Не только лень: пять факторов, которые мешают работать на удалёнке

Более трети работников, которые трудятся удалённо, называют себя абсолютно счастливыми, выяснил сервис SuperJob. Среди офисных сотрудников полностью довольны своим положением только 27%. Однако продуктивно трудиться дистанционно получается не всегда. Мешают этому разные обстоятельства — от шумных соседей до привычки откладывать дела. Какие факторы не дают работать из дома и как это исправить, «Рамблер» узнал у экспертов.

Названы 5 причин, которые мешают работать удалённо
© Borisenkov Andrei/iStock.com

Чем хороша удалённая работа

По данным ВЦИОМ, за последние четыре года привлекательность удалёнки выросла вдвое — с 8 до 16%. Больше всего такой формат работы нравится специалистам от 18 до 35 лет: у них выше уровень цифровой грамотности, и им проще адаптироваться к новым тенденциям и технологиям. Молодые сотрудники уверены, что при удалённой работе легче соблюдать work-life balance. Помимо этого, у удалёнки есть ещё несколько преимуществ, отмечает Наталья Прахова, директор по управлению персоналом компании «Желдорреммаш». Среди плюсов эксперт выделяет такие.

  • Экономия времени. Дистанционному сотруднику не нужно тратить несколько часов на дорогу в офис и обратно. У работника остаётся больше времени на личную жизнь, хобби и спорт.
  • Возможность трудиться в своём ритме. На удалёнке можно самостоятельно планировать день, подстраивая рабочие часы под свои биоритмы. Так, «жаворонки» могут браться за задачи рано утром, а «совы» — пик своей активности сместить на вечер.

«Многое зависит от специфики работы: не под все задачи можно подстроить такой график. Например, в нашей компании важно быть на связи и у компьютера в рабочие часы».

Наталья Прахова
Наталья Праховадиректор по управлению персоналом «ЛокоТех-Электромашинный дивизион» АО «Желдорреммаш»
  • Доступ к лучшим вакансиям без привязки к месту. Найти работу можно в другом городе или даже стране, но переезжать туда не придётся. Удалённый формат стирает географические границы и позволяет специалистам из любого региона работать в крупных компаниях, участвовать в интересных проектах и получать большую зарплату.
  • Гармония между работой и личной жизнью. Удалёнка даёт возможность гибко распределять время между профессиональными обязанностями и личными делами — например, учёбой, хобби или семейными обязанностями. Для этого достаточно грамотно распределять задачи и планировать время.
  • Комфортные условия труда. Сотрудник может обустроить для себя рабочее место: выбрать эргономичную мебель, настроить освещение и температуру. В таких условиях выполнять задачи ему будет удобнее, чем в шумном офисе, — это снизит стресс и повысит продуктивность.

Что мешает работать на удалёнке и как это исправить

1. Прокрастинация

Когда рядом нет руководства и коллег, соблазн отложить выполнение задачи становится сильнее, ведь начальства рядом нет, никто не контролирует процесс ежеминутно. Вместо продуктивной работы сотрудник находит себе другие занятия: делает уборку, листает социальные сети или смотрит сериал. Прокрастинация не только снижает эффективность труда, но и приводит к серьёзным последствиям.

  1. Задачи накапливаются. Невыполненные дела образуют «снежный ком», который в итоге оборачивается лавиной дедлайнов и переживаний.
  2. Ваша репутация портится. Руководитель начинает сомневаться в компетентности сотрудника, который постоянно нарушает сроки.
  3. Стресс усиливается. Работник сам осознаёт, что нарушает сроки, от этого его переживания лишь усугубляются.
© Freepik

Решение. Чтобы реже откладывать рабочие задачи, Наталья Прахова советует заранее планировать дела на день. Для этого перед началом работы определите:

  • какие проекты нужно выполнить в первую очередь, а что отложить на конец дня;
  • как разделить задачи на маленькие шаги;
  • сколько времени вы будете трудиться и отдыхать — например, час работы и 10 минут перерыва.

Также эксперт рекомендует обязательно выделять время на отдых и развлечения: выпить кофе, посмотреть ленту новостей или сделать зарядку.

«Так мозг поймёт, что рабочее время закончилось, а отдохнувший человек сможет выполнить задания быстрее и качественнее», — добавляет Наталья Прахова.

ALPEN — немецкая точность: как эффективно планировать день и успевать всё

2. Нехватка живого общения

Во время работы дома легко почувствовать себя одиноким, особенно сотрудникам, которые любят находиться в обществе. На удалёнке они оказываются отрезанными от живого взаимодействия с коллегами. Из-за этого у работника могут:

  • усиливаться тревожность: ему становится сложно знакомиться и общаться с другими людьми;
  • появляться пробелы в компетенциях: в офисе коллеги постоянно обсуждают рабочие задачи и делятся опытом.

Решение. Используйте различные инструменты для общения с коллегами.

  • Корпоративные чаты или электронная почта подходят, чтобы обсудить рутинные дела.
  • Для обсуждения важных вопросов, когда важно понимать эмоции и настроение собеседника, звоните по телефону или видеосвязи.
  • Договоритесь с коллегами о неформальном общении по телефону или в мессенджерах, чтобы узнавать последние новости компании.
«Общаться с коллективом важно для продуктивности. Некоторые вопросы проще решить словами, чем долгими письмами. Если есть возможность, можно попробовать работать в гибридном графике — например, два дня работать дома и три — в офисе. Это позволит больше общаться с коллегами и быть в курсе всех событий», — отмечает эксперт.

7 ошибок в деловой переписке, из-за которых вас не уважают

3. Нарушение баланса личного и рабочего

Сотрудникам на удалёнке бывает сложно разделить профессиональные и личные дела, что приводит к перегрузке и выгоранию.

© Freepik

«Часто возникает путаница: где заканчивается рабочее пространство и начинается личное? Домашние заботы смешиваются с рабочими задачами, коллеги звонят в любое время суток, потому что видят статус "онлайн". Я лично попадала на такое: сядешь утром дома за компьютер, моргнёшь — и уже вечер, а ещё и пообедать не успела».

Наталья Прахова
Наталья Праховадиректор по управлению персоналом «ЛокоТех-Электромашинный дивизион» АО «Желдорреммаш»

Решение. Чтобы разграничить работу и остальную жизнь, придерживайтесь трёх правил.

  1. Установите чёткие границы. Определите для себя рабочее место и выполняйте задачи только на нём. Не трудитесь там, где отдыхаете — например, в спальне или на кухне. После работы выключайте уведомления и не отвечайте на сообщения в корпоративных чатах и почте.
  2. Контролируйте своё время. Планируйте не только работу, но и отдых: вносите в график и задачи, и поход в кино или на тренировку. Это не позволит работе заполнить всё свободное время. Сохраняйте свои привычные ритуалы — зарядку, прогулки или чтение.
  3. Фокусируйтесь на главном. Не старайтесь просто «казаться занятым». Выполняйте в первую очередь важные задачи, а не срочные мелочи. Чтобы не перегружать день, реже проводите долгие онлайн-встречи — иногда лучше позвонить, а во время разговора немного пройтись.

4. Сложности с концентрацией

Сосредоточиться на работе непросто и в офисе. Но дома это сделать бывает ещё труднее из-за отвлекающих факторов: дети шумят, соседи громко смотрят телевизор, кот прыгает на клавиатуру.

«У нас в компании один молодой специалист постоянно жаловался на низкую концентрацию. Мы предложили стандартные методы: планировщики, короткие спринты. Но позже выяснилось, что на время он переехал к родителям и работал с ноутбуком на кухне, где его мама каждые 20 минут кормила его борщом и пирожками. Так как сотрудник был очень ценным, компания пришла к решению оплатить ему аренду сверх зарплаты».

Ульяна Павлова
Ульяна Павловабизнес-консультант, соучредитель HR-компании «Неочевидные Решения», CEO «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс»

Как правило, на способность сосредоточиться влияют три фактора:

  1. Сложность задачи — сложнее всего сфокусироваться на объёмных и непонятных.
  2. Внешние помехи — сконцентрироваться мешают отвлекающие факторы: от постоянных оповещений на смартфоне до беспорядка на рабочем месте.
  3. Внутреннее состояние — сосредоточиться на профессиональных обязанностях не дают тревоги и переживания. Для концентрации нужен спокойный и отдохнувший ум.

Решение. Постарайтесь минимизировать внешние помехи: надевайте наушники с шумоподавлением, попросите близких не мешать во время работы, отключите уведомления мессенджеров и соцсетей. Выделяйте специальное время на домашние дела, советует Наталья Прахова.

Чтобы эффективнее концентрироваться:

  • Планируйте задачи — так будет проще не отвлекаться на другие занятия.
  • Избегайте многозадачности — выполнять несколько дел не получится одинаково эффективно.
  • Контролируйте мысли — это позволит не переключаться на размышления, не важные в данный момент.

5. Отсутствие удобного рабочего пространства

Не во всех квартирах есть возможность обустроить отдельный рабочий кабинет. Порой удалёнщикам приходится трудиться прямо в кровати или за кухонным столом, где сложно удобно устроиться и сконцентрироваться. Для продуктивной работы дома важно учесть сразу несколько факторов.

  • Удобная мебель. Стол и стул должны быть такими, чтобы за ними комфортно было сидеть.
  • Освещение. На рабочем месте нужен хороший свет с настройкой яркости освещения.
  • Техника. Чтобы трудиться дома, удалёнщику нужны как минимум компьютер или ноутбук. Иногда необходимо и другое оборудование: принтер, колонки, наушники, микрофон.
«У нас один сотрудник жаловался, что не может включить микрофон в Zoom. Мы проверили технику — всё работает. Оказалось, он буквально не может включить звук, потому что его жена круглосуточно репетировала дома выступления для скрипичного концерта. Пришлось согласиться, что во время онлайн-встреч работник только пишет в чате», — рассказывает Ульяна Павлова.
© Freepik

Решение. Найдите дома место, где вам будет максимально удобно трудиться. Обустройте его так, чтобы там было приятно проводить рабочие часы.

«Идеально оборудовать отдельное место с подходящими столом и стулом. Обратите внимание на освещение: естественный свет положительно влияет на зрение и мозговую деятельность. Ещё неплохо завести небольшой зелёный уголок: растения освежат воздух и подарят заряд бодрости. Работая удалённо, главное — помнить, что продуктивность зависит от наших привычек и дисциплинированности. Каждый может обустроить комфортное рабочее место и найти подходящий ритм, тогда большинство задач покажутся лёгкими и приятными», — отмечает Наталья Прахова.

Главное

  1. Удалёнка остаётся одним из самых популярных форматов работы, особенно у молодых специалистов до 35 лет.
  2. Трудиться дистанционно удобно: больше времени остаётся на личную жизнь, проще планировать рабочий день и трудиться в компании, которая находится в другом городе или стране.
  3. Эффективно выполнять свои профессиональные обязанности дома не всегда просто. Этому могут мешать различные факторы — например, привычка откладывать дела, трудности с концентрацией или отсутствие комфортного рабочего места.
  4. Чтобы оставаться продуктивным на удалёнке, эксперты советуют ежедневно планировать задачи и отдых, фокусироваться на главном, наладить онлайн-общение с коллегами и обустроить для себя удобное место для работы.

Как работа нас меняет: надо ли бороться с профдеформацией

Видео по теме от RUTUBE