Как потрясти лицом: 5 шагов, чтобы создать личный бренд с нуля

Вы точно знаете такого человека: его зовут на конференции, его посты набирают лайки, его сразу замечают на собеседованиях. Скорее всего, у него сильный личный бренд. Но это не врождённый дар — этому можно научиться. Личный бренд — это не модный термин, а инструмент, который помогает выстраивать карьеру, получать лучшие предложения и уверенно двигаться вверх, кем бы ты ни был — топ-менеджером, врачом, парикмахером и даже просто пенсионером. Объясняем, с чего начать и как продвинуть себя как бренд.

Как потрясти лицом: 5 шагов, чтобы создать личный бренд с нуля
© jacoblund/iStock.com

Что такое личный бренд

Бренд товара или услуги — узнаваемая марка, логотип и слоган, а вот бренд персоны (личный бренд) — это узнаваемый образ, который формирует репутацию и имидж человека. Персональный бренд развивают в профессиональных целях:

  • повышать доверие к своей работе;
  • выделяться среди конкурентов;
  • привлекать новых клиентов и удерживать внимание существующих.

Не путайте личный бренд и блогинг. Личный бренд — широкое понятие, чтобы его развивать, используют различные инструменты, и ведение блога в их числе. Но если вы просто блогер, то это ещё не значит, что у вас сильный личный бренд.

Признаки развитого персонального бренда

  1. Популярность — вас узнают.
  2. Экспертиза — ваше профессиональное мнение ценят.
  3. Активность — вы появляетесь в соцсетях, СМИ, выступаете на мероприятиях, рекламируете себя и обязательно взаимодействуете с другими людьми.

5 шагов на пути продвижения личного бренда

Шаг 1. Определитесь с позиционированием

Создание бренда начинается с фундамента — позиционирования. Необходимо чётко очертить свой портрет, который будете демонстрировать в публичной среде.

  • Кто вы по профессии и чем занимаетесь в жизни?

Вам кажется, что вы знаете о себе всё? Иногда стоит остановиться и сформулировать: кто я, каков мой профессиональный путь, какие мои особые знания и навыки, сильные и слабые стороны, интересные личностные качества. Сосредоточьтесь на том, что вас отличает.

  • Зачем вам нужен личный бренд?

Определите конкретную цель и предположите, какой вам нужен результат.

Примеры личных целей:

— бизнесмену сильный личный бренд поможет найти клиентов;

— артисту — создать верную группу поклонников;

— чиновнику — повысить уровень доверия и лояльности общества;

— наёмному сотруднику — получить повышение или найти новую работу.

  • Кому вы интересны?

Выделите целевую аудиторию — читателей и зрителей вашего бренда, — чтобы понять, как привлечь и удержать их внимание.

На что нужно ориентироваться: пол, возраст, семейное положение, ценности и жизненные интересы.

Составляйте портрет детально, с фокусом на потребностях, которые вы способны удовлетворить. Например, солист гастролирующей рок-группы в жанре pop интересен в основном незамужним школьницам и студенткам от 16 до 25 лет, которые проводят свободное время в шумной компании друзей, жаждут приключений, носят яркие вещи и много путешествуют. А современный писатель нон-фикшн-литературы интересен девушкам и юношам от 18 до 30 лет, которые изучают маркетинг или менеджмент для развития в карьере или создания собственного бизнеса в будущем, они амбициозны и умны, проводят досуг в спокойной атмосфере.

  • Какие чувства и эмоции вы вызываете у зрителей или читателей?

Чтобы запомниться, нужно постоянно вызывать эмоции. Когда будете продумывать, о чём рассказывать вашей аудитории, подумайте: какие чувства я хочу вызвать? Это поможет сосредоточиться на важном. Для начала выберите пару эмоций, подходящих вашему образу: например, музыкант может стремиться стать источником радости и веселья, чувства влюблённости или тоски.

  • Как вы говорите?

Выберите подходящий стиль общения (tone of voice бренда) с теми, кто вас читает и смотрит: важно говорить с ними на одном языке. Пропишите ограничения.

Например, чиновник обращается к людям на «вы», говорит серьёзно и уверенно, строит длинные и умные предложения и ни в коем случае не употребляет ненормативную лексику. А вот фитнес-тренер более свободный, обращается к постоянным клиентам на «ты», много шутит, говорит просто и понятно.

«Моя цель — поднимать в умах людей необходимость заниматься наследственным планированием [стратегии передачи имущества наследникам. — Прим. ред.]. Если люди на меня подписались, значит, они становятся умнее. И если у них когда-то возникнет вопрос по моей теме, то они пойдут с ним только ко мне. На этот будущий спрос я и работаю. Пока у меня нет монетизации через рекламу, но я и не ставила такой задачи».

Светлана Корабель
Светлана Корабельюрист, блогер и резидент продюсерского центра «Инсайт Люди»

Блогер рассказала, что на старте у неё был чёткий план, которому она неукоснительно следовала при любых обстоятельствах. Порой казалось, что это никому не нужно, приходилось договариваться с собой, например о том, чтобы в течение года работать над продвижением, писать посты, снимать видео, изучать блогинг и только потом оценить результат.

«И у меня получилось! — делится блогер. — Сейчас я занимаюсь брендом расслабленно, больше по наитию, но придерживаюсь обязательств — выпускать минимум 2–3 поста в неделю».

На старте допустимо тестировать позиционирование, например пробовать разный стиль общения с подписчиками, чтобы понять, какой вам подходит больше. Но рекомендуем определиться и не размывать образ: чем он чётче и оригинальнее, тем больше запоминается людям.

Ещё один совет — следите за своей репутацией. Плохие отзывы могут испортить бренд, поэтому не давайте поводов для хейта.

Шаг 2. Выберите площадки для продвижения

Для продвижения личного бренда важно регулярно публиковать контент в интернете, при необходимости использовать офлайн-форматы. Выбор площадки зависит от того, где находится ваша целевая аудитория, а также от ваших постоянных длительных целей и ближайших краткосрочных задач.

  • Сайт

Рекомендуем сделать персональный сайт (многостраничный) или лендинг (одностраничный), чтобы хранить всю важную информацию о себе. Продумайте структуру — из каких блоков будет состоять сайт. В первую очередь вынесите основные данные: род деятельности, стаж, образование, награды. Затем расскажите подробнее о навыках, приведите примеры лучших работ из портфолио. Напоследок обязательно укажите способы связи с вами (телефон, e-mail, ссылку на мессенджер). Используйте меню и кнопки для ориентирования по сайту.

Сделать сайт можно самому в любом конструкторе, например «Рег.ру», «Тильда» или с помощью разработчиков на специализированных ресурсах. В чём разница:

  • Базовые возможности конструкторов бесплатные (платно можно подключить свой именной домен), просты в использовании, можно в любой момент внести изменения.
  • Сайты разработчиков дороже, дольше создаются, но зато есть больше возможностей, а заплатить за услуги можно единожды.
© Тильда
  • Социальные сети и мессенджеры

Чтобы быть на связи со своей аудиторией, нужно вести блог. Выбор соцсети зависит от того, где обитает ваша аудитория. Как это понять? Найдите похожих на вас по роду деятельности блогеров и посмотрите, в каких соцсетях они популярны. В разных соцсетях могут быть разные сегменты аудитории, которые предстоит по-разному привлекать. Например, Instagram (запрещён в России) больше предназначен для отдыха и развлечений, поэтому людям интересен лёгкий и весёлый контент, а вот в Telegram делятся чем-то более серьёзным и глубоким, туда идут за новостями и экспертизой.

  • Email-рассылка

Если вы позиционируете себя как эксперта и хотите сделать акцент именно на этом, пишите email-письма. Не стоит недооценивать этот инструмент. Чтобы он хорошо сработал, проверьте, пользуются ли почтой те, для кого вы работаете. Тщательно продумайте концепцию — о чём письма и когда они будут отправляться. Основатель дизайн-студии Евгений Лепёхин рассказывает в еженедельной рассылке о типографике и дизайнах, можно поискать обучающие курсы, посвящённые email-рассылкам.

Для удобства используйте специальные сервисы для рассылки писем, например Unisender (там можно красиво верстать тексты, заранее их оформлять и рассылать по базе контактов).

  • Журналистские издания, медиа и проекты

Ещё один способ показать свою экспертность в профессиональных вопросах — публиковаться в СМИ.

Варианты размещения в медиа:

Зарегистрируйтесь на сервисе Pressfeed, специально предназначенном для взаимодействия журналистов и экспертов. Дать комментарий для статьи или предложить разместить свой экспертный текст можно самостоятельно, выбрав подходящее профильное издание.

Например, бизнесменам, айтишникам, маркетологам или дизайнерам можно создать свой информационный блог на vc.ru, для медиков подходит научно-популярное издание «Купрум», а для модельеров — современный проект Buro.

Отправлять свои пресс-релизы можно в региональные и федеральные редакции. Для широкой аудитории выбирайте наиболее тиражируемую. Наш эксперт Светлана Корабель комментировала, например, статью агентства «Лента.ру» на тему защиты имущества от раздела и статью бренд-медиа «Секреты фирмы» про долги, которые переходят по наследству.

© Личный архив Сергея Беликова

Сергей Беликов выступает экспертом на Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства.

Когда личный бренд станет узнаваемым, вас начнут приглашать экспертом на офлайн-мероприятия: конференции, митапы, мастер-классы и тренинги. Это повысит вашу экспертность в глазах аудитории. Тренируйтесь в публичных выступлениях, чтобы грамотно донести свой материал и оставить хорошее впечатление.

«Выступать на публику очень важно. Во-первых, потому что ты систематизируешь свои знания. Во-вторых, когда выступаешь, приходят новые мысли и идеи. Советую обязательно тренировать речь перед кем-нибудь, засекать время выступления. Не советую записывать на видео, как многие рекомендуют, потому что к страху выступать может добавиться разочарование в своём голосе и внешности. К себе на видео надо привыкнуть или научиться относиться равнодушно. Никогда не зачитывайте речь с бумаги, максимум можно подглядывать на презентацию. Говорите свободно, как будто общаетесь с публикой».

Светлана Корабель
Светлана Корабельюрист, блогер и резидент продюсерского центра «Инсайт Люди»

Шаг 3. Создавайте регулярный контент

Чтобы постоянно привлекать свою аудиторию, нужно создавать полезный и оригинальный контент.

Каким бывает контент:

  • продающим;
  • экспертным;
  • развлекательным;
  • информационным.

Сочетайте эти виды в зависимости от площадки и выбранного формата публикации. Например, делайте больше продающего и экспертного контента, если ваша цель — собрать клиентскую базу для продажи своих услуг или товаров.

© ВКонтакте

Отталкиваясь от цели своего бренда, составьте для каждой площадки, где продвигаетесь, свой контент-план, например отдельно для ТГ-канала и отдельно для email-рассылки.

Как составить контент-план:

  1. Придумайте рубрики — как в журналах. Они помогут очертить круг постоянных тем для обсуждения.
  2. Определитесь с форматами — формой подачи контента. Это может быть текстовая публикация с фото, статья, короткое видео — reels, shorts или клип, карточки в карусели, гайды и др.
  3. Продумайте логику и структуру — в какой последовательности будут выходить публикации и как часто. Чередуйте рубрики и форматы.
  4. Ставьте дедлайнычтобы не забывать публиковать посты.
© Рамблер

Где брать идеи? Используйте нейросети, смотрите, что делают другие профессионалы из разных ниш, наблюдайте за людьми в жизни — фиксируйте в заметках, что им интересно.

«Всю жизнь двигаюсь интуитивно, у меня нет определённой стратегии развития личного бренда. Но в начале каждого года я мечтаю и тем самым определяю цели и планы на год. Многое записываю на бумажках, в блокнотах, заметках и телеграм-канале для самого себя (завожу частный канал, единственным подписчиком которого являюсь я, и пишу посты, систематизируя свои мысли и работу по разным направлениям). Я вырос на КВН, поэтому для меня всегда было важно придумывать что-то самому и вдохновляться другими авторами. Но ни в коем случае никого не копировать и не повторять. Есть те, кто не придумывает велосипед, а находит, как его можно улучшить. Поэтому можно адаптировать, но не заниматься плагиатом. Развивайте креативность — мозговые штурмы с единомышленниками в этом помогут».

Сергей Беликов
Сергей Беликовведущий мероприятий, телеведущий, продюсер, блогер и резидент продюсерского центра «Инсайт Люди»

Шаг 4. Продумайте свой имидж

Лицо корпоративного бренда и продукта — логотип. Лицо личного бренда — ваше лицо. Чтобы образ запоминался и выделялся, важно его продумать.

«Внешность и подача важны в персональном бренде. Люди реагируют на красивую качественную картинку. Первый год я делала фотосессии каждые два месяца, чтобы был разный симпатичный контент. Я экспериментировала со стилем, показывала, как я, юрист, могу одеваться. То есть создавала разные образы, а также вовлекала людей в будни обычной женщины с извечной проблемой — что надеть?», — делится Светлана Корабель.

Советы, как создать свой образ:

  • Подберите соответствующий вашей должности и профессии гардероб. Не одевайтесь клишированно, но придерживайтесь принятой базы, чтобы соответствовать общественным понятиям. Должно быть понятно, кто вы. Например, чиновники чаще всего носят костюмы, рубашки, брюки или джинсы строгого стиля, чтобы выглядеть презентабельно. С этой же целью директора крупных компаний и банкиры носят дорогие ювелирные украшения.
  • Продумайте, какое впечатление хотите произвести. Например, как человек креативный и позитивный или строгий и дипломатичный. Это влияет на выбор одежды, стрижки, причёски.
  • Найдите свою изюминку во внешности. Например, творческие люди носят банданы, дреды, яркие носки, чтобы выделиться. Более серьёзному человеку достаточно одной детали, например яркого галстука или очков.

Старайтесь публиковать фотографии только хорошего качества, чтобы было хорошо видно лицо и эмоции. Закажите профессиональную фотосессию в студии, кадры должны быть разноплановые (обязательно снимите портреты для аватарок).

Как одеваться на работу: советы стилиста

Создайте фирменный стиль для соцсетей и сайта. Дизайн должен гармонировать с вашим образом, определитесь с цветами и закажите красивые вёрстку для сайта и шаблоны для постов блога у дизайнера. Минималистично и со вкусом оформить профиль в соцсетях можно самостоятельно в любом графическом редакторе, например Supa, но не используйте клишированные шаблоны, лучше придумать что-то оригинальное.

«Стиль — это всё! Как ты выглядишь, что надеваешь, как улыбаешься, как говоришь. У меня яркая внешность, но я работал над ней годами и продолжаю работать. Причёска, улыбка, одежда — всё это важно. Развивайте насмотренность — наблюдайте за тем, как выглядят другие, и найдите свой стиль, — говорит Сергей Беликов. — Заметный образ — основа личного бренда. А личный бренд — это инструмент, который может усилить тебя в проектах, карьере, социуме и дать привилегии. Если тебя узнают, значит, тебя выбирают. Если тебя выбирают, значит, ты зарабатываешь».
© Рамблер

Выберите пару контрастных или близких по тональности цветов. Придумайте свой минималистичный именной логотип в фирменном стиле в соответствии с идеей своего образа.

Шаг 5. Рекламируйтесь

Вложитесь в рекламу на старте, чтобы найти свою аудиторию и помочь ей вас заметить. Наймите специалистов по таргетированной рекламе в соцсетях и контекстной рекламе для сайта или освойте базовые инструменты рекламных сервисов самостоятельно. Например, запустить контекстную рекламу в «Яндекс Директе» можно в два клика с помощью автоматической настройки «Мастер кампаний».

Реклама в СМИ и пабликах тоже поможет найти своих подписчиков. Но оценить эффективность такой рекламы сложнее — непонятно, откуда пришли люди, какое объявление сработало. Чтобы не потратить деньги впустую, внимательно отнеситесь к выбору площадок: запрашивайте аналитику и анализируйте активность пользователей (сколько читателей, какие показы и охваты).

Главное о том, как создать и развивать личный бренд

  1. Определите позиционирование бренда — расставьте акценты в профессиональном опыте, подумайте, кто ваши читатели и как привлечь их внимание. Всегда заботьтесь о своей репутации.
  2. Для развития личного бренда недостаточно быть только блогером и активно вести соцсети. Необходимо создавать контент на разных площадках. Сделайте свой персональный сайт, пишите экспертные статьи в СМИ, запускайте email-рассылки или выступайте на профессиональных мероприятиях в качестве эксперта.
  3. Создавайте регулярный контент в разных форматах. Рассказывайте о том, что интересно вашим подписчикам. Небольшой контент-план поможет фиксировать идеи и не забывать регулярно делать публикации.
  4. Уделите внимание своему имиджу. Одежда должна соответствовать вашей профессии. Подумайте о том, как можно внешне выделиться среди других таких же специалистов.
  5. Если вы только начинаете продвигать личный бренд, купите рекламу — таргетированную в соцсетях или контекстную на сайте, в СМИ или пабликах. Это поможет вашей аудитории найти вас.

Насколько вы эффективный сотрудник: чек-лист