Это провал: как пережить неудачу на работе и не выглядеть дураком
Чаще всего россияне решают возникшую на работе проблему с помощью руководства, показал опрос «Работы.ру». 26% сотрудников исправляли ошибку самостоятельно, а 14% обращались для этого к коллегам. Любой провал на работе важно не только преодолеть, но и превратить в новые возможности для профессионального роста. Как пережить неудачу и не страдать самоедством, а стать сильнее в своём деле, «Рамблер» узнал у карьерного эксперта Ольги Беляевой.
Что делать при провале
Неудачи на работе бывают у всех, от них не застрахованы как молодые специалисты, так и опытные руководители. Главное — не опустить руки, исправить ошибки и извлечь из них урок.
Исследование венгерских учёных показало, что мозг лучше учится, разбирая допущенные ошибки. Когда мы получаем ожидаемый результат, выводов не происходит. Но когда что-то идёт не так, в мозге активируется группа нейронов, которые заставляют искать другое решение задачи. Другое дело, что неудача может психологически подавлять и провоцировать чувство вины. В итоге можно опустить руки и даже скатиться в депрессию.
Чтобы не только пережить провал на работе, но и использовать его для профессионального роста, важно принять ситуацию и сделать из неё выводы.
1. Признайте неудачу
Согласитесь с тем, что в этот раз вы потерпели фиаско. Не старайтесь переложить ответственность за провал на других или оправдаться перед коллегами и руководителем. Это не поможет ситуации, но испортит отношения в коллективе и мнение о вас как о профессионале. При этом не берите на себя чужую вину — просто чётко объясните, в чём именно ваша ошибка.
Пример: вы торопились закрыть квартальную отчётность и сделали ошибку в бухгалтерских документах, из-за чего исказились финансовые показатели компании. Признайте свой промах, извинитесь и постарайтесь как можно скорее внести корректировки. Если спорить и отрицать свою вину, можно испортить отношения с коллегами или руководителем.
«Признавать свои ошибки важно. Тем самым вы показываете открытость и способность к адекватной самокритичности, а также берёте на себя ответственность за свои действия. Есть отличная фраза: "Эксперт — это человек, который совершил все возможные ошибки в своей области". Главное — сделать из них выводы и исправить ситуацию».
Ольга Беляевакарьерный консультант
2. Проанализируйте ситуацию
Подробно разберите, почему случился провал. Любой просчёт — это сигнал о том, что нужно обратить внимание на какой-то фактор. Оценить, в чём вы допустили промах, помогут различные методы и приёмы.
Пример: Ольга работает в отделе, который отвечает за коммуникацию с партнёрами и клиентами. В этом месяце компания организовала деловой ужин, на который пригласили всех подрядчиков и заказчиков. Но перед мероприятием выяснилось, что приглашение на него не получили два ключевых партнёра. В последний момент их успели пригласить, но руководитель был недоволен работой подчинённых. Ольга с коллегами собрались, чтобы понять, почему сложилась такая ситуация. В итоге выяснилось, что команда давно не обновляла данные о партнёрах, а у них уже поменялись контактные данные, поэтому приглашение до них не дошло. Сотрудники договорились, что каждый месяц будут актуализировать данные о подрядчиках.
Для анализа проблемы попробуйте технику «Почему?». На листе бумаге кратко опишите проблему, подумайте, почему она возникла, и запишите основные причины. Для каждой из них задавайте вопрос «Почему?», пока не докопаетесь до сути.
Также можно использовать метод стратификации. Он заключается в том, что все ошибки нужно разделить на подгруппы по сходному признаку. Например, «Мои ошибки», «Ошибки команды», «Внешние обстоятельства». Так будет проще анализировать провал проекта, в котором принимала участие команда.
«В поиске новых методов или инструментов работы над ошибками хорошо проводить мозговой штурм с коллегами. Иногда коллективный разум может придумать десятки вариантов, о которых вы даже не подозревали», — рекомендует Ольга Беляева.
Как выжить в шумном офисе и не сойти с ума
3. Сделайте выводы
Найдите, что стало причиной неудачи, и примите меры, чтобы не повторить её. Ответьте себе на вопрос: этот провал стал единичным случаем или результатом череды неверных решений? Все иногда ошибаются, но, если оплошности и недочёты случаются регулярно, задумайтесь, как это изменить.
Пример: дизайнеру Ивану поручили разработать брендбук для крупного клиента. Специалист долго откладывал работу над проектом из-за большого количества других незавершённых задач. За пару дней до дедлайна Иван сделал брендбук, но в спешке добавил в него неправильный фирменный шрифт. Заказчик заметил это и попросил переделать. Иван признал свою ошибку и понял, что причиной стало отсутствие планирования. За задачи он брался хаотично, не распределял их по уровням сложности и не ставил перед собой сроки. После этого он решил использовать на работе техники тайм-менеджмента, чтобы работать продуктивнее. В итоге его проекты стали качественнее, а также появилось свободное время на дополнительное обучение.
4. Найдите другие решения
Провал проекта или задачи — повод пересмотреть привычные методы работы, особенно если ошибки случаются регулярно. Подумайте, что позволит вам работать эффективнее. При необходимости пройдите обучение, чтобы освоить новые навыки, или понаблюдайте, как решают задачи коллеги.
Пример: Мария занимается подбором кадров в компании, которая запускает дополнительное направление и ищет новых сотрудников. Руководитель поручил ей за неделю закрыть вакансию «Инженер-проектировщик». По опыту Мария знала, что привычные методы — просмотр резюме и проведение собеседований — займут больше времени и она сорвёт дедлайн. Тогда она решила использовать искусственный интеллект — сервисы проанализировали резюме по заданным критериям и сопоставили информацию с требованиями вакансии. При помощи ИИ Мария смогла быстро закрыть вакансию.
«Ошибки — это возможность получить новый опыт и научиться на них. Иногда полезно проиграть ситуацию в нескольких сценариях, понять, какой из них наиболее оптимальный, и применить его в следующий раз. Ещё полезно обмениваться мнениями с командой. У кого-то из коллег может быть идея, максимально полезная вам в данный момент», — поясняет эксперт.
5. Снова действуйте
Решите, куда двигаться дальше: например, что можно сделать, чтобы исправить ситуацию или уменьшить ущерб от ошибки. Не зацикливайтесь на неудаче, лучше сконцентрируйтесь на решении проблемы.
Пример: программист Андрей случайно удалил исходники сайта для заказчика, который разрабатывал несколько недель. Восстановить удалось только 10% данных. Андрей признался клиенту в провале проекта, но пообещал исправить ситуацию. В итоге сконцентрировался на задаче и оперативно создал новый сайт, который понравился заказчику даже больше, чем предыдущий вариант.
Самое главное — не зацикливаться на провалах, говорит Ольга Беляева. У некоторых специалистов есть ощущение, что они эксперты во всех областях, хотя у них недостаточно компетенций и опыта. Для них любая ошибка кажется провалом, и её стараются скрыть.
Есть противоположное искажение, которое называют «синдромом самозванца», когда опытный специалист думает, что знает недостаточно. Ошибки ещё больше убеждают его в своей некомпетентности. В любом случае относиться к ошибкам стоит как к возможности получить новый опыт и усилить профессиональные навыки.
По словам эксперта, в её карьере тоже случались профессиональные неудачи. В агентство по подбору персонала, где она работала, обратился новый клиент — крупная энергетическая компания, которая искала сотрудника для административной работы.
«В агентство клиенты обычно обращаются, когда не получается закрыть вакансию самим. В данном случае работодатель искал персонального ассистента или офис-менеджера. Но в вакансии было необычное требование — потенциальный сотрудник должен иметь определённый рост. Это осложняло поиски: с линейкой ко всем не подойдёшь, и про рост не очень этично спрашивать. В итоге провели сотни телефонных разговоров и встреч, а вакансию так и не закрыли», — рассказывает эксперт.
Как поясняет Ольга Беляева, этот случай показал, что на работу с нестандартными требованиями в вакансиях нужно больше времени. В этом случае на поиск кандидата дали определённый период, но его оказалось недостаточно, чтобы подобрать подходящий вариант. Однако заказчик был доволен энтузиазмом и инициативностью сотрудников агентства, поэтому предложил поработать над другими вакансиями, которые агентство закрыло быстро и продуктивно.
Провалы — неизбежная часть профессионального развития каждого сотрудника. Но именно неудачи учат нас справляться с трудностями, развивают гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, учат находить новые способы решения задач.
Главное о провалах на работе
- Провалы на работе случаются у всех сотрудников, независимо от опыта и квалификации.
- Любая профессиональная неудача помогает увидеть слабые места в рабочих процессах, преодолеть их и развить свои компетенции.
- Чтобы выйти достойно из критичной ситуации, важно признать свои промахи, проанализировать их и понять, почему они произошли.
- Найдите решения, которые помогут не допустить повторения ошибок. Не зацикливайтесь на провале, а включайтесь в новые проекты. Полученный опыт поможет по-новому подойти к решению задач и успешно справиться с ними.
- Если не получается найти выход из ситуации, стоит провести мозговой штурм с коллегами. Возможно, коллективный разум сработает более эффективно.
Убеждают в том, чего не было, обесценивают и игнорируют: газлайтинг на работе