В команде или в одиночку: как работать, если есть выбор

Умение работать в команде — один из навыков, которые работодатели ценят в подчинённых. Когда коллеги вместе выполняют задачи, им проще эффективно распределять между собой обязанности, быстрее находить решения и достигать результатов. «Рамблер» узнал у экспертов, как стать важной частью команды и что делать, чтобы совместная работа помогала расти по карьерной лестнице.

В команде или в одиночку: как работать, если есть выбор
© Рамблер

Что значит работать в команде

У каждого сотрудника есть перечень обязанностей, которые он должен выполнять самостоятельно. Но также он вносит вклад в общий проект вместе с другими коллегами. Когда несколько человек вместе идут к одной цели — они уже команда. Её главная задача — объединить навыки разных людей и выполнить задачи быстрее и качественнее, чем поодиночке.

«Командная работа — важнейший элемент современной корпоративной культуры. Многие компании давно поняли, что у разных людей разные сильные стороны, и стали использовать это при построении эффективных команд. Согласитесь, найти сотрудника, который "и швец, и жнец, и на дуде игрец", — сложная задача. А вот собрать команду из специалистов с разными компетенциями и поставить перед ними общие проектные цели — вполне рабочее решение».

Елена Симония
Елена СимонияHR-директор рекламного агентства i-Media

Чтобы несколько человек стали командой, важно, чтобы у них были:

  • Общие цели. По словам Елены Симонии, когда цели определены и согласованы, это помогает всем участникам команды двигаться в одном направлении и ясно понимать, ради чего они работают. Например, вместе они должны сделать успешный проект и получить за работу премию от руководства.
  • Навыки эмпатии. Членам команды важно знать, что коллеги понимают, сопереживают и готовы помочь. Для этого работники умеют поддерживать диалог по рабочим вопросам.
  • Понятные обязанности. Каждый должен видеть и понимать, чем занят другой участник команды и к кому можно обратиться за помощью. Это не только улучшает рабочий процесс, но и укрепляет доверие внутри коллектива.

Преимущества командной работы

Трудиться в связке с коллегами — выгодно всем членам команды.

1. Повышается продуктивность. Когда коллеги работают вместе, они могут использовать сильные стороны каждого — это позволит лучше выполнить общую задачу.

«Например, в нашем агентстве есть команды, состоящие из сотрудников разного уровня. Джуниоры ведут самостоятельные проекты и участвуют в задачах старших коллег. Это помогает не допускать ошибок и даёт конструктивную обратную связь для развития менее опытных сотрудников. Общие задачи, такие как повышение эффективности рекламных кампаний, объединяют всех участников команды», — рассказывает эксперт.

2. Развиваются навыки коммуникации. В команде участники постоянно взаимодействуют. Во время обсуждений задач коллеги учатся ясно доносить свои мысли и договариваться. Возможность свободно и понятно высказывать свои предложения и идеи создаёт комфортную атмосферу в коллективе.

3. Прокачиваются профессиональные компетенции. Во время совместной работы сотрудники учатся друг у друга: перенимают методы работы, осваивают новые инструменты, развивают гибкость мышления. Это помогает личному и профессиональному развитию каждого члена команды и повышает компетентность всего коллектива.

4. Снижается уровень стресса. В команде задачи распределяются между всеми участниками, поэтому нагрузка на каждого сотрудника меньше, чем если бы он работал один. Кроме того, коллеги поддерживают друг друга, высказывают свои пожелания и предложения. Дружелюбная атмосфера помогает эффективнее решать даже самые сложные проблемы при горящих дедлайнах.

«Пример из моего отдела: у нас есть практика "Свобода от задачи". Из-за сложностей с подбором персонала есть вакансии, которые закрываются тяжело. Мы позволяем сотрудникам честно сказать, что они устали от этих задач, и перераспределяем их. Это предотвращает выгорание и поддерживает командный дух», — делится Елена Симония.

Каким специалистам необязательно работать в команде

Не каждый коллектив становится командой — многие сотрудники выполняют свои обязанности самостоятельно, или им сложно поддерживать командный дух. Это происходит по двум причинам:

  1. Нет необходимости в командной работе. У каждого сотрудника есть свой участок работы, и работник почти не взаимодействует с коллегами. Например, продавец-кассир трудится на смене один, только в редких случаях ему нужна помощь администратора или другого специалиста. Не нужна команда и человеку, который работает на себя, — самозанятый массажист или строитель все задачи выполняет сам.
  2. Не получается полноценно включиться в командную работу. Если сотрудник работает удалённо или по гибкому графику, а его коллеги всегда в офисе — трудно продуктивно работать в команде. В этом случае между удалённым работником и остальным коллективом меньше взаимодействия, обратной связи и ощущения совместного труда.

Сплотиться в команду проще коллегам, которые постоянно работают вместе, и у них есть общая цель.

Что ещё важно для командной работы:

  • сотрудникам нравится их работа, они чувствуют себя важными;
  • любые трудности они решают вместе;
  • всё организовано, нет беспорядка и авралов.

Пример: Дизайнер Андрей работает в ИТ-компании, которая разрабатывает программные продукты для ретейла. Его отдел создаёт мобильные приложения для торговых компаний. В совместном проекте каждый из коллег выполняет свою часть работы — в итоге они создают качественный продукт. Трудиться в связке помогает общая цель — повысить узнаваемость компании и развить свои профессиональные компетенции.

Собрать самому или плыть по течению

Объединить сотрудников в команду выгодно прежде всего работодателю — сплочённый коллектив работает лучше, чем разрозненный. В нём специалисты:

  • сфокусированы на рабочих процессах, а не на конфликтах;
  • свободно обсуждают сложности и решают их;
  • идут к одной цели;
  • помогают друг другу.

Если руководитель не заинтересован в совместной работе, сотрудники могут сами объединиться в команду. Для этого им нужно:

  1. Договориться. Обсудите с коллегами, почему вам стоит работать в связке и какую выгоду получат все члены команды.
  2. Найти понятную цель. Определитесь, ради чего создавать команду. Важно, чтобы общая цель совпадала с личными приоритетами работников. Например, они реализуют успешный проект, который повышает престиж и прибыль компании, а сотрудники развивают новые навыки и получают строчку в портфолио.
  3. Распределить обязанности. Решите, кто из коллег и за что отвечает. Договоритесь, что каждый может рассчитывать на поддержку команды в сложной ситуации.
  4. Поддерживать дружескую атмосферу. Выделите время для неформального общения: совместных обедов, походов в кино или на пикник. Такие коммуникации помогут лучше узнать друг друга.

Команды могут образовываться внутри коллективов как в рамках текущих задач, так и для новых проектов. Например, сотрудники кафедры образуют группу для работы по гранту: подают заявку и ведут совместную работу. Это могут быть и творческие проекты вне основных рабочих обязанностей — простор для командной работы очень широкий.

Как вырасти благодаря команде

Продвинуться по карьерной лестнице в любой компании сложно без умения работать в связке с коллегами. Чем сильнее команда и чем заметнее ваша роль в ней, тем легче расти профессионально. Чтобы лучше выполнять обязанности и развивать карьеру, учитывайте несколько правил командной работы.

1. Помогайте другим членам команды. Для продуктивной командной работы ценно не только то, как каждый сотрудник выполняет свои обязанности. Важно, как его работа влияет на успешность всей команды. Если вы справились со своей задачей, а коллега отстаёт — помогите ему: поделитесь знаниями или поддержите эмоционально. Тогда для команды вы станете человеком, благодаря которому работа продвигается эффективнее, а для руководителя — первым претендентом на повышение.

«Важно перестать видеть в своей команде конкуренцию. Любой коллега — неважно, одинаковые у вас задачи или совсем разный функционал, — это ваш союзник. Есть ошибочное мнение, что для карьерного роста нужно “перепрыгнуть” всех и стать самым заметным сотрудником. Но важнее, что ваши компетенции и активность станут катализатором для всей команды и помогут добиться общего успеха».

Анна Хрипченко
Анна Хрипченкодиректор по академическому и карьерному развитию студентов Президентской Академии

2. Делайте свой вклад видимым. Старайтесь быть заметным членом команды. Для этого делитесь своими идеями и знаниями с коллегами, предлагайте свою помощь другим сотрудникам. Обязательно говорите о своих достижениях и удачных решениях, которые важны для результатов всей команды. Например, скажите: «У команды была проблема с подготовкой презентации: в ней не было чёткой структуры и логики. Я предложил сделать план перед началом работы, разделить презентацию на логические блоки и добавить подзаголовки. В итоге информация в презентации представлена плавно и логично».

3. Развивайте гибкие навыки. Чтобы эффективно работать в команде, Анна Хрипченко советует прокачивать три soft skills:

  • эмоциональный интеллект — способность распознавать собственные и чужие эмоции поможет быстро найти общий язык с разными людьми, понимать настроение коллег, правильно подбодрить их;
  • умение давать обратную связь — этот навык позволит правильно преподнести фидбэк, которые не обидит коллег, а мотивирует к продуктивной работе;
  • способность разрешать конфликты — они бывают в любой команде, и важно не избегать их, а грамотно ими управлять. Станьте тем человеком, который способен уладить разногласия в коллективе и найти компромисс, — это сделает вас важным игроком для команды.

4. Возьмите на себя ответственность. Чтобы расти профессионально в команде и продвигаться по карьерной лестнице, сознательно берите в работу важные задачи и решайте их.

«Если вы говорите руководителю: “Я не виноват, что не успел закончить проект, у меня программа не загрузилась” — вы вряд ли будете для него кандидатом на повышение. Вместо этого скажите: “Программа не работает. Я сейчас попытаюсь разобраться и в ближайший час предложу план действий, как закончить задачи и не допустить повторения ситуации”. Так вы проявите себя как ответственный сотрудник — это одно из важнейших качеств для карьерного роста», — поясняет Анна Хрипченко.

5. Развивайте нетворкинг. Выстраивайте дружеские взаимоотношения как с командой из вашего отдела, так и с сотрудниками из других подразделений компании, с которыми часто пересекаетесь по работе. Анна Хрипченко советует общаться с коллегами лично — например, во время обеденного перерыва или на корпоративном мероприятии. Чем больше полезных знакомств, тем легче будет найти, к кому обратиться за советом или помощью по рабочим вопросам.

6. Не подводите команду. Станьте сотрудником, которому коллеги могут довериться в любой ситуации.

«Если вы назвали срок, когда придёте с решением задачи, — сдержите слово. Даже если решения нет, как минимум анонсируйте, когда оно появится. Не успеваете — предупредите, чтобы и начальник, и команда были уверены, что вы не уходите от решения задачи», — поясняет эксперт.

Главное

  1. Умение работать в команде — важный навык, который поможет продуктивно трудиться и активнее строить карьеру.
  2. Для эффективной совместной работы важно, чтобы у коллег были общие цели, а обязанности были чётко распределены.
  3. Когда коллеги вместе работают над проектом, им проще развиваться профессионально, снизить уровень стресса и учиться взаимодействовать друг с другом.
  4. Чтобы команда помогала развивать карьеру, не воспринимайте коллег как соперников. Развивайте гибкие навыки — эмоциональный интеллект, умение давать обратную связь и разрешать конфликты сделают вас одним из ключевых членов коллектива.
  5. Берите на себя ответственность за важные для команды задачи. Выполняйте их в срок, чтобы не подвести коллег и руководителя. Это поможет показать себя как надёжного и профессионального сотрудника, который готов к карьерному росту.

Среда решает: как коллеги влияют на вашу карьеру и доход

Видео по теме от RUTUBE