Генерал или свояк: какими бывают начальники и как с ними общаться

От того, найдёте ли вы общий язык с начальством, зависит не только ваше настроение, но во многом и рабочий процесс. Если постоянно возникают недомолвки и перепалки, вряд ли работать в организации удастся долго. Что делать, если работа нравится, не хочется её терять, но отношения с руководством напряжённые? Найти подход можно практически к любому начальнику — рассказываем, как это сделать.

Генерал или свояк: какими бывают начальники и как с ними общаться
© Рамблер

5 архетипов начальников и как с ними общаться

Почти половина участников опроса сервиса SuperJob когда-либо конфликтовали с начальством. Чаще всего причина — в недопонимании. Чтобы наладить отношения, важно уметь слышать руководителя, правильно интерпретировать его поручения и реагировать на обратную связь. Рассказываем, какие бывают типы начальников по стилю общения и как с ними выстраивать контакт.

Генерал

Такой руководитель строг, структурирован, говорит приказным тоном, требует дисциплины и пунктуальности. Он не терпит хаоса и необдуманных действий, ценит сотрудников, которые берут на себя ответственность и самостоятельно решают проблемы.

Как с ним общаться: проявляйте инициативу, приходите не с жалобами, а с предложениями. Уважайте иерархию — спор воспринимается как вызов. Лучше спокойно согласиться, а свою точку зрения обосновывать позже и аргументированно.

Вдохновитель

Харизматичный и энергичный лидер, который легко зажигает команду новыми идеями. Часто переключается между задачами, поэтому нуждается в помощниках, умеющих превращать идеи в чёткий план действий.

Как с ним общаться: будьте активны, задавайте уточняющие вопросы, если задача сформулирована слишком абстрактно. Помогайте «приземлить» идеи — предлагайте реалистичные варианты их реализации. Напоминать о сроках можно и нужно — главное, в мягкой форме.

Контролёр

Он проверяет каждый шаг сотрудников и боится упустить что-то важное. Доверяет тем, кто внушает уверенность: всё под контролем, сроки соблюдаются, задачи выполняются.

Как с ним общаться: заранее принимайте его стиль управления. Ведите таблицу задач, где фиксируете прогресс, и регулярно сообщайте о ходе работы. Особенно важно заранее предупреждать о любых отклонениях от плана.

Наставник

Мудрый, спокойный, эмпатичный. Такой руководитель по-настоящему вкладывается в развитие команды, ценит честность и стремление учиться.

Как с ним общаться: не бойтесь просить совета и обсуждать зоны роста. Такой начальник готов делиться опытом и ценит инициативу. Главное — быть открытым и благодарным за обратную связь.

Свояк

Открытый и непринуждённый, он легко выходит на личный уровень, любит проводить досуг с коллегами в неформальной обстановке. Иногда теряет фокус, отвлекаясь от рабочих задач на личные разговоры. Ценит, когда ему доверяют — делятся сокровенным, например страхами не справиться с чем-то в работе. Он всегда поддержит и вселит уверенность.

Как с ним общаться: тактично возвращайте разговор в деловое русло, если тема уходит в сторону. Обязательно фиксируйте договорённости письменно, чтобы важные решения не потерялись в болтовне.

Понаблюдайте за своим руководителем, как он ведёт себя с вами и коллегами. Иногда в одном человеке сочетаются несколько архетипов, но один, как правило, доминирует. Понимание стиля начальника поможет вам адаптировать стратегию общения и избежать конфликтов.

«Я верю, что люди приходят в команду не только работать, но и проживать часть жизни. Поэтому стараюсь создавать атмосферу, где можно быть собой, думать, расти, ошибаться и при этом не терять достоинство. Мне важны энергия, интерес к делу и уважение к другим. Но я также люблю жёсткий контроль. Свобода и доверие должны сочетаться с личной ответственностью».

Ирина Просвирякова
Ирина Просвиряковамеждународный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор Лидера»

Ирина совмещает в себе два архетипа — вдохновителя и генерала. Как руководитель, она ценит профессионалов, но не терпит трёх вещей:

  • перекладывания ответственности и оправданий;
  • эгоцентризма и нарушения командных ценностей;
  • невыполненных обещаний и подрыва доверия.
«Я стараюсь спокойно относиться к расставаниям. Помню, уволила сотрудника, который не разделял ценностей компании и думал лишь о себе. С другим попрощалась, потому что не развивался, хотя получал поддержку и обратную связь. Было такое, что пришлось расстаться с сильным профессионалом, который разрушал доверие в команде — тихо, изнутри, за спиной. Это было особенно больно», — вспоминает Ирина Просвирякова.

Как поднять мотивацию на работе — советы психолога

Как воспринимать критику руководителя

© fizkes/iStock.com

Даже опытным сотрудникам время от времени достаётся от начальства, особенно если это «генерал» или «контролёр». А уж новичкам и подавно стоит быть готовыми к замечаниям. Главное — не принимать всё близко к сердцу. Вот как научиться воспринимать критику спокойно и с пользой.

  1. Не путайте критику и самооценку. Ошибка — это не вы. Это просто действие, которое можно сделать иначе. Вместо «Я плохой» — «Теперь я знаю, как сделать лучше».
  2. Слушайте, чтобы понять, а не чтобы защититься или бороться. Не оправдывайтесь сразу. Лучше скажите: «Я понял, вы говорите о… Можете уточнить, что именно вам важно было бы видеть по-другому?»
  3. Уточняйте детали. Если звучит обобщение вроде «всё плохо», уточните: «Что конкретно нужно исправить? Как вы представляете идеальный результат?»
  4. Ищите в критике ресурс для роста. Даже если сказано грубо, постарайтесь услышать суть. Игнорируйте тон, забирайте смысл.
  5. Поддержите себя. Внутренний критик только мешает. Вместо «Я всё испортил» — «Это опыт. Я справлюсь и сделаю лучше».
  6. Не принимайте всё на свой счёт. Иногда дело не в вас. У начальника может быть просто плохой день. Если объективно всё в порядке, постарайтесь не воспринимать негатив лично.
  7. Обсудите стиль обратной связи. Если критика звучит чересчур жёстко, аккуратно обозначьте границы: «Спасибо за обратную связь — она помогает мне развиваться. Но можем ли мы обсуждать это в более конструктивной форме?»

Где заканчивается строгий стиль и начинается токсичный

«Авторитарный стиль руководства не обязательно плох — он часто эффективен в кризисе, производстве, безопасности. Но важно понимать грань. Иногда за жёсткостью стоит тревожность и желание всё контролировать, а иногда — токсичная среда».

Ирина Просвирякова
Ирина Просвиряковамеждународный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор Лидера»
© Drazen Zigic/iStock.com

Строго, но нормально:

  • Предсказуемый стиль общения: есть правила, и они одинаковы для всех коллег.
  • Руководитель держит дистанцию, но действует справедливо.
  • Вы можете учиться и развиваться, пусть и без похвал.

«Красные флаги»:

  • Переход на личности, крики, унижения.
  • Нарушение трудовых прав (переработки без конца).
  • Ошибки караются, а успехи не признаются.
  • Отказ объяснять, что нужно переделать.
  • Команда живёт в тревоге и страхе.

Как выражать своё мнение и не испортить отношения

Чтобы в коллективе сохранялась здоровая рабочая атмосфера, важно не замыкаться в себе и не соглашаться со всем автоматически. Диалог с руководителем — это не про конфликт, а про сотрудничество. Умение корректно отстаивать свою позицию делает работу продуктивнее и приятнее. Вот как можно это делать с умом и без вреда для отношений.

Выберите подходящий момент. Не стоит спорить с руководителем публично, особенно во время совещания. Лучше выбрать время для личного разговора, когда он будет спокоен и открыт к диалогу.

«У меня есть идея, которую хотелось бы обсудить. Можем ли мы найти время для короткой встречи?»

Начните с признания заслуг и логики руководителя. Даже если у вас другой взгляд, дайте понять, что вы видите логику в его позиции. Это снижает напряжение и открывает дверь к обсуждению.

«Я понимаю, почему вы предлагаете именно такой подход — в нём действительно есть сильные стороны».

Говорите от себя, а не от «всех» или «вообще». Избегайте фраз вроде «Вы не правы» или «Это плохое решение». Говорите: «Я вижу ситуацию немного иначе…» или «Из моего опыта кажется, что…».

Предлагайте не просто критику, а решения. Если не согласны — предложите альтернативу. Подчеркните, какую пользу она может принести.

«Есть идея, как может сработать лучше. Она может дать результаты в виде…».

Аргументируйте цифрами, кейсами, опытом. Ваше мнение будет звучать весомее, если подкреплено фактами: статистикой, пожеланиями клиентов, примерами с прошлых проектов.

Оставляйте последнее слово за начальником. Даже если вы инициативны, важно показать, что признаёте его право принимать решение.

«Разумеется, финальное слово за вами. Я просто хотел поделиться своим взглядом».

«Развивайте доверительные отношения с начальником. Когда между вами уже есть диалог, уважение и история открытого общения, делиться несогласием будет гораздо проще и безопаснее», — отмечает Ирина Просвирякова.

Как сказать начальнику, что он неправ

Если начальник переходит границы

Научиться договариваться с руководителем можно почти в любой ситуации, ведь начальник тоже человек: он когда-то был подчинённым, может проявить понимание, способен меняться. Но, увы, не всегда это работает. Бывает, что попытки наладить отношения ни к чему не приводят, а давление только растёт. Тогда стоит задуматься: а не пора ли менять не подход, а саму работу?

Когда не стоит терпеть и пора уходить:

  • Вы регулярно испытываете стресс, начинаете сомневаться в своей компетентности и боитесь высказывать мнение даже по рабочим вопросам.
  • Начальник не уважает личные границы, регулярно нарушает нормы общения, превращая дисциплину в террор.
  • В команде нет развития, царит атмосфера страха и подчинения, а любые инициативы подавляются.

В таких условиях даже самый профессиональный и стрессоустойчивый сотрудник теряет мотивацию и постепенно выгорает. Одна из самых распространённых причин увольнения — не компания, а именно поведение конкретного руководителя.

«Я продолжаю расти как руководитель. Учусь давать обратную связь спокойно и вовремя. Стараюсь не вмешиваться там, где команда справится самостоятельно. Не требую от других столько же, сколько от себя, ведь каждый работает по своим силам. Быть руководителем — это не про контроль. Это про доверие, ясность и умение видеть в сотруднике человека».

Ирина Просвирякова
Ирина Просвиряковамеждународный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор Лидера»

Если этого понимания в вашей команде нет и попытки наладить диалог не приводят к результату, возможно, пришло время двигаться дальше — туда, где ценят не только результат, но и личность.

Главное о коммуникации с начальником

Начальники бывают разными: строгими и властными, позитивными и открытыми, серьёзными и сосредоточенными, требовательными и при этом понимающими. Уметь руководить и при этом относиться к подчинённым по-человечески — настоящий талант. С таким руководителем можно быть честным: открыто высказывать своё мнение, обсуждать критику и делиться идеями. Но иногда сотрудник и начальник могут не сойтись во взглядах и стиле общения, это может стать причиной разрыва рабочих отношений и увольнения.

Так и не стал своим: что мешает влиться в новый коллектив