Четыре уловки работодателя, которые тормозят вашу карьеру
Работодатели хотят видеть в компании стрессоустойчивых, инициативных и коммуникабельных специалистов. Но иногда эти и другие положительные качества оборачиваются против сотрудника — они становятся его «слабым местом», которое мешает развиваться и продвигаться по карьерной лестнице. Почему достоинства работника становятся поводом для манипуляций и как не позволять себя использовать, «Рамблеру» рассказала Александра Клименко, СЕО школы развития коммуникативных навыков Soft Skills Lab и автор книги «Эффективный конфликт».
Почему сотрудник и работодатель не понимают друг друга
По данным опроса сервисов «Работа.ру» и «СберПодбор», в 2025 году работодатели хотят видеть в своих подчинённых такие умения:
- работать в режиме многозадачности (55%);
- планировать, организовывать и управлять проектами (55%);
- мыслить аналитически и работать с большими объёмами данных (54%);
- креативить и решать проблемы (53%);
- быстро учиться и адаптироваться к новым обстоятельствам (50%);
- владеть технологиями и программами (48%);
- эффективно взаимодействовать с коллегами: слушать их, выражать свои мысли и разрешать конфликты (47%);
- организовывать работу команды (32%).
Но даже когда в компанию приходит работник со всеми этими навыками, это не значит, что он добьётся успеха. Для профессионального развития и карьерного роста необходимо, чтобы сотрудник и работодатель понимали, какие ожидания у каждой стороны.
Например, на собеседовании с работодателем кандидат говорит, что для него важны не только деньги, но и интересные задачи, рост, возможность брать ответственность и достигать результатов. В его голове выстраивается логика: «Я буду выкладываться, делать больше, чем требуется. Меня заметят и оценят, я получу бонус, повышение, признание». Когда он начинает карьеру, чаще всего так и происходит. Молодого специалиста поощрить несложно и недорого — он рад любой мотивации. Но даже на этом уровне признание и награды бывают далеко не всегда.
По мере профессионального роста увеличиваются и ожидания работника. Он хочет, чтобы его вклад оценивали справедливо. Однако руководство не всегда готово сделать это на том уровне, который сотрудник считает заслуженным.
По словам Александры Клименко, проблема возникает из-за отсутствия чётких договорённостей. Если в начале работы в компании сотрудник и работодатель не обсудили и не согласовали ожидания сторон и условия повышения, со временем происходит подмена понятий. Как правило, в манипулятивную ловушку сотрудник попадает уже на этапе найма.
«Процесс собеседования часто превращается в своеобразную игру. Кандидат старается продемонстрировать максимум сильных сторон, нередко приукрашивая реальность. Но, демонстрируя свои лучшие качества, мы неосознанно даём в руки работодателя инструменты для давления. Сказал, что нравится брать ответственность? Получает ещё пару чужих задач "по доброй воле". Поделился, что всегда старается выложиться на максимум? Значит, переработки, с точки зрения работодателя, — его личный выбор».
Александра Клименкооснователь и СЕО школы коммуникативных навыков Soft Skills Lab
Как манипулируют сотрудником: примеры и решения
1. Создают ложные ожидания
Один из самых частых сценариев — манипуляция ожиданием признания и роста. Сотрудник выкладывается на полную, берёт дополнительную ответственность, демонстрирует инициативу и ждёт повышения или бонуса. Но этого не происходит.
«Сначала человек выполняет свою часть негласного контракта. Но если в ответ не получает признания, то начинает либо стараться ещё больше — это прямой путь к выгоранию, — либо задавать вопросы», — рассказывает Клименко.
Часто компания оказывается не готова ответить сотруднику. Руководители напоминают ему о том, что он сам говорил, допустим, о вовлечённости как о своей сильной стороне.
«Вместо диалога звучит: "Мы ожидали от тебя большего погружения в наши процессы, ты нас разочаровал". Это и есть форма скрытого давления. Сотрудник испытывает вину и снова старается соответствовать», — говорит эксперт.
Как себя защитить?
Манипуляции не всегда происходят сознательно. Иногда работодатель и сам до конца не понимает, что конкретно подразумевается под теми или иными ценностями и какие из них первостепенны. Чтобы чётко понимать, чего ждёт от вас руководитель, спросите об этом. На этапе найма обсудите с работодателем:
- какие цели вы ставите для себя в этой компании;
- чего ожидаете от неё в ответ;
- по каким критериям здесь происходит повышение;
- что считается успехом.
«Если в ответ слышите абстрактные формулировки — уточняйте. Что именно значит "проявлять ответственность"? В каких кейсах? Что значит "быть коммуникабельным" — договариваться или не вступать в конфликты? Чем больше конкретики, тем меньше пространства для давления. Не бойтесь показаться "душным" — так вы точнее поймёте реальные правила игры, и вас нельзя будет испугать или пристыдить», — советует эксперт.
Если вы уже работаете в компании, уточнить непонятные моменты тоже не поздно. Когда вам говорят: «Ты стал недостаточно проактивным», не стесняйтесь задавать вопросы, в каких ситуациях это произошло и как вы должны были себя вести. Письменно фиксируйте сказанное и сохраняйте переписку.
Убеждают в том, чего не было, обесценивают и игнорируют: газлайтинг на работе
2. Напоминают о промахах
Даже самый эффективный и вовлечённый сотрудник не может быть идеальным всегда. Но если речь заходит о повышении, о его неудачах обязательно вспоминают.
«"Ты же говорил, что умеешь быть проактивным, а вот здесь проактивность не проявил. Ты командный игрок, а в апреле не помог с отчётом". Или "помог недостаточно". Внимание намеренно смещается с системных результатов на отдельные случаи, когда вы не дотянули до чужих ожиданий», — поясняет Клименко.
В итоге любой вклад обесценивается, потому что на фоне успеха всегда можно найти пару эпизодов, где вы были не идеальны.
Как себя защитить?
Подобные ситуации часто возникают ещё и потому, что между сотрудником и руководителем нет регулярной обратной связи. Ожидания не проговариваются, цели не синхронизируются, вклад не замечается, понимание задач остаётся на уровне «как-нибудь разберёмся». Если диалога нет, человек может годами выполнять работу, не понимая, почему его не продвигают.
Чтобы избежать таких ситуаций, сами инициируйте коммуникацию с руководителем: регулярно рассказывайте о своих задачах, достижениях и карьерных целях. Уточняйте, как оценивается ваш вклад, какие приоритеты сейчас у начальника, что он считает вашими сильными сторонами, а что нужно улучшить.
«Добивайтесь конкретных договорённостей. Если вам предъявили претензии, попросите детально разъяснить, что от вас ожидали. Например: "Что именно я сделал не так? Почему это считается недочётом? Как в следующий раз мне нужно поступить, чтобы это соответствовало вашим ожиданиям?". "Если в похожей ситуации я сделаю так, это будет правильное решение, с вашей точки зрения?"» — говорит Александра Клименко.
Обсудите, какие условия нужно выполнить, чтобы перейти на следующий уровень. Все договорённости по возможности фиксируйте письменно.
Без страха и упрёка: как исправить ошибку на работе
3. Сомневаются в лояльности работника
Бывает, что сотрудник предлагает обсудить условия заранее. Например, он выполняет определённый объём задач и рассчитывает на повышение или расширение зоны ответственности. Но может услышать: «Ты недостаточно лоялен и не доверяешь компании, если хочешь всё зафиксировать и потом нас к этим формулировкам отсылать». Сам факт попытки договориться может восприниматься как недоверие, а не как проявление ответственности.
«Если ты хочешь заранее зафиксировать критерии повышения — значит, ты не профессионал. Профессионал сначала делает результат, потом просит награду», — поясняет эксперт логику работодателя, с которой сталкиваются сотрудники.
Как себя защитить?
В этом случае ещё раз подчеркните, что заинтересованы в росте в этой компании и хотите понять, что будет считаться успехом на вашем уровне и какие шаги важны для следующего этапа. Если диалог всё равно остаётся напряжённым, честно спросите себя, готовы ли вы остаться в компании с такой корпоративной культурой.
4. Подменяют вовлечённость переработками
Иногда руководитель считает, что вовлечённый сотрудник должен работать по выходным и не уходить домой ровно в 18:00.
«"Если ты хочешь повышения, почему не остался на встречу в 9 вечера и не ответил мне на срочное сообщение в выходные?" Такая претензия руководителя может быть непроизвольной манипуляцией, но это не отменяет её токсичности. Избегать переработок не значит быть неэффективным. Однако в культуре с неявными правилами даже это может быть интерпретировано как "недостаточная вовлечённость". В таких случаях без критического мышления легко оказаться в позиции вечно виноватого. Даже если вы работаете хорошо», — поясняет Александра Клименко.
Как себя защитить?
Разберитесь, действительно в компании существует связка «переработки = продвижение» или это просто личная установка конкретного руководителя. Уточните, по каким критериям оценивают рост, что ожидается от сотрудника, который хочет продвижения, и где граница между вовлечённостью и переработками.
Даже если переработки — часть корпоративной культуры, вы не обязаны жертвовать личным временем, чтобы доказать, что достойны расти. Рост — это про результаты и договорённости, а не про чувство долга. Если переработки прописаны в «культурном коде» компании, следите за тем, чтобы ваши успехи были заметны и поощрены и никто не считал, что вы вкладываете недостаточно усилий в работу, раз уходите вовремя.
«Если же выполнение задач после окончания рабочего дня — личный выбор руководителя, который пытается навязать его сотрудникам, спросите его: "Получается, если я ухожу вовремя, я неэффективно работаю?". Далее может быть два варианта развития событий: либо получится полезный диалог, либо вам придётся искать, с кем в компании обсудить эту проблему».
Александра Клименкооснователь и СЕО школы коммуникативных навыков Soft Skills Lab
Главное
- Компании хотят, чтобы у них работали ответственные и инициативные специалисты, которые желают профессионально развиваться. Но не всегда работодатель и сотрудник понимают, чего они ожидают друг от друга.
- Отсутствие договорённостей — идеальное условие для манипуляции со стороны руководства. Даже при продуктивной работе специалист не растёт, и это приводит к недовольству и конфликтам.
- Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, эксперт рекомендует обговорить с работодателем все условия: что именно от вас ожидают, за какие достижения могут поощрить и что считается поводом для повышения.
- Прозрачная коммуникация с руководителем поможет точно понимать, на что вы можете рассчитывать в этой компании и что именно нужно делать, чтобы была возможность карьерного роста.