Конкуренты не враги: как соперники объединяются в профсообщества
Около 30% специалистов уверены, что в их отрасли очень большая конкуренция, особенно в финансовом секторе и ИТ, сообщает сервис «Работа.ру». «Рамблер» рассказывает, как и зачем при таких обстоятельствах работники объединяются в профессиональные комьюнити.
Зачем нужны профсообщества?
Профессиональное сообщество — это объединение людей одной сферы или профессии по интересам, целям, навыкам и потребностям. Исследователи Уральского федерального университета считают, что такие сообщества глобально влияют на развитие отраслей региона и всей страны: становятся ресурсом профессионального обучения и даже в какой-то степени способствуют заполнению кадрами рынка труда.
Польза профессионального комьюнити для сотрудника
- развитие личного бренда;
- нетворкинг (полезные связи и обмен опытом);
- повышение экспертизы (через участие в конференциях, конкурсах, публикации статей и др.);
- прокачивание профессиональных и управленческих навыков.
Профсообщества внутри компаний способствуют налаживанию коммуникации между работниками разных возрастов, а также созданию среды для развития каждого сотрудника, и это, в свою очередь, отражается на всей работе.
По данным СберУниверситета и SberProfi за 2024 год, в России 150 компаний имеют профессиональные комьюнити. Сосчитать, сколько всего существует профессиональных сообществ, сложно, поскольку многие (но не все) из них некоммерческие и, соответственно, официально не зарегистрированы.
«Профессиональное сообщество полезно для развития в карьере. Можно посмотреть на опыт других коллег, перенять его для своей практики, а также получить обратную связь от экспертов по поводу своих наработок и решений. Также можно рассчитывать на быструю коммуникацию с нужными тебе людьми. Когда коллеги тебя знают, то могут рекомендовать тебя другим профессионалам, и ты будешь быстрее достигать своих целей».
Юлия Набиевапродюсер международного рейтинга ТОП-50HR 2024, основательница и СЕО тренинговой компании COME*UNITY
Как выбрать сообщество?
Выбор профессионального комьюнити зависит от ваших карьерных целей — что вы хотите получить? Для начала рекомендуем вступить в небольшое объединение людей вашей профессии, чтобы понять, готовы ли вы к постоянному диалогу и встречам с другими специалистами.
Виды профкомьюнити
- Ассамблеи, гильдии, ассоциации, союзы — большие некоммерческие общественные объединения, в которые входят физические и юридические лица. Например, Гильдия ювелиров России объединяет ювелирные компании, а Союз журналистов России — редакции.
- Международные объединения — профильные сообщества разных стран. Например, бизнес-комьюнити «Эквиум» объединяет бизнесменов пяти стран.
- Корпоративные и внутренние сообщества — объединения специалистов разных отделов одной компании и объединение клиентов компании. Например, у Сбера есть комьюнити как для сотрудников, так и для клиентов.
- Локальные объединения — небольшие узконаправленные сообщества. Например, клуб специалистов правовой сферы (адвокатов, юристов, нотариусов, судей), клуб главных бухгалтеров и заместителей бухгалтеров крупных компаний.
- Ассоциации выпускников (Alumni) — объединение выпускников разных лет университетов и бизнес-школ. Например, сообщество Школы управления «Сколково» или комьюнити выпускников Московского государственного института международных отношений.
- Конкурсы — ограниченное по времени объединение соревнующихся в мастерстве специалистов. Например, Всероссийское чемпионатное движение по профессиональному мастерству объединяет разных профессионалов в образовании, строительстве, ИТ и сфере услуг.
Условия вступления в комьюнити разные. Как правило, если сообщество большое, то, чтобы стать резидентом, необходимо оформить ежемесячную подписку (в таком случае комьюнити считается коммерческой организацией). В маленьких комьюнити не нужно платить, как правило, нет отбора участников, то есть вступить может кто угодно.
Коммерческие сообщества обещают много полезного: специально организованные закрытые форумы и мастер-классы, совместные поездки, пропуск на локальные профильные федеральные мероприятия и другое. Администраторы на связи с участниками — оповещают их о планах в мессенджерах или по e-mail.
«Сообщества выпускников вузов — это огромный недооценённый ресурс. Посмотрите на примеры Гарварда, Оксфорда — у каждого есть мощное alumni-сообщество, которое помогает находить работу, запускать бизнес, делиться знаниями. Особенно сильны сообщества в сфере бизнес-образования. Потому что здесь объединяются зрелые, практикующие профессионалы, которые приходят не за дипломом, а за трансформацией, нетворкингом и новыми смыслами. В комьюнити важно культивировать не конкуренцию, а взаимное усиление. Мы верим, что сильные лидеры приходят в сообщество не за сравнением, а за ростом. Здесь важна честность: говорить не только об успехах, но и об ошибках. Один из принципов — помоги, и тебе помогут».
Евгения Ленскаядиректор департамента по работе с выпускниками «Сколково»
Ищите паблики или блогеров по профессиональным интересам, общайтесь с участниками и делитесь своим опытом. Например, наш эксперт Юлия Набиева ведёт прямые 30-минутные эфиры в своём телеграм-канале «Счастливый понедельник» с предпринимателями, коучами, специалистами по маркетингу и др. на разные профессиональные темы.
Попробуйте разные сообщества и остановитесь на том, которое вам близко по духу и ценностям. В небольшом объединении можно найти пользу для вашего личного и карьерного роста. Будьте готовы также взаимно приносить пользу другим людям — делитесь своим опытом, налаживайте нетворкинг, связывайте людей между собой.
Как создать своё комьюнити?
Чтобы прокачать свой личный бренд (повысить узнаваемость) и управленческие компетенции, создайте собственное небольшое комьюнити.
Шаг 1. Начните с концепции — ответьте на вопросы: зачем объединять людей вашей профессии или сферы? Какую пользу от этого они получат?
Шаг 2. Соберите команду. Если комьюнити планируется некоммерческое, важно найти не просто волонтёров, а людей с энтузиазмом — заинтересованных в идее, возможно, потенциальных участников-партнёров.
Шаг 3. Определитесь с площадками — где будет собрана вся информация о комьюнити (сайт, телеграм-канал, email-рассылка), где будут общаться участники (чат в мессенджере).
Шаг 4. Продумайте программу мероприятий и выберите форматы встреч. Набросайте небольшой план с темами для разговоров участников: что актуально в вашей профессии? Какие боли? Какие слухи? Что нового и полезного? Подумайте, как удобно собирать участников. Начать можно онлайн — переписки, видеоконференции, — а затем перейти в офлайн — арендовать коворкинг для встречи и неформально проводить время, например в боулинге или где-то ещё.
Шаг 5. Приглашайте людей. Распространяйте ссылку на сообщество или сайт комьюнити в интернете: отправляйте вручную своим знакомым, опубликуйте на странице в соцсетях с просьбой сделать репосты.
Можно сразу сделать сообщество коммерческим (брать плату за вступление). Но в таком случае необходимо хорошо вложиться в рекламу комьюнити, чтобы набрать как можно больше участников, и организацию, чтобы все были довольны и дело продолжалось.
«Я здорово прокачала навык интервью в своих эфирах, и это однажды помогло мне. Я продюсировала «Гаражку издательства МИФ» в Екатеринбурге и брала полуторачасовое интервью у писательницы Анны Бабич. Интервью получилось очень хорошее, Анна даже захотела ко мне в гости в "Счастливый понедельник"», — делится Юлия Набиева.
Советы, как развивать комьюнити
- исследуйте целевую аудиторию, интересуйтесь мнением — кто вступил, с какой целью;
- организуйте онбординг — продумайте адаптацию новых участников;
- отслеживайте результативность — проводите опросы, всем ли довольны участники, есть ли предложения и идеи для новых встреч;
- собирайте людей вместе регулярно и придумывайте что-то новое, чтобы у участников не пропал интерес.
Главное о пользе профессиональных комьюнити
Профсообщества помогают достичь карьерных целей, наладить связи, обменяться опытом. Существуют разные сообщества — от крупных ассоциаций и международных объединений до локальных профильных комьюнити и комьюнити вокруг блогеров. Создайте своё сообщество, если хотите повысить узнаваемость в профессиональном кругу и потренироваться в управлении.
Личная эффективность в карьере: как ускорить профессиональный рост