Оставили за главного: как руководить и сохранить отношения в коллективе
22% россиян хотели бы когда-нибудь оказаться на месте своего руководителя, а ещё 10% уверены, что лучше подходят на эту должность, выяснил сервис «Работа.ру». Однако у многих сотрудников действительно появляется шанс на время стать начальником. «Рамблер» узнал у экспертов, как настроиться на работу и выстроить взаимоотношения в коллективе, когда вас назначили исполняющим обязанности (и. о.) руководителя.
Когда нужен и. о.
Руководитель компании или отдела не всегда находится на рабочем месте — он уходит в отпуск или на больничный, уезжает в командировку. На время отсутствия кто-то должен его заменить. По трудовому законодательству начальник вправе оставить вместо себя сотрудника, который будет временно исполнять его обязанности.
Для работника, назначенного врио (временно исполняющим обязанности), это большая ответственность. Пока нет руководителя, ему предстоит принимать решения и отвечать за работу подразделения или компании. Как специалист использует это время, зависит от него. Один сотрудник в этот период проявит свои лидерские качества, а другой просто переждёт этот срок и с облегчением вернётся к привычным обязанностям, когда выйдет руководитель.
Эксперты называют две причины, по которой руководитель выбирает того или иного сотрудника в качестве временной замены себе.
1. Руководитель доверяет подчинённому и воспринимает его как специалиста, готового нести ответственность за себя и коллег.
«Если руководитель оставил вас вместо себя на время отпуска, это означает, что вам доверяют, видят в вас потенциал и профессионала. Рассматривайте это не как дополнительную нагрузку, а как уникальный карьерный шанс — возможность показать свои лидерские качества на практике и зарекомендовать себя с лучшей стороны».
Елена Парфёновакарьерный консультант
Чтобы статус и. о. помог в карьере, эксперт советует отметить это в резюме и подкрепить фактами. Например, указать: «Во время отпуска руководителя исполнял его обязанности и обеспечил высокую продуктивность сотрудников».
2. Руководитель оценивает, готов ли сотрудник к новой ступени в карьере.
«Когда руководитель назначает вас исполняющим обязанности, он в том числе проверяет, насколько вы готовы к роли начальника. Часто статус и. о. — только переходная ступень в карьере перед назначением на постоянную позицию. Для коллег и. о. — уже руководитель, но юридически ограничен в некоторых вопросах, например в кадровых решениях или финансировании», — отмечает Екатерина Агаева, генеральный директор сервиса GdeRabota.
«Работа на вырост»: как из исполнителя стать руководителем в той же компании Как работать в статусе и. о.
Во время, когда сотрудник исполняет обязанности руководителя, он может столкнуться со специфическими трудностями. Разберём возможные варианты.
Перемена отношения со стороны коллег
Люди по-разному могут отнестись к назначению: одни спокойно воспримут новый статус и не попытаются оспаривать ваши решения. Другим будет сложно перестроиться и подчиняться приказам, ведь ещё вчера вы вместе ходили на обед и на равных обсуждали новости. Вот что советуют эксперты, чтобы укрепить ваш авторитет и не испортить отношения с командой.
- Поговорите с коллегами. Соберите их и спокойно объясните ситуацию.
«Можно сказать: "Меня назначили исполняющим обязанности на период отпуска. Я рассчитываю на вашу поддержку, чтобы мы вместе удержали все показатели". Это задаст деловой тон и повысит лояльность работников», — говорит Елена Парфёнова.
- Внимательно относитесь к сотрудникам.
«Во время исполнения обязанностей не перекладывайте вину за ошибки на коллег, а берите ответственность на себя. А при личной встрече расскажите сотруднику о недочётах в работе и подскажите, как исправить ситуацию», — советует Екатерина Агаева.
- Сохраняйте баланс. Пока вы руководитель, избегайте чересчур авторитарного стиля управления. Например, вместо «я решил» или «я сказал» говорите «мы договорились».
«В общении для сохранения баланса между дружелюбием и авторитетом старайтесь поддерживать открытую коммуникацию, но чётко обозначайте личные границы и следите за рабочими процессами», — подчёркивает Екатерина Каштанова, доцент кафедры управления персоналом в Государственном университете управления.
Новая нагрузка
Когда вам поручены новые обязанности, вы сталкиваетесь не только с необходимостью по-новому планировать своё рабочее время и нагрузку. Многие также испытывают новые чувства, поскольку им непросто привыкнуть к новому статусу: давит ответственность, страх неудачи и ожидания со стороны руководства. Вот какие советы дают эксперты, чтобы проще справляться с новыми обязанностями.
- Настроиться на новый этап в карьере. Свыкнуться с новым положением будет проще, если относиться к нему не как к испытанию, а как к возможности попробовать себя в роли начальника. Всё не может получаться сразу, на каждой позиции нужно время на адаптацию.
- Разобраться, что может вам помешать справиться с работой. Проанализируйте, какие ваши комплексы и установки могут стать помехой в новом статусе.
«Часто врио не может сделать критическое замечание своему коллеге, указать ему на какую-то зону развития, тем более наказать. Чтобы изменить это, необходимо работать над собой — своим стилем общения и поведения. Только так вы сможете эффективно управлять коллективом, улучшать показатели компании и увереннее себя чувствовать в роли временного руководителя».
Екатерина Каштановадоцент кафедры управления персоналом в Государственном университете управления
- Дать себе право на ошибку или незнание.
«Кажется, что достойный руководитель должен знать всё. Но это не так. Если вы впервые и временно возглавили компанию или отдел, не понимать нюансы в узкоспециализированных профессиях и просить помощи у специалистов — нормально. Преимущество хорошего начальника в том, что он умеет слышать и готов учиться», — поясняет Екатерина Агаева.
Главное
- Назначение временно исполняющим обязанности руководителя может стать новым шагом в карьере. Это говорит о том, что работодатель доверяет вам или рассматривает в качестве кандидата на более высокую должность.
- Чтобы эффективно справиться с ролью врио, важно выстроить отношения в коллективе. Для этого обсудите с коллегами ваше новое положение, внимательно отнеситесь к работе подчинённых и найдите баланс между авторитарным и мягким стилем управления.
- Важно разобраться с личными установками, которые могут помешать вам исполнять обязанности директора. Проанализируйте, почему вы боитесь ответственности, конфликтов в коллективе или не оправдать ожидания руководителя. Это поможет чувствовать себя увереннее и работать продуктивно.
Я снова с бывшим: как правильно вернуться в компанию, где уже работали