Обсудить с коллегой погоду или с клиентом его увлечение — не просто разговор, а эффективная рабочая коммуникация. Сотруднику, который умеет завести беседу на любую тему, проще найти общий язык с командой и руководителем. «Рамблер» узнал у экспертов, зачем нужен small talk в работе, на какие темы не стоит говорить и как правильно вести диалог.

Когда болтовня полезна: как рабочий small talk поможет успеху
© DC Studio/Freepik

Что такое small talk

С английского термин переводится как «маленький разговор» и обозначает короткую непринуждённую беседу на различные повседневные темы. Такой разговор помогает:

  • наладить или поддерживать контакт между людьми;
  • снизить напряжение между незнакомцами;
  • создать дружескую атмосферу;
  • сформировать доверительные отношения.

«В России культура светского общения развита не так сильно, как на Западе. Но на самом деле это полезный навык, который помогает в профессиональной среде. Представьте, что вам нужно обратиться с просьбой к коллеге из другого отдела. Если подойти к нему в столовой и сразу перейти к делу, это может выглядеть странно. Несколько фраз на отвлечённую тему создадут комфортную атмосферу и помогут перейти к рабочему вопросу».

Анастасия Курникова
Анастасия КурниковаHR-менеджер коммуникационного агентства PR Partner

Умение вести small talk — полезный навык, который пригодится работникам в разных сферах. Но, как отмечают эксперты, для некоторых сотрудников это становится почти обязательной компетенцией, необходимой для успешной деловой коммуникации.

«Искусство "маленьких бесед" важно во всех профессиях, которые связаны с коммуникациями, особенно для менеджеров по работе с партнёрами и заказчиками. Некоторые компании ждут, что специалист, пришедший на эту роль, владеет навыком в совершенстве: может сгладить углы благодаря лёгкой и неформальной беседе, помочь забыть о проблемах и настроить на то, что будет происходить сейчас».

Елизавета Гашева
Елизавета Гашеваруководитель направления по внутренним коммуникациям компании «Киберпротект»

Зачем нужен small talk на работе:

1. Начать общение.

«Если вы пришли работать в новую компанию, можете завязать беседу с коллегой, просто спросив, где здесь выпить кофе или как лучше всего добраться до метро. Сразу уточните, что вы новый сотрудник и ещё не разобрались, где что находится», — советует Оксана Васько, психолог и бизнес-тренер.

2. Снять напряжение. Если в офисе царит напряжённая атмосфера перед важными переговорами, лёгкая беседа поможет разрядить обстановку и настроиться на позитивный лад.

3. Заполнить паузы.

«Например, если вы подключились к онлайн-встрече заранее, молчание может вызывать напряжение. Разговор о погоде, увлечениях или последних новостях разрядит обстановку и даст возможность лучше узнать коллег», — отмечает Анастасия Курникова.

4. Расширить круг знакомств. Small talk помогает развивать нетворкинг. Специалист, с которым вы однажды просто поболтали на конференции, через год может стать вашим деловым партнёром или помочь с карьерой.

От неопытности, страха и комплексов: 7 ошибок, которые вы хоть раз совершали в карьере

Как правильно вести small talk

1. Выберите тему

Определитесь, о чём поговорить с коллегой, руководителем или клиентом. Выбирайте универсальную тему, которая расположит к вам собеседника.

«Это может быть комментарий о погоде или о нейтральном или позитивном событии, короткое обсуждение интересов или путешествий, разговор об обстоятельствах, в которых началась беседа. Важно не затрагивать тем, которые недопустимы в деловой этике в целом: политики, религии, личных вопросов, проблем компании и негативных направлений в целом», — говорит Елизавета Гашева.

Понять, какую тему взять, поможет наблюдательность. Внимательно посмотрите на коллегу и послушайте его, чтобы понять, какой разговор ему придётся по душе.

«Например, если повнимательнее присмотреться к рабочему месту вашего руководителя или HR, то наверняка можно заметить какие-нибудь "говорящие" предметы: например, фотографию дочки или привезённую из-за границы статуэтку. За это тоже можно "зацепиться языком" и построить непринуждённую беседу. Например: "Это ваша дочка? Да, точно. Такие же голубые глаза, как и у вас. А у меня сын, и он больше на жену похож"».

Оксана Васько
Оксана Васькопрактикующий психолог, бизнес-тренер

2. Убедитесь, что собеседник готов к общению

Во время диалога присмотритесь к собеседнику, чтобы понять, насколько охотно он включился в беседу. Кто-то может с радостью подхватить любую тему, а кто-то говорит натянуто или отмалчивается. Если собеседник отвечает на ваши слова развёрнуто и с удовольствием — развивайте разговор. Когда человек явно не настроен на лёгкую беседу, попрощайтесь или переключитесь на деловые вопросы.

«Главное — соблюдать границы и субординацию. Small talk — это разговор ни о чём, ни к чему не обязывающий. Вы не должны при помощи small talk лезть человеку "под кожу". Напротив, после непринуждённого трёхминутного разговора должно остаться лёгкое и приятное послевкусие», — отмечает Оксана Васько.

3. Ведите разговор искренне

Начните small talk с простого вопроса или комплимента.

«Будьте искренни: small talk не должен быть формальностью. Попробуйте воспринимать его как возможность узнать что-то новое, услышать интересную историю или просто приятно провести время», — подчёркивает Анастасия Курникова.

Small talk — это пара фраз на отвлечённые темы. Не нужно делать из него выступление или интервью, ваша задача — создать дружескую атмосферу или снять напряжение. Лёгкая беседа не должна превращаться в монолог на тему, интересную только вам, важно вовлечь в разговор собеседника, а если не получается — перейти к другому вопросу.

«Хороший small talk не должен быть выученным, натянутым и неуместным — такие "формальные неформальные" беседы могут сделать только хуже. Чтобы разговор оставил позитивное впечатление и принёс пользу, тон и тематика должны определяться контекстом, а не стандартным шаблоном. Поэтому small talk — искусство, а не скрипт».

Елизавета Гашева
Елизавета Гашеваруководитель направления по внутренним коммуникациям компании «Киберпротект»

4. Следите за временем

Старайтесь не затягивать с беседой. Суть small talk — в лёгкости, потому не превращайте его в долгий разговор, от которого устанут оба человека. Длительность беседы может различаться в зависимости от темы, обстановки и готовности собеседников развивать разговор. В одних случаях будет достаточно поговорить 5–10 минут, в других — можно растянуть беседу на 15–20. Дольше затягивать не стоит, иначе диалог только навредит.

«Важно, чтобы small talk оставался действительно небольшим и неформальным, а иначе вы можете добиться противоположного эффекта и заработать негативную репутацию», — подчёркивает Елизавета Гашева.

Главное

  1. Под small talk понимают лёгкую, непринуждённую беседу. Она помогает установить доверительные отношения с незнакомцем или человеком, с которым вы редко общаетесь.
  2. Умение завести и поддержать такой разговор — навык, полезный в разных сферах. Особенно для специалистов, чья работа связана с коммуникациями.
  3. Правильный small talk помогает начать общение, заполнить неловкие паузы и снять напряжение между собеседниками. Также навык светской беседы позволяет развивать нетворкинг, способствует конструктивной работе в команде.
  4. Чтобы провести эффективный разговор, определитесь с его содержанием. Избегайте бесед о политике, религии или финансах, лучше сосредоточьтесь на нейтральных темах: погоде, путешествиях, хобби.
  5. Убедитесь, что собеседник готов вести разговор. Не затягивайте общение дольше чем на 15–20 минут, иначе small talk превратится в утомительную дискуссию.

Обратная связь, после которой коллеги не подают в суд: лайфхаки для рабочего общения

Видео по теме от RUTUBE