Все в чат: как продуктивно общаться с коллегами на удалёнке
Почти четверть россиян постоянно или частично работают из дома, выяснил ВЦИОМ. 35% сотрудников уверены, что на удалёнке они трудятся эффективнее, а 24% считают, что так им работается хуже. Во многом на продуктивности сказывается недостаток живого общения — без него коллегам сложно эффективно взаимодействовать друг с другом. «Рамблер» выяснил, как наладить коммуникацию между офисными и удалёнными работниками.
Удалёнка: плюсы и минусы
Удалённый формат работы — это когда сотрудник выполняет свои обязанности из дома. При этом он официально трудоустроен: в законодательстве это называется дистанционная занятость. Всё как у офисных коллег: есть должность, руководитель и задачи, которые нужно выполнять.
Плюсы удалёнки:
- Экономия времени. Не нужно тратить часы на сборы и дорогу до работы и обратно.
- Комфорт и продуктивность. Дома тише, спокойнее — никто не отвлекает, работать легче.
- Гибкое планирование. Можно подстроить рабочий день под свои пики продуктивности.
Гибридный формат — это компромисс: сотрудник часть недели работает из дома, часть — в офисе. График обсуждается индивидуально: кому-то достаточно одного офисного дня, кому-то — двух или трёх.
Минусы: мало общения
Главный минус и удалёнки, и гибрида — нехватка живого общения. У гибридных сотрудников хотя бы иногда есть личный контакт с коллегами. А вот у удалёнщиков он почти исчезает.
Исследования показывают: дистанционным работникам сложнее выстраивать коммуникацию, и это может снижать мотивацию, вовлечённость и даже продуктивность. В офисе обсуждают идеи за обедом, в курилке, на лету. А дома — максимум чат или звонок. Удалённые работники чувствуют оторванность, и связь с командой слабеет.
Рекрутер Алёна Блездова поясняет: «Когда сотрудник в офисе, он может просто зайти к коллеге в кабинет и обсудить задачу. Из дома это звонок или переписка. Уровень взаимодействия уже другой. Личное общение помогает наладить контакт и работать эффективнее».
«Сотрудники вне офиса могут испытывать дискомфорт от недостатка общения с коллегами — у них нет ощущения поддержки и взаимовыручки, важности для компании», — добавляет карьерный эксперт Алиса Тарасова.
Так и не стал своим: что мешает влиться в новый коллектив
Как продуктивно общаться с коллегами на удалёнке
Коммуникация — ключ к успешной работе в команде. Во время общения коллеги обмениваются новостями, делятся идеями, обсуждают ошибки и ищут решения. Но делать это труднее, когда вы не рядом, а работаете из дома.
Тем не менее эффективное взаимодействие на расстоянии вполне возможно. Вот несколько важных правил.
Установите границы
Обсудите с коллегами удобное время для общения и периоды, когда лучше не отвлекать друг друга. Особенно это важно, если команда работает в разных часовых поясах. Например, с 09:00 до 12:00 мск — время для работы, потом онлайн-планёрка. С 14:00 до 16:00 — снова погружение в задачи, а в конце дня — обсуждение планов на завтра в чате. Такой график можно корректировать по ситуации — например, если появляется срочная задача.
«В нашей удалённой команде мы ежедневно созванивались в Zoom перед началом рабочего дня — обсуждали планы за чашкой чая. Вечером подводили итоги. Это создавало дружественную атмосферу, позволяло новичкам быстрее войти в коллектив и не бояться обращаться ко мне как к руководителю. Такой подход работает с людьми разного возраста — от 20 до 60 лет».
Алиса Тарасоварекрутер, карьерный консультант
Утром в среду зимой: когда лучше всего работать
Развивайте навыки коммуникации
Учитесь внимательно слушать коллег. Во время видеозвонков и переписок не перебивайте, давайте высказаться каждому и задавайте уточняющие вопросы. Проявляйте искренний интерес не только к работе, но и к личным темам. Главное — соблюдать границы: не задавайте слишком личные вопросы и не навязывайтесь, если коллега не готов к откровенному общению. Не стоит писать вне рабочего времени, если не хотите навредить отношениям.
Используйте разные инструменты
Видеозвонки, голосовые и текстовые сообщения не заменят живое общение, но помогут поддерживать контакт. Создайте корпоративные чаты для работы и отдельные для «болталок», где можно делиться шутками и мемами. Голосовые сообщения в мессенджерах — быстрый и удобный способ донести мысли. Но не перебарщивайте с видеосвязью: исследования показывают, что она иногда мешает решать проблемы вместе.
«Уважайте интровертов: им может быть комфортнее меньше общаться. Не заставляйте их участвовать в активностях, они оценят уважение к личным границам», — рекомендует Алиса Тарасова.
Не отказывайтесь от живого общения
Если офис находится в вашем городе, старайтесь участвовать в офлайн-мероприятиях — тренингах, семинарах, корпоративных встречах. Это помогает повысить мотивацию, укрепить отношения и почувствовать поддержку команды.
«Важно, чтобы участие в активностях было добровольным. Если же мероприятие обязательное, его стоит проводить в рабочее время», — отмечает Алиса Тарасова.
Не пропускайте неформальные встречи — пикники, квесты, корпоративы. Они позволяют лучше узнать коллег, а это важно для комфортной и продуктивной работы.
Главное
- Удалённый и гибридный графики хороши тем, что позволяют экономить время на дорогу на работу, самостоятельно регулировать нагрузку и эффективнее поддерживать work-life balance.
- Один из недостатков работы вне офиса — отсутствие живого общения с коллегами. Это снижает продуктивность, мотивацию и вовлечённость удалёнщиков.
- Но даже на расстоянии эффективно взаимодействовать с коллегами можно. Для этого должны быть правила внутри команды: собираться на онлайн-планёрку, не писать после завершения рабочего дня и другие.
- Для продуктивного общения на удалёнке используйте удобные каналы связи, будьте внимательны к коллегам: интересуйтесь их мнением, избегайте бестактных разговоров и не пишите в нерабочее время.
Работа, перейди на Федота: что делать, если совсем не хочется трудиться