В кабинете, чате или по почте: где общаться, чтобы эффективно решать рабочие вопросы

У многих людей на работе день состоит из постоянного общения с коллегами. Чтобы рассказать о новых задачах или уточнить детали проекта, сотрудники пишут сообщения в чаты и на почту или звонят. Почему важно правильно выбрать способ общения и как это сделать, «Рамблер» обсудил с карьерным экспертом Маргаритой Патарушиной.

В кабинете, чате или по почте: где общаться, чтобы эффективно решать рабочие вопросы
©  The Yuri Arcurs Collection/Freepik

Зачем выбирать способ коммуникации

На работе сотрудники всё время общаются — это нужно, чтобы решить различные задачи: выполнить поручение руководителя, закончить проект или найти новых клиентов. От того, как коллеги взаимодействуют, зависит успех общего дела. Если работники умеют быстро доносить информацию и понимать друг друга, это помогает избежать проблем или быстрее разрешить их.

«Часто от того, какой канал коммуникации мы выбрали, зависит не только скорость решения задачи, но и то, как мы будем восприняты окружающими. Иногда сотрудник старается всё сделать быстро и качественно, а форма общения подводит: письмо висит без ответа, чат забрасывает лишними сообщениями, звонок выбивает из ритма».

Маргарита Патарушина
Маргарита Патарушинапрофориентолог, автор телеграм-канала «Карьера in Balance»

Во время взаимодействия с другим человеком важны не только слова — в коммуникации большое значение имеют также мимика, интонация, тембр и темп голоса. Какой способ общения будет самым эффективным, зависит от разных факторов. Например, если нужно быстро передать информацию, лучше позвонить, а для фиксации договорённостей — написать письмо. Чтобы общение было продуктивным, необходимо учитывать:

  • цель коммуникации — какую задачу вы хотите решить своим звонком или письмом;
  • точность посыла — с кем обсуждать задачу и как это поможет достичь поставленной цели;
  • время и место — когда и в каких обстоятельствах писать рабочие сообщения в чатах, почте или других каналах;
  • этичность — как общаться уважительно и не нарушать общепринятые нормы и правила корпоративной культуры.
«Важно учитывать и свой тип личности — например, экстравертам ближе звонки и встречи, интровертам — письма и чаты. Но настоящий профессионал выбирает не столько по удобству, сколько по задаче. Умение гибко переключаться между форматами делает человека более надёжным и эффективным в глазах коллег», — отмечает эксперт.

Ноль споров, максимум понимания: как наладить общение с коллегами

Какой способ общения выбрать

Письмо

Отправляйте его, когда нужно уточнить что-то несрочное или сообщить о задаче, которая не горит.

«Писать на электронку можно в ситуациях, когда важно впоследствии вернуться к письму, пересмотреть детали, найти документы, вспомнить условия. Электронная почта — это про структуру, спокойствие и фиксацию договорённостей. Она удобна, если вопрос не требует мгновенного ответа. Для людей, которым сложнее импровизировать в устном разговоре, письмо может быть психологически комфортнее: можно выстроить мысль спокойно, без давления времени» — подчёркивает Маргарита Патарушина.

Плюсы общения по электронке:

  • писать и отвечать можно в разное время;
  • легко зафиксировать решения и договорённости;
  • отправить информацию можно сразу нескольким людям;
  • всю историю переписки просто найти и проверить.

Недостатки письма:

  • невозможно передать интонацию и эмоции;
  • при обсуждении сложных вопросов может возникать недопонимание;
  • общение может быть очень медленным и формальным.

Чат в мессенджерах

Пишите в нём, когда нужно оперативно связаться с коллегой и уточнить или согласовать детали задачи. Общаться можно в разных сервисах: MAX, WhatsApp, Telegram, VK Мессенджер. Взаимодействовать в корпоративных мессенджерах удобно и быстро, но у этого способа есть и недостаток. Как отмечает Маргарита Патарушина, поток сообщений в многочисленных чатах может превращаться в информационный шум.

«У многих возникает ощущение, что нужно отвечать сразу, и это повышает уровень стресса, мешает сосредоточиться на работе. Если вы склонны к тревожности, важно научиться выставлять границы, например проверять чат раз в час, а не реагировать мгновенно», — добавляет эксперт.

Вот что ещё важно учитывать во время коммуникации в чатах:

  1. Пишите суть сразу. Не нужно ждать ответа на ваше приветствие, адресат увидит сообщение и ответит, когда освободится.
  2. Одно сообщение — один вопрос. Не скидывайте всё в одну длинную простыню текста. Разделяйте текст на отдельные мысли, но не дробите его на 10 сообщений подряд.
  3. Голосовые — только с согласия. Сначала уточните, удобно ли коллеге послушать аудио. Делайте записи короткими и в каждом наговаривайте только одну мысль. При необходимости коллега сможет расшифровать ваше аудиосообщение в текст — такая функция есть в популярных сервисах WhatsApp, Telegram и VK Мессенджер.
  4. Уважайте личное время. Не пишите по рабочим вопросам поздно вечером или в выходные. Используйте отложенную отправку или ждите утра понедельника.
  5. Аккуратнее со смайликами. Используйте их только в том случае, если ваш собеседник делает это первым. Если он никогда не ставит смайлы, тоже откажитесь от них — это поможет избежать недопонимания и излишней эмоциональности в деловых вопросах.

Звонок

Позвоните коллеге или клиенту по телефону или в мессенджере, если вопрос срочный и вам важно понять эмоции собеседника. Это позволит исключить недопонимание и быстрее решить проблему.

«Звонок помогает быстрее договориться, но у него есть слабое место — после разговора не остаётся фиксации. Если тема важная, полезно потом коротко записать итоги в чате или письме», — советует эксперт.

Преимущества разговора:

  • Позволяет мгновенно прояснить неясные моменты и избежать двусмысленности.
  • Тон и тембр голоса, паузы и эмоции в нём делают диалог содержательным и понятным.
  • При необходимости можно прервать разговор и вернуться к нему позже.

Минусы звонка:

  • Все участники должны быть свободны и готовы к беседе.
  • Без визуального контакта сложно точно понять эмоции собеседника.
  • Нельзя поговорить одновременно с несколькими коллегами.

Если решили позвонить, то делать это в мессенджере уместно не всегда. Не стоит набирать руководителю или партнёру — лучше сначала написать и уточнить, можно ли сейчас переговорить с ними. А вот позвонить в Telegram или VK коллегам и обсудить задачи — вполне допустимо.

Встреча

Договаривайтесь о ней, когда необходимо обсудить вопросы, в которых важны эмоции собеседника.

«Личная встреча занимает время и не всегда возможна, но она часто помогает быстрее разобраться в сложных или эмоциональных вопросах», — добавляет Маргарита Патарушина.

Вот чем встреча лучше других способов коммуникации:

  • Больше ясности. Во время офлайн-разговора легче понять настроение коллеги — в этом помогут даже его поза, мимика и жесты.
  • Возможность развить нетворкинг. Помимо рабочих вопросов, в беседе можно затронуть личные. Неформальное общение поможет укрепить взаимоотношения с собеседником.
  • Разговор эффективнее. Сложные просьбы и вопросы воспринимаются в диалоге гораздо легче, чем в виде сухого сообщения в чате или по электронке.

Главное о способах общения на работе

  1. От выбора канала коммуникации часто зависит, насколько хорошо коллеги поймут друг друга и смогут эффективно решить рабочие вопросы.
  2. При выборе способа общения важно учитывать цель коммуникации, адресата, время и место, а также соблюдать корпоративные правила коммуникации.
  3. Если нужно обсудить срочный вопрос и понять настроение собеседника, позвоните ему или назначьте встречу.
  4. Когда задача горит, напишите коллеге письмо — это позволит зафиксировать договорённости и при необходимости вернуться к переписке.
  5. Несрочные дела можно обсудить в корпоративном чате, но при этом не забывайте соблюдать правила — например, не писать в нерабочее время и не отправлять голосовые сообщения без разрешения адресата.

Как не проиграть переговоры, даже не начав их

Видео по теме от RUTUBE