Найти общий язык с коллегами: зачем нужны деловые игры и как они помогают в работе

На что только не идут руководители, чтобы увеличить продажи, улучшить показатели работы или наладить отношения в коллективе: мозговые штурмы, тренинги, семинары, коуч-сессии. Но есть ещё один способ обучения людей в команде — деловые игры. «Рамблер» расскажет, зачем и во что играть на работе.

Найти общий язык с коллегами: зачем нужны деловые игры и как они помогают в работе
© fizkes/iStock.com

Что такое деловая игра

Деловая игра — это способ обучения персонала и улучшения их навыков в игровой форме. Главная задача игр — отработка практических навыков для решения проблем компании.

Деловые игры имеют схожую механику с традиционными настольными играми. От «Монополии», «Имаджинариума» или «Каркассона» их отличает цель — деловые игры моделируют профессиональные ситуации.

Например, в компании назревает война между производственниками и отделом маркетинга. Маркетологи торопятся провести к Новому году масштабную рекламную кампанию по запуску нового продукта. Производственный отдел затягивает выпуск. Руководитель компании вместе с HR-директором решил провести деловую игру — маркетологов и производственников поменяли местами. Теперь сотрудники отдела маркетинга должны разработать план запуска нового продукта, принимая во внимание технологические ограничения и сроки производства. А производственники, играя роль маркетологов, — представить свои идеи для рекламной кампании.

Игровой формат позволяет под другим углом посмотреть на привычные вещи. В более непринуждённой и свободной обстановке люди по-разному раскрывают свой потенциал, учатся взаимодействовать и понимать друг друга.

© Люди разных профессий и отделов быстро втягиваются в игровой формат обучения Источник: личный архив Василия Лебедева

Виды деловых игр

Форматов и типов деловых игр огромное количество. Все они базируются на традиционных игровых механиках. Это позволяет выбрать наиболее подходящий вариант для решения практически любой образовательной или бизнес-задачи.

По механике деловые игры делятся на:

  • Квесты — игроки должны разгадать загадку или что-то найти.
  • Стратегии — игрокам нужно захватить ресурсы, а потом правильно их распределить.
  • Имитационные игры или симуляции — воссоздание реальных процессов или ситуаций, которые должны пройти игроки.
  • Ролевые — перевоплощение в разных персонажей.

По целям выделяют:

  • Обучающие — развивают профессиональные навыки (hard skills) и знания сотрудников.
  • Развивающие — развивают личные качества, гибкие навыки (soft skills) сотрудников.
  • Диагностические или оценочные — помогают выявить сильные и слабые стороны участников, определить уровень компетенций.
  • Мотивационные — стимулируют к достижению целей, повышают вовлечённость игроков.
  • Коммуникационные — улучшают взаимодействие внутри коллектива.
  • Исследовательские или бизнес-игры — моделируют конкретные ситуации для анализа рисков, позволяют тестировать варианты развития событий в зависимости от принятого решения.

По видам взаимодействия:

  • Кооперации — игроки действуют совместно и пытаются выполнить условия для победы.
  • Индивидуальные — каждый игрок самостоятельно идёт к цели и прокачивает свои навыки.

По времени:

  • Короткие игры на 1–2 часа.
  • Длительные — могут продолжаться от нескольких дней до месяца и проходить в несколько этапов.

В чём польза для компании и сотрудников

Через деловые игры сотрудники:

Налаживают коммуникацию между собой и отделами — учатся взаимодействовать, понимать и слышать друг друга, доносить свои мысли и принимать решения для достижения общей цели.

Развивают критическое мышление. Ситуации и проблемы, с которыми сотрудники сталкиваются в игре, заставляют анализировать, искать выходы и новые способы решения задач.

Разрешают конфликтные ситуации. Деловые игры учат искать компромиссы, уважать и лучше понимать друг друга. Смоделированные ситуации позволяют понять причины и следствия конфликтов.

Быстрее осваивают новые профессиональные навыки. Игровая форма позволяет оттачивать теорию на практике и учиться применять свои знания в реальных ситуациях.

Раскрывают потенциал. Бизнес-игры развивают гибкие навыки сотрудников. Нестандартные ситуации могут выявить негласных лидеров, хороших переговорщиков или организаторов.

«Деловые игры позволяют в относительно расслабленной обстановке, без гнёта рутины и дедлайнов, посмотреть на себя и коллег со стороны, найти нетривиальные решения при выполнении креативных и стратегических задач компании, а также для повседневной деятельности».

Василий Лебедев
Василий ЛебедевОснователь Школы инноваций и креативного мышления ИКРА

Сплачиваются. Коллеги перенимают опыт друг друга и помогают быстрее адаптироваться новым сотрудникам.

«Деловые игры — сильнейший инструмент командообразования, позволяющий сотрудникам за очень короткое время фактически прожить "маленькую профессиональную жизнь" с коллегами», — отмечает Василий Лебедев.

Получают мотивацию, вдохновение. Люди с азартом погружаются в новый мир и чувствуют, как способны на большее не только в игре, но и в карьере.

«Важно помнить об условиях эффективной деловой игры. Не стоит организовывать их в пиковые периоды для компании: когда нужно сдавать отчётность, в сезон высоких продаж или во время повышенной маркетинговой активности. Сотрудники будут утомлены, и игра не достигнет своих целей», — предупреждает эксперт.

Прирождённый лидер Пол Атрейдес и организатор Граф Монте-Кристо: учимся у героев книг

В чём польза для руководителя компании

Что дают деловые игры организациям и их руководству:

  1. Гибких сотрудников, которые не боятся новшеств и быстро адаптируются к новой среде. Игры с разными сценариями и условиями тренируют умение быстро принимать решения и находить выход из нестандартных ситуаций. Это повышает готовность сотрудников к внедрению новшеств и работе в условиях неопределённости.
  2. Улучшенное взаимодействие между отделами. Деловые игры требуют сотрудничества разных команд и подразделений. Так сотрудники лучше понимают специфику работы друг друга и находят точки соприкосновения. Результатом становится сплочённость в работе, что позволяет быстрее достигать общих целей и улучшает атмосферу в коллективе.
  3. Снижение текучести кадров. Игровые формы обучения повышают удовлетворённость сотрудников от работы. Когда персонал чувствует, что растёт и развивается, получает поддержку от коллег, вероятность ухода кадров снижается.
  4. Рост показателей работы. Участие в деловых играх позволяет сотрудникам развивать навыки, необходимые для повышения производительности. Улучшенное взаимодействие и гибкость приводят к более эффективным процессам, которые способствуют росту ключевых показателей — увеличению объёмов продаж, улучшению качества обслуживания клиентов и другим важным аспектам бизнеса.

«Главное — не превращать деловые игры в формальность. Они должны быть связаны с реальными задачами компании, иметь чёткие цели и обязательный разбор результатов».

Елена Уварова
Елена Уваровасобственник компании HRBusiness

Примеры деловых игр

Построить восточную школу единоборств

Основатель Школы инноваций и креативного мышления Василий Лебедев поделился игрой, которая пользуется популярностью у клиентов.

Игра называется «Всё уметь — ничего не бояться». Это игра-симуляция для проектных и продуктовых команд. Участники должны построить школу единоборств по запросу заказчика. Перед ними встают разные профессиональные задачи. У каждого игрока своя роль. Участники делятся на команды — за ограниченное время игроки должны проанализировать вводные от клиента, скоординировать подразделения и представить оптимальное решение кейса.

В игре сотрудники учатся работать с проектами в режиме многозадачности и грамотно распределять функции между отделами. А ещё развивать коммуникативные навыки и эмоциональный интеллект.

© Игроки погружены процессом строительства Шаолиньской школы единоборств Источник: личный архив Василия Лебедева

Отправиться на необитаемый остров

Игрокам нужно договориться между собой, что взять на необитаемый остров из предметов, которые находятся в помещении или в офисе. Можно взять только пять вещей.

Игра простая, но помогает налаживать коммуникацию между сотрудниками, тренирует критическое и аналитическое мышление, выявляет лидеров и организаторов.

Возвести мост через реку после стихийного бедствия

Ведущий стратегических сессий, деловых игр, руководитель компании «Тренинг-Менеджер Евразия» Илья Глазырин рассказал об игре, которую практикует в своём коллективе.

Участникам дают вводные: в долине города N случилось стихийное бедствие, река вышла из берегов и размыла дорогу. Из-за этого поставщики для предприятий не могут обеспечить привоз товаров. Нужно построить временные мосты, пока не прибыли строители и архитекторы. Чтобы это сделать, нужны материалы. Их можно добыть, если менеджмент предприятий (участники игры) будет принимать верные решения согласно заданиям, которые выдаёт ведущий. Это будет приносить доход, на который можно будет купить стройматериалы.

Игра развивает стратегическое мышление, дипломатические качества, организаторские способности и умение коммуницировать.

Поменять профессию

Игроки меняются профессиями. Например, инженер становится бухгалтером, бухгалтер — системным администратором, сисадмин — маркетологом. Им выдают карточки с заданиями, на решение которых даётся определённое время. Для игры можно использовать костюмы, отражающие профессию, или фигурки людей.

Игра позволяет увидеть работу каждого отдела и сотрудника изнутри, разные этапы работы и понять специфику деятельности другого отдела.

Убедить оппонента

HR-директор фармацевтической компании Haleon Анастасия Колпакова использует в своей практике деловую игру в формате переговорных поединков.

Участники делятся на команды по 2–4 человека. Желательно, чтобы в каждой были представители разных отделов компании. Игроки проходят несколько этапов турнира на выбывание. Темы для обсуждения могут быть разные — от распределения ресурсов для колонизации Марса до выбора места для корпоративного отдыха. У каждой команды прописаны своя позиция, интересы и ограничения.

Игра отрабатывает разные переговорные техники. Сотрудники учатся проходить разные форматы переговоров, укрепляют коммуникационные навыки, что в итоге поможет им испытывать меньше стресса в реальных бизнес-ситуациях.

Как не проиграть переговоры, даже не начав их

Главное о деловых играх на работе

  1. Деловые игры решают несколько задач в компании: налаживают коммуникацию между сотрудниками, раскрывают их потенциал, быстрее приспосабливают к изменениям и обучают новым навыкам.
  2. Лучше не проводить игры в периоды сильной загруженности работников и чередовать разные форматы и механики — проводить квесты, поединки, ролевые игры или кооперации.
  3. Деловые игры не должны быть просто формальностью для компании. Это обучающий инструмент, который помогает развить гибкие навыки у сотрудников и разрешить недопонимания среди коллег.

Так и не стал своим: что мешает влиться в новый коллектив

Видео по теме от RUTUBE