Эксперты рассказали, что россияне ценят на работе

Предсказуемость зарплаты, понятные правила и человеческое лицо руководства — вот что россияне ставят в приоритет при выборе работодателя, выяснили эксперты платформы Dream Job на основе мнений более семи тысяч работников разных сфер (документ эксклюзивно предоставлен «Рамблеру»). Рассказываем, что ещё ценят сотрудники в работе и в начальстве.

Эксперты рассказали, что россияне ценят на работе
© Liubomyr Vorona/iStock.com

Оплата труда: не только размер

Зарплата важна, но не только её размер. 95% опрошенных считают критически важной своевременность выплат, 94% — прозрачность расчётов: из чего складывается зарплата, как считаются премии, есть ли индексация. Индексации, кстати, ждут почти 80%, а 76,5% особенно ценят предсказуемость бонусов — когда поощрение не зависит от субъективных факторов. KPI и понятные цели отмечают 80%.

Возможность выбрать банк для получения зарплаты интересует менее половины опрошенных (45%). И чуть большее количество работников заботит формат получения вознаграждения (51%).

Что важно для людей: когда система расчёта понятная и прозрачная, а зарплата не задерживается, растёт доверие к работодателю.

Что делать: просите работодателя сообщать вам о предстоящих переменах, планах, методиках расчёта — вы вправе это знать.

Зарплатный проект — удобство, а не кабала: как перевести зарплату в другой банк

Руководство: поддержка и опора

Работники (85%) хотят, чтобы руководство помогало и поддерживало их в сложных ситуациях. Столько же ценят, когда руководители действительно понимают, чем занимаются их сотрудники. 83% хотят иметь возможность обратиться к начальству с вопросом или проблемой и быть услышанными.

Представители рабочих специальностей остро реагируют на несправедливость: непрозрачность в распределении задач, «любимчиков», игнорирование их мнения. Офисные работники чаще смотрят на системность и умение делегировать.

© katemangostar/Freepik

Наименее важным оказалось количество согласований при принятии решений — этот фактор отметил только каждый второй сотрудник (55%).

Что важно для людей: выстроенность коммуникаций, возможность иметь связь с руководством, практика обратной связи.

Что делать: если коммуникации проседают, попробуйте проявить инициативу, запросить отзыв от руководства, задавайте вопросы и не бойтесь выглядеть глупо — обратная связь важна для обеих сторон.

Рабочий график: возможность влиять и управлять

Возможность заранее запланировать отпуск и быть уверенным, что его одобрят, — приоритет для 83% сотрудников. Чёткость расписания без внезапных изменений важна для 80%.

Для специалистов рабочих специальностей критичны (87%) удобный формат графика (5/2 или 2/2), гибкое начало или работа по сменам.

Вопрос переработок, как и возможность отпроситься по личным делам, остаётся актуальным для трёх четвертей респондентов.

Как оплачивается сверхурочная работа

Менее интересными факторами для соискателей оказались ночные и длинные смены (59%) и количество встреч (42%).

Что важно для людей: чтобы график не менялся без предупреждения, а личное время оставалось неприкосновенным, иначе страдает мотивация.

Что делать: планируйте заранее, даже если в организации не принято заранее согласовывать заранее график отпусков, возьмите это на себя и подайте заявление заблаговременно. Учитесь чётко планировать свои задачи — это позволит выстроить рабочие процессы и избежать выгорания.

Условия труда: гигиена, техника и тишина

Офис с чистыми туалетами, душем и регулярной уборкой важен для 84%. Безопасность рабочего места — в топе приоритетов (88%). Не менее важны возможность безопасно хранить личные вещи (65%) и адекватное оснащение: от ноутбуков до инструментов (79%).

Особенно чувствительны к базовому физическому комфорту — свет, душ, форма, транспорт — рабочие специалисты. Отсутствие комфорта может стать поводом для их увольнения.

Менее важным показался уровень шума или наличие шумоизоляции (55%) и даже возможность гибридного или удалённого формата — её отметили только 45,5%.

Как выжить в шумном офисе и не сойти с ума

Что важно для людей: без базовых бытовых условий и исправного оборудования всё остальное теряет смысл.

Что делать: говорить о своих потребностях. Работодатель порой может и не знать, что сотрудников что-то не устраивает в вопросах организации рабочего пространства или быта.

© cookie_studio/Freepik

Work-life balance: работу и отдых — по местам

Самое больное — принуждение к работе вне графика. Для 81% сотрудников важно, чтобы расписание соблюдалось, а переработки не были нормой. Значима политика компании в отношении праздников и выходных (77%), а 74% хотят самостоятельно планировать нагрузку, чтобы не выгорать.

Гибкость отпуска — возможность взять его по частям, а не одним куском — особенно ценна для тех, кто пребывает в пассивном поиске работы.

Менее значимым оказался вопрос ментального здоровья: программы по стресс-менеджменту отметили только 36%.

Что важно для людей: возможность отдыхать, не быть круглосуточно на связи, чтобы никто не дёргал в выходные и в отпуске.

Что делать: знать о своих трудовых правах и использовать эти знания в жизни. Просить документально оформлять все переработки и вызовы в выходные.

Соцпакет: сверхурочные и дополнительные выходные

Базовые бонусы — это не про фрукты на ресепшен. Важнее оплачиваемые больничные, дни для учёбы и возможность взять выходной в нужный момент. Это подтвердили 73% респондентов. Возможность подработки или оплаты сверхурочной работы — на том же уровне (74%) и особенно важна для рабочих профессий.

ДМС — уверенный лидер нематериальных бонусов (62%). А вот питание и транспорт воспринимаются просто как приятные дополнения.

Меньше всего сотрудников волнуют корпоративные подарки и мероприятия — их значимость отметили лишь 34%. Льготные кредиты и скидки на продукцию — тоже не топ-фактор (39%).

Социальный пакет: что в него входит и почему он есть не у всех работодателей

Что важно для людей: удерживает забота. Базовые потребности — здоровье, семья, отдых.

Что делать: если знать о своих правах, всегда можно найти аргументы для работодателя и компромисс.

Карьерный рост: справедливость и понятные правила

Сотрудникам важно не столько то, есть ли карьерный рост, сколько его честность. Почти 90% ждут справедливой оценки работы при повышении, а 84% — прозрачных критериев продвижения. Возможность расти вширь (менять отдел, развивать навыки) отметили 73%, а повышение квалификации — 83%.

Горизонтальный карьерный рост: что это и как его построить

Что важно для людей: знать о карьерных возможностях внутри компании и о критериях для профессионального роста.

Что делать: если эта информация не хранится в доступном месте, не открыта или даже не озвучена, задавайте вопросы и используйте доступные ресурсы, чтобы обучаться и расти в карьере и профессии.

© Freepik

Стабильность: останется ли компания на плаву

Финансовая устойчивость — главный индикатор надёжности. Её упомянули 88% участников опроса. Также важна текучесть кадров: если сотрудники массово увольняются, это настораживает 84%. Прозрачность в планах и бюджете хотят видеть 69%.

Менее волнующим оказался возраст компании и срок её существования — этот параметр интересует только 53%.

Что важно для людей: возможность время от времени получать информацию о том, каково положение компании и её позиции на рынке.

Что делать: если этих сведений нет в открытом доступе, попросите руководителя в формальном отчёте или неформальном общении рассказывать о текущем положении, о планах и результатах работы.

Главное

  1. Аналитики Dream Job отмечают, что ожидания работников укладываются в понятную формулу: предсказуемые деньги, человеческое руководство и контролируемое рабочее время.
  2. Своевременная и прозрачная оплата, понятные правила премий и индексаций формируют «финансовое спокойствие»; поддерживающие и доступные менеджеры закрепляют ощущение справедливости; стабильный график и право «отключаться» после работы защищают от выгорания.
  3. Если к этому прибавить базовый физический комфорт на рабочем месте, честные критерии карьерного роста и открытое общение о планах компании, это создаст условия, чтобы работники ценили и держались за рабочее место.
  4. В свою очередь, сотрудникам важно знать о том, что можно и уместно просить и даже требовать от компании, и выстраивать свою карьерную траекторию.

Карьера в России: национальные особенности профессионального роста