Давай мириться: как найти общий язык с коллегой, который бесит

Мы проводим на работе значительную часть своей жизни. И казалось бы, рабочие задачи и дедлайны должны объединять, но часто люди превращают рутинные процессы в поле битвы за внимание и признание. Что делать, если не идёт общение с коллегой? Как избежать нервного срыва и не превратить офис в арену для конфликтов? «Рамблер» делится эффективными приёмами, которые помогут найти общий язык даже с самым несносным коллегой.

Давай мириться: как найти общий язык с коллегой, который бесит
© AntonioGuillem/iStock.com

4 архетипа сложных коллег

По данным SuperJob, коллеги конфликтуют между собой чаще, в этом признались 20% россиян. А вот споры с руководством возникают реже — только каждый третий или даже четвёртый опрошенный когда-то сталкивался с этим. Выходит, что большинство людей всё-таки довольны своими взаимоотношениями в коллективе. Однако разногласия неизбежны, и нужно уметь с ними справляться.

«Чаще всего за раздражающим поведением стоит не характер, а контекст — перегруз, страх, неуверенность, отсутствие ясности в ролях. Поэтому, прежде чем раздражаться на коллегу, стоит задать вопрос: "Почему человек ведёт себя так?". И можно обнаружить скрытые системные причины, которые мешают всей команде».

Ирина Просвирякова
Ирина Просвиряковамеждународный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор Лидера»

Рассмотрим, какие встречаются типы сложных в общении коллег.

Всезнайка

Отвечает на любой вопрос, даже если его не спрашивали. Перебивает коллег, дополняет и поправляет — часто с добрыми намерениями, но в итоге вызывает у команды усталость и желание отстраниться.

Как с ним общаться:

  • Проявите хитрость — начните разговор с благодарности за экспертное мнение: «Мы ценим твою экспертизу и твои инсайты…».
  • Предложите высказываться по очереди, а затем уже обсудить всё вместе и прийти к единому мнению.
  • Если коллега продолжит перебивать, предложите ему запомнить свои мысли и поделиться ими в общем чате или документе: «Если у тебя есть идеи после встречи, напиши в чат, чтобы мы могли их обсудить позже, сейчас у нас не так много времени».
© yanalya/Freepik

Исчезающий исполнитель

С виду вежливый и лояльный, но постоянно теряется: то на встрече, то в командировке. С ним тяжело договориться, потому что переносит дедлайны, избегает обещаний, не выходит на связь.

Как с ним общаться:

  • Фиксируйте задачи и сроки в письмах или системе управления задачами, чтобы быть уверенным, что он точно это увидит.
  • Привяжите его задачи к календарю — автоматические уведомления снизят риск того, что он забудет.
  • Проверяйте статус задач — устраивайте короткие встречи перед дедлайном и выясняйте, на каком он этапе выполнения работы, всё ли успевает.

Мнительный

Тормозит процессы, постоянно вносит уточнения, передумывая на ходу или предлагая ещё подумать над лучшими вариантами. Часто демотивирует других, особенно в ситуациях, когда нужно оперативно принять решение.

Как с ним общаться:

  • Ставьте дедлайны на обсуждение и прерывайте диалог, напоминая о времени: «Давайте обсудим ещё 10 минут и примем решение».
  • Если коллега колеблется, предлагайте два-три готовых варианта: «Какой из этих вариантов тебе ближе?». Так человеку будет проще определиться.
  • После разговора подытожьте: «Итак, мы договорились сделать задачу к такому-то числу». Это снижает вероятность, что он передумает или вернётся к сомнениям.
© Drazen Zigic/Freepik

Контролёр

Неформальный лидер, который начинает контролировать чужую работу и навязывать свои стандарты. Его мотив — навести порядок, но в результате это влечёт лишь тревожность и недоверие коллег.

Как с ним общаться:

  • Распределите роли — кто за что отвечает, кто согласовывает, кто выполняет. Пусть список будет прямо перед глазами. Если коллега всё равно вмешивается не по делу, вежливо напомните о распределении и завершите диалог: «Спасибо за комментарии, в следующий раз обсудим их на встрече по проекту».
  • Вместо спонтанных проверок договоритесь о формате и частоте отчётности, чтобы коллега не лез с контролем вне графика.

Генерал или свояк: какими бывают начальники и как с ними общаться

Когда не стоит терпеть абьюз

Конфликты и сложные коллеги — неизбежная часть любой рабочей среды. Обычно с ними можно мириться и находить компромиссы, но в ряде случаев терпение оборачивается не пользой, а вредом для работы, психического здоровья и вашей репутации. Ниже — ситуации, в которых лучше сразу жёстко действовать, а не терпеть и молчать.

Унижение и обесценивание

Если кто-то на регулярной основе принижает вас на совещаниях, распространяет сплетни или искажает факты вашей работы в отчётах — это откровенно токсичное поведение. Особенно опасно, когда такой агрессор обладает влиянием в компании.

Что делать: сначала зафиксируйте конкретные инциденты (дата, время, свидетели, содержание), затем обсудите ситуацию с вашим руководителем. Вполне возможно, что этот коллега ведёт себя так не только с вами, и с ним стоит поговорить об этом серьёзно.

Саботаж вашей работы

Игнорирование договорённостей, срывы дедлайнов, подставы или сознательные помехи работе — признаки профессионального саботажа. Это бьёт не только по вашим результатам, но и по репутации всей команды.

Что делать: закрепляйте задачи, сроки и зоны ответственности письменно. Если проблемы повторяются, привлеките на помощь менеджмент: заручитесь поддержкой руководителя или куратора проекта и попросите его помочь восстановить порядок.

© Freepik

Хронический стресс и выгорание

Когда после общения с коллегой вы испытываете постоянную тревогу, бессонницу или сомнения в собственных силах, речь уже не о простом дискомфорте, а о травматическом опыте.

Что делать: установите личные границы — чётко обозначьте форматы и время общения с коллегой. Поделитесь своими ощущениями с наставником, коучем или HR-специалистом, считает ли он нормальным такие отношения и что бы он сделал на вашем месте.

Если ситуация не меняется, всерьёз рассмотрите вариант смены команды (переведитесь в другой отдел) или даже увольнения. Ни одна работа не стоит вашего здоровья и душевного равновесия.

«Если коллега мешает не только вам, но и вашему вкладу, если нет надежды на диалог и поддержку сверху, это не ваша слабость, а сигнал: пора защищаться. Но иногда лучший способ сохранить себя — уйти из коллектива», — отмечает Ирина Просвирякова.

Конкуренты не враги: как соперники объединяются в профсообщества

Какой он — нормальный коллектив

Здоровые отношения в команде — это не вечная дружба за рамками работы и тем более не жёсткая конкуренция, где каждый сам за себя. Это взаимоуважительное рабочее партнёрство, в котором есть место и юмору, и конструктивному несогласию, и поддержке, и честной критике.

В таком коллективе вы можете:

  1. Задавать сложные вопросы и не бояться быть высмеянным.
  2. Признавать ошибки и получать поддержку, а не осуждение или насмешку.
  3. Благодарить и хвалить другого коллегу искренне и без оттенка зависти.
  4. Отказываться от перегрузки и при этом не терять уважение и авторитет в команде.

Как создать такую здоровую атмосферу в коллективе?

1. Должен принять участие руководитель — он задаёт тон и способен наладить контакт. Начальник должен установить границы — сказать, например: «Мы не говорим за спиной, а даём фидбэк в глаза и по делу», «У нас не соревнуются, а сотрудничают».

«Важна эмоциональная зрелость руководителя. Если он умеет слушать, признаёт свою неправоту и ценит вклад других, команда копирует это поведение и будет говорить друг с другом открыто», — подчёркивает эксперт.

2. Регулярный обмен обратной связью между коллегами тоже укрепляет взаимоотношения, помогает не накапливать обиды и быстро корректировать процессы. Говорите так: «Вот что я ценю в твоей работе…» и «Вот что бы улучшило наш процесс…».

«Чем больше человек в команде, тем выше вероятность конфликта или непростроенных отношений. Самые токсичные конфликты возникают из-за тумана: кто за что отвечает, кто кому что должен. А настоящая команда — это люди, которые перестали бояться быть собой. Но они уважают реальность друг друга и создают среду, где можно быть полезным, честным и живым».

Ирина Просвирякова
Ирина Просвиряковамеждународный эксперт по командному лидерству и психологической безопасности, директор центра «Фактор Лидера»

3. Тимбилдинг — совместные выезды и мастер-классы или просто вечерняя прогулка после работы укрепляют нерабочие связи и улучшают взаимопонимание. Ведь вы можете взглянуть на коллег как на людей, а не только как на исполнителей задач.

В итоге нормальный коллектив — это команда, где каждый чувствует себя безопасно и может максимально раскрыть свои сильные стороны, а рабочие процессы текут без лишних напряжений.

Главное о взаимоотношениях с вредными коллегами

  1. Примерьте один из наших архетипов к коллеге, с которым тяжёлые отношения, и подберите стратегию взаимодействия с ним. С кем-то стоит быть жёстче, а к кому-то лучше идти с хитростью.
  2. Не терпите токсичность: систематическое унижение, саботаж или хронический стресс выходят за рамки «обычного конфликта». Это уже не стоит терпеть — открыто говорите об этом.
  3. Если вы занимаете руководящую должность, формируйте здоровый коллектив — поощряйте честный фидбэк «в глаза», отсутствие сплетен, сотрудничество вместо соревнования и неформальные встречи. В такой атмосфере команда работает эффективно и без лишнего стресса.
  4. Если вы подчинённый, изъявите желание больше общаться вне работы, чтобы узнать друг друга лучше и разобраться в недопониманиях.

Так и не стал своим: что мешает влиться в новый коллектив