Пять признаков токсичной компании: когда коллеги или начальник «ядовитые»
Почти треть россиян уходили с работы из-за негативной атмосферы в коллективе, выяснил сервис «Работа.ру». Причём токсичными могут быть не только коллеги, но и компания в целом. В такой обстановке сотрудникам трудно продуктивно работать и строить карьеру, а увольнение порой становится единственным выходом. «Рамблер» узнал, как распознать токсичность в корпоративной культуре и стиле управления и как быть, если вы не готовы мириться с этим.
Что такое токсичная компания
В такой организации сложно эффективно трудиться и расти профессионально из-за постоянного напряжения. Его могут вызывать поведение коллег и начальства или даже корпоративная культура.
Токсичную организацию не всегда можно распознать на этапе трудоустройства. Например, на собеседовании вам всё понравилось, но во время работы начали появляться тревожные сигналы: работодатель повышает голос, контролирует каждый шаг работников, а коллеги сплетничают за вашей спиной.
Другой вариант — перемены происходят с приходом нового руководителя или собственника компании: появляются новые требования, меняется атмосфера в коллективе, и это сказывается на результатах работы. Из-за постоянного стресса и тревоги сотрудники теряют мотивацию, работают менее продуктивно, чаще увольняются. Но многие остаются — они привыкают к нездоровой атмосфере, считая её неизбежной частью работы.
Признаки токсичной компании
1. Переработки — это норма
Руководитель или коллеги привыкли задерживаться после работы или доделывать задачи на выходных и ждут от вас того же. Однако сверхурочная работа не повышает продуктивность, а только вредит работе и здоровью:
- снижается качество труда — переутомление ухудшает концентрацию, креативность и увеличивает число ошибок.
- появляются проблемы со здоровьем — недостаток сна и переутомление ослабляют иммунитет.
- возникает выгорание — накопленный стресс приводит к эмоциональному истощению.
Если за переработку выплачивают премию или дают отгул, это может мотивировать сотрудника. Но задачи в нерабочее время по инициативе работодателя и без поощрения снижают желание оставаться в компании.
2. Ваши личные границы регулярно нарушают
Отсутствие уважения между людьми — основа токсичных отношений. Нарушение личных границ на работе может проявляться по-разному. Например, руководитель задаёт бестактные вопросы, критикует сотрудников при коллегах, просит выйти раньше из отпуска или постоянно хлопает по спине, тогда как человеку это неприятно, насмехается или закрывает глаза на подобные действия коллег. Такое поведение вызывает дискомфорт, человек, как правило, испытывает:
- злость,
- страх,
- тревогу,
- неуверенность в себе,
- чувство вины.
Всё это создаёт в коллективе угнетающую обстановку, которая вредит психическому здоровью.
3. Нет чёткого понимания задач
Каждый сотрудник в компании с трудом осознаёт, какие обязанности выполняет в данный момент. Руководитель даёт размытые указания или задания без конкретики. Например, не отмечает дедлайны или не указывает критерии, которые важно соблюсти. В такой обстановке у сотрудников снижается:
- Эффективность труда — если сотрудник не понимает своих задач и целей, он не может качественно выполнить работу.
- Вовлечённость — сотрудник теряет мотивацию к работе, так как его постоянно критикуют и обесценивают его труд.
- Уверенность в своём профессионализме — специалист сомневается в своей компетенции, что приводит к повышенной тревожности или депрессии.
Если в такой атмосфере работник находится постоянно, он начинает чувствовать себя неуверенно и боится совершить ошибку — это приводит к стрессу и недовольству работой.
4. Начальство занимается микроменеджментом
Когда руководитель не доверяет команде и проверяет каждую мелочь, для сотрудников это дополнительный стресс. Они чувствуют себя не компетентными специалистами, а просто исполнителями, которых постоянно контролируют. Такая позиция руководства:
- Снижает продуктивность — работники тратят много времени на отчёты и согласования, что тормозит выполнение задач.
- Накаляет атмосферу в коллективе — из-за постоянного контроля сотрудники боятся ошибиться, теряют уверенность, что приводит к конфликтам и выгоранию.
- Замедляет профессиональный рост — работникам не дают принимать решения, они не учатся самостоятельности и ответственности. Это мешает их развитию и снижает ценность кадров для компании.
Начальник контролирует каждый шаг? Пять способов сохранить нервы и карьеру
5. Сотрудники делятся по кланам
В компании существуют группы людей, которые занимают особое положение и могут влиять на внутренние решения. Все остальные работники за пределами круга избранных часто сталкиваются с трудностями. Это может проявляться так:
- им намеренно не сообщают важные сведения;
- игнорируют их обращения и просьбы;
- оставляют без внимания их инициативы.
Давление может проявляться как незаметно, так и перерастать в открытую травлю.
Представители клана могут получать повышения или другие поощрения не за профессиональные качества, а по личным связям. Если в компании это становится нормой, у остальных сотрудников появляется недовольство и разочарование.
Что делать, если вы оказались в токсичной компании
1. Разобраться, что для вас допустимо
Карьерный консультант Катерина Сизова считает, что почти в каждой компании есть один или несколько из перечисленных факторов. Поэтому не рубите с плеча, а для начала разберитесь, что для вас норма, а что вы не готовы терпеть.
«Я встречала сотрудников компаний, для которых было неприемлемо, когда нарушали их личные границы. Но встречались и такие, кого это вообще не задевало. Это говорит о том, что каждый человек по-разному относится к проявлениям токсичности. Надо понимать свои границы, когда для вас лучше уйти, а что вы готовы терпеть за дополнительную премию или отгул. Например, сейчас у меня в работе вакансия, где компания ищет сотрудника, готового работать семь дней в неделю. Это противоречит здравому смыслу и ТК РФ. Тем не менее такие кандидаты на рынке есть. Чаще всего они согласны на такие условия, потому что им нужны деньги. Либо у них нарушен баланс личного и рабочего».
Катерина Сизовакарьерный эксперт, СЕО кадрового агентства HR Online
2. Попросить помощи
Если сложно самостоятельно понять, где черта допустимого для вас, обсудите проблему с другим человеком. Это поможет объективно посмотреть на ситуацию и определить критерии токсичности.
«Как и в токсичных отношениях, человек зачастую понимает абсурдность ситуации, знает, что лучше уйти, но не может этого сделать. В этот момент ему мешают страхи и тревоги: он боится потерять стабильность, не найти новую работу и лишиться общения с коллегами. Поэтому ничего не предпринимает и продолжает терпеть», — подчёркивает Катерина Сизова.
Эксперт отмечает: важно обратиться за помощью к человеку, который находится вне токсичной компании: карьерному консультанту, психологу или опытному специалисту. Консультация со штатным психологом, тимлидом или HR-менеджером может только усугубить проблему, если они сообщат о ваших сомнениях и недовольстве непосредственному руководителю.
3. Поговорить с руководителем
Постарайтесь деликатно обсудить с начальством, как можно решить проблему, которая мешает вам продуктивно работать. Например, дискриминацию со стороны руководителя другого отдела или постоянные переработки, которые возникают из-за неправильной организации процессов.
«Если руководитель адекватный, можно аккуратно проговорить проблемы и обозначить свои границы, за которыми вам уже сложно существовать в этой компании», — отмечает эксперт.
Чтобы разговор прошёл продуктивно, подготовьтесь к нему:
- Запишите ключевые тезисы — выделите главные мысли, чтобы не упустить их во время беседы.
- Продумайте возможные ответы руководителя — заранее смоделируйте, что можно ответить на его вопросы или возражения.
- Предлагайте решения — выскажите своё мнение, как можно решить проблему и работать продуктивно.
Если ситуацию изменить не получается, уходите из токсичной компании. Ваше физическое и психологическое состояние важнее, чем высокая зарплата или карьерные перспективы. Лучше вовремя сменить место работы, чем трудиться в негативной атмосфере и столкнуться с последствиями — например, выгоранием или разочарованием в профессии.
Главное
- Токсичная организация та, где вы чувствуете себя дискомфортно из-за атмосферы в коллективе, стиля управления руководителя или корпоративной культуры в целом.
- Токсичную компанию не всегда удаётся распознать на этапе трудоустройства. Например, во время собеседования работодатель вам понравился, но, когда вы приступили к обязанностям, руководитель начал повышать голос или контролировать каждый шаг.
- Работать в негативной атмосфере бесперспективно: из-за постоянного стресса и тревоги пропадает мотивация, снижается продуктивность или уверенность в своей компетентности.
- Понять, что вы находитесь в токсичной компании, можно по разным признакам. Например, в организации приняты переработки, руководитель не ставит чёткие задачи или контролирует каждый шаг сотрудников.
- Если вы оказались в такой ситуации, поймите, с чем вы готовы мириться, а с чем нет. Найдите поддержку у стороннего психолога или карьерного эксперта, а также обсудите ситуацию с руководителем. Если проблему решить не удаётся, задумайтесь о смене работы.
Невидимый труд: как незаметные задачи влияют на карьеру и что с этим делать