Не только лень: пять факторов, которые мешают работать на удалёнке
Более трети работников, которые трудятся удалённо, называют себя абсолютно счастливыми, выяснил сервис SuperJob. Среди офисных сотрудников полностью довольны своим положением только 27%. Однако продуктивно трудиться дистанционно получается не всегда. Мешают этому разные обстоятельства — от шумных соседей до привычки откладывать дела. Какие факторы не дают работать из дома и как это исправить, «Рамблер» узнал у экспертов.
Чем хороша удалённая работа
По данным ВЦИОМ, за последние четыре года привлекательность удалёнки выросла вдвое — с 8 до 16%. Больше всего такой формат работы нравится специалистам от 18 до 35 лет: у них выше уровень цифровой грамотности, и им проще адаптироваться к новым тенденциям и технологиям. Молодые сотрудники уверены, что при удалённой работе легче соблюдать work-life balance. Помимо этого, у удалёнки есть ещё несколько преимуществ, отмечает Наталья Прахова, директор по управлению персоналом компании «Желдорреммаш». Среди плюсов эксперт выделяет такие.
- Экономия времени. Дистанционному сотруднику не нужно тратить несколько часов на дорогу в офис и обратно. У работника остаётся больше времени на личную жизнь, хобби и спорт.
- Возможность трудиться в своём ритме. На удалёнке можно самостоятельно планировать день, подстраивая рабочие часы под свои биоритмы. Так, «жаворонки» могут браться за задачи рано утром, а «совы» — пик своей активности сместить на вечер.
«Многое зависит от специфики работы: не под все задачи можно подстроить такой график. Например, в нашей компании важно быть на связи и у компьютера в рабочие часы».
Наталья Праховадиректор по управлению персоналом «ЛокоТех-Электромашинный дивизион» АО «Желдорреммаш»
- Доступ к лучшим вакансиям без привязки к месту. Найти работу можно в другом городе или даже стране, но переезжать туда не придётся. Удалённый формат стирает географические границы и позволяет специалистам из любого региона работать в крупных компаниях, участвовать в интересных проектах и получать большую зарплату.
- Гармония между работой и личной жизнью. Удалёнка даёт возможность гибко распределять время между профессиональными обязанностями и личными делами — например, учёбой, хобби или семейными обязанностями. Для этого достаточно грамотно распределять задачи и планировать время.
- Комфортные условия труда. Сотрудник может обустроить для себя рабочее место: выбрать эргономичную мебель, настроить освещение и температуру. В таких условиях выполнять задачи ему будет удобнее, чем в шумном офисе, — это снизит стресс и повысит продуктивность.
Что мешает работать на удалёнке и как это исправить
1. Прокрастинация
Когда рядом нет руководства и коллег, соблазн отложить выполнение задачи становится сильнее, ведь начальства рядом нет, никто не контролирует процесс ежеминутно. Вместо продуктивной работы сотрудник находит себе другие занятия: делает уборку, листает социальные сети или смотрит сериал. Прокрастинация не только снижает эффективность труда, но и приводит к серьёзным последствиям.
- Задачи накапливаются. Невыполненные дела образуют «снежный ком», который в итоге оборачивается лавиной дедлайнов и переживаний.
- Ваша репутация портится. Руководитель начинает сомневаться в компетентности сотрудника, который постоянно нарушает сроки.
- Стресс усиливается. Работник сам осознаёт, что нарушает сроки, от этого его переживания лишь усугубляются.
Решение. Чтобы реже откладывать рабочие задачи, Наталья Прахова советует заранее планировать дела на день. Для этого перед началом работы определите:
- какие проекты нужно выполнить в первую очередь, а что отложить на конец дня;
- как разделить задачи на маленькие шаги;
- сколько времени вы будете трудиться и отдыхать — например, час работы и 10 минут перерыва.
Также эксперт рекомендует обязательно выделять время на отдых и развлечения: выпить кофе, посмотреть ленту новостей или сделать зарядку.
«Так мозг поймёт, что рабочее время закончилось, а отдохнувший человек сможет выполнить задания быстрее и качественнее», — добавляет Наталья Прахова.
ALPEN — немецкая точность: как эффективно планировать день и успевать всё
2. Нехватка живого общения
Во время работы дома легко почувствовать себя одиноким, особенно сотрудникам, которые любят находиться в обществе. На удалёнке они оказываются отрезанными от живого взаимодействия с коллегами. Из-за этого у работника могут:
- усиливаться тревожность: ему становится сложно знакомиться и общаться с другими людьми;
- появляться пробелы в компетенциях: в офисе коллеги постоянно обсуждают рабочие задачи и делятся опытом.
Решение. Используйте различные инструменты для общения с коллегами.
- Корпоративные чаты или электронная почта подходят, чтобы обсудить рутинные дела.
- Для обсуждения важных вопросов, когда важно понимать эмоции и настроение собеседника, звоните по телефону или видеосвязи.
- Договоритесь с коллегами о неформальном общении по телефону или в мессенджерах, чтобы узнавать последние новости компании.
«Общаться с коллективом важно для продуктивности. Некоторые вопросы проще решить словами, чем долгими письмами. Если есть возможность, можно попробовать работать в гибридном графике — например, два дня работать дома и три — в офисе. Это позволит больше общаться с коллегами и быть в курсе всех событий», — отмечает эксперт.
7 ошибок в деловой переписке, из-за которых вас не уважают
3. Нарушение баланса личного и рабочего
Сотрудникам на удалёнке бывает сложно разделить профессиональные и личные дела, что приводит к перегрузке и выгоранию.
«Часто возникает путаница: где заканчивается рабочее пространство и начинается личное? Домашние заботы смешиваются с рабочими задачами, коллеги звонят в любое время суток, потому что видят статус "онлайн". Я лично попадала на такое: сядешь утром дома за компьютер, моргнёшь — и уже вечер, а ещё и пообедать не успела».
Наталья Праховадиректор по управлению персоналом «ЛокоТех-Электромашинный дивизион» АО «Желдорреммаш»
Решение. Чтобы разграничить работу и остальную жизнь, придерживайтесь трёх правил.
- Установите чёткие границы. Определите для себя рабочее место и выполняйте задачи только на нём. Не трудитесь там, где отдыхаете — например, в спальне или на кухне. После работы выключайте уведомления и не отвечайте на сообщения в корпоративных чатах и почте.
- Контролируйте своё время. Планируйте не только работу, но и отдых: вносите в график и задачи, и поход в кино или на тренировку. Это не позволит работе заполнить всё свободное время. Сохраняйте свои привычные ритуалы — зарядку, прогулки или чтение.
- Фокусируйтесь на главном. Не старайтесь просто «казаться занятым». Выполняйте в первую очередь важные задачи, а не срочные мелочи. Чтобы не перегружать день, реже проводите долгие онлайн-встречи — иногда лучше позвонить, а во время разговора немного пройтись.
4. Сложности с концентрацией
Сосредоточиться на работе непросто и в офисе. Но дома это сделать бывает ещё труднее из-за отвлекающих факторов: дети шумят, соседи громко смотрят телевизор, кот прыгает на клавиатуру.
«У нас в компании один молодой специалист постоянно жаловался на низкую концентрацию. Мы предложили стандартные методы: планировщики, короткие спринты. Но позже выяснилось, что на время он переехал к родителям и работал с ноутбуком на кухне, где его мама каждые 20 минут кормила его борщом и пирожками. Так как сотрудник был очень ценным, компания пришла к решению оплатить ему аренду сверх зарплаты».
Ульяна Павловабизнес-консультант, соучредитель HR-компании «Неочевидные Решения», CEO «Агентство Маркетинговых Стратегий Макс»
Как правило, на способность сосредоточиться влияют три фактора:
- Сложность задачи — сложнее всего сфокусироваться на объёмных и непонятных.
- Внешние помехи — сконцентрироваться мешают отвлекающие факторы: от постоянных оповещений на смартфоне до беспорядка на рабочем месте.
- Внутреннее состояние — сосредоточиться на профессиональных обязанностях не дают тревоги и переживания. Для концентрации нужен спокойный и отдохнувший ум.
Решение. Постарайтесь минимизировать внешние помехи: надевайте наушники с шумоподавлением, попросите близких не мешать во время работы, отключите уведомления мессенджеров и соцсетей. Выделяйте специальное время на домашние дела, советует Наталья Прахова.
Чтобы эффективнее концентрироваться:
- Планируйте задачи — так будет проще не отвлекаться на другие занятия.
- Избегайте многозадачности — выполнять несколько дел не получится одинаково эффективно.
- Контролируйте мысли — это позволит не переключаться на размышления, не важные в данный момент.
5. Отсутствие удобного рабочего пространства
Не во всех квартирах есть возможность обустроить отдельный рабочий кабинет. Порой удалёнщикам приходится трудиться прямо в кровати или за кухонным столом, где сложно удобно устроиться и сконцентрироваться. Для продуктивной работы дома важно учесть сразу несколько факторов.
- Удобная мебель. Стол и стул должны быть такими, чтобы за ними комфортно было сидеть.
- Освещение. На рабочем месте нужен хороший свет с настройкой яркости освещения.
- Техника. Чтобы трудиться дома, удалёнщику нужны как минимум компьютер или ноутбук. Иногда необходимо и другое оборудование: принтер, колонки, наушники, микрофон.
«У нас один сотрудник жаловался, что не может включить микрофон в Zoom. Мы проверили технику — всё работает. Оказалось, он буквально не может включить звук, потому что его жена круглосуточно репетировала дома выступления для скрипичного концерта. Пришлось согласиться, что во время онлайн-встреч работник только пишет в чате», — рассказывает Ульяна Павлова.
Решение. Найдите дома место, где вам будет максимально удобно трудиться. Обустройте его так, чтобы там было приятно проводить рабочие часы.
«Идеально оборудовать отдельное место с подходящими столом и стулом. Обратите внимание на освещение: естественный свет положительно влияет на зрение и мозговую деятельность. Ещё неплохо завести небольшой зелёный уголок: растения освежат воздух и подарят заряд бодрости. Работая удалённо, главное — помнить, что продуктивность зависит от наших привычек и дисциплинированности. Каждый может обустроить комфортное рабочее место и найти подходящий ритм, тогда большинство задач покажутся лёгкими и приятными», — отмечает Наталья Прахова.
Главное
- Удалёнка остаётся одним из самых популярных форматов работы, особенно у молодых специалистов до 35 лет.
- Трудиться дистанционно удобно: больше времени остаётся на личную жизнь, проще планировать рабочий день и трудиться в компании, которая находится в другом городе или стране.
- Эффективно выполнять свои профессиональные обязанности дома не всегда просто. Этому могут мешать различные факторы — например, привычка откладывать дела, трудности с концентрацией или отсутствие комфортного рабочего места.
- Чтобы оставаться продуктивным на удалёнке, эксперты советуют ежедневно планировать задачи и отдых, фокусироваться на главном, наладить онлайн-общение с коллегами и обустроить для себя удобное место для работы.