группы людей шутка будет понятной и смешной, то у другой она не вызовет никакой реакции. Чтобы ваше чувство юмора оценили, показывать его нужно там, где есть подходящая аудитория. Например, остроты про автомобили или охоту вряд ли оценят в женском коллективе, а про диету и красоту — в мужском кругу.
- Остроту юмора. Сарказм не всегда (а точнее, всегда не) уместен на работе, потому что он может быть способом косвенного выражения враждебности. Отпускать язвительные шутки стоит осторожно (а лучше и вовсе воздержаться, это может быть уместно крайне редко): не все слушатели поймут вас правильно, что может привести к недопониманию и даже конфликту.
- Тактичность. В шутках не должно быть злословия, насмешек и клеветы. Когда коллеги позволяют себе зло шутить, юмор уже не сплачивает команду, а разобщает её. Обидные шутки могут настроить коллег друг против друга, что скажется на эффективности работы. Чтобы не обидеть другого человека своей шуткой, Анна Пашинина советует сначала примерить её на себя. Если шутка не обидит вас, то, скорее всего, не заденет и людей, в кругу которых вы шутите.
«В офисе должны действовать те же самозапреты, что и в обычной жизни и даже в медийном пространстве. Не надо шутить грязно, не надо шутить про религию и политику и, конечно, нельзя шутить про какие-то особенности коллег, на которые они не могут повлиять. Как говорится, о заикании лучше всего пошутит только заикающийся человек, а о полноте — человек с лишним весом. А вот о том, что коллега постоянно срывает дедлайны без объективных причин, на мой взгляд, шутить как раз нужно. Например, сказать: "Мои коллеги — люди мирные. Убивают только мух, комаров и время до дедлайна"».
Анна Пашининастендап-комик
Главное о юморе на работе
- Юмор — это способ общения, у которого есть особенности. Но если использовать его на работе правильно, он улучшит атмосферу в коллективе, повысит продуктивность и поспособствует вашему продвижению по карьерной лестнице.
- Уместные и смешные шутки на рабочем месте помогают привлечь внимание к себе, снять напряжение, сплотить команду и лучше донести сложную или неприятную информацию.
- Юмор может быть жестоким. Его могут использовать, чтобы унизить или обесценить собеседника. В этом случае шутки не укрепят, а испортят отношения с коллегами и атмосферу в команде.
- Правильно шутить можно научиться. Для этого смотрите хорошие юмористические шоу, выписывайте самые удачные шутки, анализируйте их и пробуйте по их образцу придумать свои.
- Перед тем как пошутить на работе, подумайте, насколько уместно это в конкретной ситуации, как шутку воспримут коллеги и не обидит ли она кого-то из них.
- Избегайте шуток о политике, религии, сексе и физических особенностях коллег. Это позволит превратить юмор в инструмент, который поможет выстроить хорошие отношения с командой и руководителем и успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Оставим как есть: когда лучше отказаться от повышения и как это сделать