Без страха и упрёка: как исправить ошибку на работе
Большинство работодателей спокойно относятся к ошибкам подчинённых. Сервисы «Работа.ру» и «СберПодбор» спросили у 400 представителей компаний, как они относятся к ошибкам своих сотрудников. Большинство респондентов отметили, что это нормально, особенно во время обучения и отработки новых компетенций. И только 5% опрошенных считают ошибки недопустимыми на работе. «Рамблер» обсудил с карьерным экспертом Маргаритой Патарушиной, почему появляются оплошности в работе и как рассказать о них руководителю.
Почему сотрудники ошибаются на работе
Ошибки — это часть профессионального роста. Просчёты помогают увидеть слабые места в рабочих процессах, проанализировать их и улучшать, это отмечают 79% руководителей. Ещё треть работодателей подчеркнули, что ошибки сотрудников служат стимулом для открытости и обмена опытом в команде.
«Ошибка — это не конец карьеры, а точка роста. Техника ломается, алгоритмы дают сбои, а люди тем более. Важно не избегать промахов, а уметь их признавать, исправлять и делать выводы. Именно это отличает профессионала от дилетанта», — отмечает Маргарита Патарушина.
Только 13% работодателей считают, что на работе никогда нельзя ошибаться — это снижает эффективность труда, подрывает репутацию компании и приводит к стрессу и переработкам. Но профессиональные просчёты не появляются просто так, поясняет эксперт. Они возникают по разным причинам:
- Организационные. Легче всего допустить оплошность, когда в компании плохо выстроены процессы, регулярно возникают сложные и непонятные задачи, у сотрудников слишком большая нагрузка. В такой ситуации ошибиться может даже опытный сотрудник. Новичкам ещё сложнее. Например, когда в организации не выстроен грамотный онбординг и новый сотрудник не знает, как сделать правильно.
- Личные. Вероятность ошибки выше, когда сотрудник устал, нервничает или выгорел. Продуктивность снижают и проблемы в личной жизни. Работник думает о своих сложностях и плохо концентрируется на профессиональных задачах, что может привести к просчёту.
- Человеческий фактор. Принять ошибочное решение сотрудник может, когда у него не хватает компетенций, особенно в новой сфере. Но вместо того, чтобы попросить помощи или совета, он выбирает позицию «Разберусь сам».
«Сотрудникам, которые ошиблись, бывает сложно сознаться в этом. Страх — главный барьер. Мы боимся потери доверия (теперь меня сочтут ненадёжным), репутационных рисков (коллеги будут обсуждать мой провал), последствий (а вдруг уволят?). Но парадокс в том, что сокрытие ошибки почти всегда вредит больше, чем её признание. Руководители ценят не безупречность, а профессиональную зрелость, которая проявляется в умении анализировать, исправлять ошибки и предотвращать их повторение».
Маргарита Патарушинапрофориентолог, автор телеграм-канала «Карьера in Balance»
Семь профессий с самым высоким уровнем стресса
Как рассказать об ошибке
Когда вы ошиблись, главное — честно признать это и подумать, как исправить ситуацию.
«В такой ситуации важно не пытаться всё скрыть и не оправдывать себя, а действовать быстро и чётко. Для этого нужно разобраться в ситуации и объясниться с руководителем или коллегами», — рекомендует эксперт.
Признайте проблему
Честно скажите себе, что допустили ошибку. Например, передали клиенту отчёт с некорректными данными, неправильно поняли задачу и выполнили задание не так, забыли предупредить коллегу об изменениях в рабочем графике, и он пришёл на работу в свой выходной. Подумайте, к каким последствиям для вас и компании может привести ошибка. В зависимости от степени её тяжести, решите, кому нужно сообщить о ней в первую очередь и что предпринять.
Проанализируйте, почему так произошло
Разберитесь, какие внешние или внутренние факторы помешали выполнить задачу правильно. Возможно, вы устали, не смогли сконцентрироваться на работе и пропустили пару ошибок в документе. Или дело в организации рабочих процессов в компании: вам вовремя не сообщили о переносе времени мероприятия, поэтому вы не исправили дату в буклетах и отправили их на печать в типографию. В любом случае важно понять свою ответственность в произошедшем, а не перекладывать её на других.
Поговорите с руководителем
Выберите время для разговора с начальником. Если не горит, можно подождать, пока он будет в хорошем настроении. Но лучше не медлить и как можно быстрее сообщить о ситуации. Признайтесь руководителю, что произошло, и объясните, почему вы накосячили.
«Избегайте оправданий (это потому что...), обвинений коллег (маркетинг предоставил не те данные), а также излишней эмоциональности (я ужасно виноват!)», — советует эксперт.
Извинитесь за ошибку
Отметьте, что сожалеете об оплошности или недочёте, которые произошли по вашей вине. Попросите прощения у руководителя во время личного разговора, а у клиента или партнёра — в письме или по телефону. По словам Маргариты Патарушиной, извинения — знак, что вы осознаёте свою ответственность. Кроме того, искреннее раскаяние поможет снять напряжение и восстановить отношения после ошибки.
Предложите решение и способы профилактики
Признаться в ошибках и объяснить их причину недостаточно. Важно найти выход из сложной ситуации и не допустить её повторения. Во время разговора с руководителем предложите решение проблемы. Скажите: «Я уже исправил …» или «Предлагаю исправить так». Кроме того, проговорите, что вы планируете делать, чтобы снова не ошибиться. Например: «В презентации для клиента использовались устаревшие данные. Я уже обновил файл и отправил исправленную версию. Причина — автоматическая подгрузка из старой системы. Теперь буду перепроверять источники вручную. Извините за недочёт».
Если ты не креативный, тебя заменит нейросеть: кому нужна креативность и как её развить
Что поможет снова не ошибаться на работе:
- Используйте технологии тайм-менеджмента. Планируйте дела и управляйте временем, чтобы работать без авралов и перегрузки.
- Фиксируйте рабочий процесс. Сохраняйте письма, отчёты, важную переписку в мессенджерах, заносите все задачи в корпоративную CRM-систему. Это позволит ничего не пропустить и подстраховаться на случай ложных обвинений в ошибках.
- Разбирайтесь в каждой задаче. Если вам поручили новое задание, спрашивайте у коллег, когда что-то непонятно. При необходимости просите помощи у руководителя или членов команды.
- Прокачивайте компетенции. Чем больше вы знаете и умеете, тем ниже вероятность ошибиться. Повышайте профессиональные скилы самостоятельно или на специальных курсах.
- Вовремя отдыхайте. Уставший сотрудник чаще допускает промахи. Делайте перерывы в работе, чтобы отдохнуть, высыпайтесь, занимайтесь спортом и соблюдайте баланс между работой и личной жизнью.
Главное об ошибках на работе
- Ошибаться на работе — нормально. Каждый промах помогает увидеть слабые места в рабочих процессах, проанализировать и исправить их.
- Косячить сотрудник может по разным причинам: усталость, проблемы в личной жизни, новые сложные задачи, отсутствие помощи.
- Не стоит скрывать свои ошибки или пытаться переложить ответственность за них на других людей. Сразу обсудите проблему с руководителем: извинитесь за оплошность, объясните, почему допустили её, и предложите варианты, как исправить ситуацию и не допускать повторения.
- Чтобы избежать ошибок, не игнорируйте тайм-менеджмент и фиксируйте важные моменты в рабочем процессе, а также постоянно повышайте свой профессиональный уровень.