Как самозанятому вести учёт и платить налоги в одном приложении: личный опыт

Особый налоговый режим для самозанятых точно сохранится до 2028 года. Сейчас в качестве самозанятых трудятся миллионы россиян. У меня тоже оформлена самозанятость, а большинство задач я решаю в мобильном приложении. Расскажу, в каком сервисе можно работать быстро и удобно и какие бонусы там есть.

Желающим работать на себя россиянам дали важный совет
© Рамблер

Кто такой самозанятый

Самозанятые — специалисты, которые работают на себя и при этом платят налог на профессиональную деятельность: 4% — если их заказчики — физлица, 6% — если работают с юрлицами. По данным Федеральной налоговой службы, на конец сентября 2025 года в России зарегистрировано 14,6 миллиона самозанятых. Для всех действуют единые правила:

  • Годовой доход самозанятого не должен превышать 2,4 миллиона рублей. Если он больше, придётся заплатить налог на доход физических лиц 13%.
  • Работать можно только на себя. Нанимать сотрудников в штат или работать с другими самозанятыми нельзя.
  • Есть ограничения для вида деятельности. Нельзя заниматься перепродажей товаров или добычей полезных ископаемых, быть посредником, адвокатом или нотариусом.

Про самозанятость я узнала в 2021 году. Тогда я уволилась с официальной работы и решила самостоятельно искать клиентов. Изучив информацию о специальном налоговом режиме, я поняла, что мне подходит такой вариант, а в регистрации и работе в качестве самозанятого нет ничего сложного.

Как стать самозанятым

Работать в этом статусе любой человек вправе только после того, как зарегистрируется в Федеральной налоговой службе. Сделать это можно несколькими способами:

  • На сайте ФНС в личном кабинете.
  • В мобильном приложении ФНС «Мой налог».
  • На Госуслугах.
  • Через банк, который взаимодействует с ФНС. Сейчас в числе партнёров банка 28 кредитных организаций.

Изначально я зарегистрировалась в приложении ФНС «Мой налог», но затем подключила сервис «Своё дело» в СберОнлайн. Это оказалось очень удобно: не нужно переключаться между разными приложениями, в одном месте я могу переводить деньги близким, платить за ЖКУ или мобильную связь, а также совершать все действия как самозанятый — например, формировать чеки, оплачивать налоги и смотреть статистику.

В чём ещё преимущества сервиса «Своё дело»:

  • Подключить его может любой самозанятый, который уже зарегистрировался через ФНС или другой банк.
  • При оплате налога на профессиональную деятельность в «Своём деле» предоставляется скидка от ставки по кредиту на любые цели.
  • Самозанятые получают до 21 000 бонусов на «Авито» — их можно использовать для продвижения и привлечения клиентов.
  • В сервисе есть дополнительные бесплатные инструменты для самозанятых — например, консультация с юристом, онлайн-запись клиентов, обучающие онлайн-курсы.

Как работать в сервисе «Своё дело»

1. Зарегистрируйтесь как самозанятый

В приложении СберБанк Онлайн найдите раздел «Своё дело» — это можно сделать в строке «Поиск» на главном экране. Затем укажите регион пребывания, вид деятельности и номер телефона. Когда введёте данные, нажмите кнопку «Подтвердить», после этого заявка будет передана в ФНС.

© sberbank.com

2. Формируйте чеки

При поступлении оплаты онлайн от клиентов создайте электронный чек. Для этого перейдите в раздел «Создать чек» и заполните строки: сумму, название услуги и товара, наименование компании и её ИНН, если работаете с юрлицом. Передать клиенту чек можно в распечатанном виде или отправить его в электронном виде по СМС, в сообщении в мессенджере или по электронной почте. Если деньги вам перечислили по ошибке или вернули товар, сформированный чек можно аннулировать в приложении.

© При формировании чека можно выбрать тип заказчика: юридическое или физическое лицо

Если каждый раз формировать чек не хочется, можно подключить авточеки. Для этого потребуется привязать к сервису банковскую карту. Когда на неё поступят деньги от клиента-физлица, чек сформируется автоматически. Ссылка на платёжный документ придёт в СМС от банка или в пуш-уведомлении.

3. Оплачивайте налоги

В конце каждого месяца в сервисе рассчитывается налог по всем выданным чекам. Точная сумма отобразится до 12-го числа следующего месяца в разделе «Оплатить налог». Оплатить нужно до 28-го числа. Чтобы не пропустить срок и не получить долг, поставьте напоминание или подключите автоплатёж. Тогда деньги спишутся с карты автоматически. Если вы ничего не заработали в этом месяце, то и начислений не будет.

© В последний месяц у меня не было поступлений в рамках самозанятости, поэтому налог не начислен, а налоговый вычет я потратила в первый год работы

В разделе «Оплатить налог» также отображается сумма налогового вычета — это бонус в размере 10 тысяч рублей для тех, кто зарегистрировал самозанятость. Забрать его нельзя, но можно уменьшить ставку налога: вы будете платить 3% при работе с физлицами и 4% — с компаниями, пока не будет исчерпана вся сумма в 10 тысяч.

4. Ищите заказы

В разделе «Найти заказ» можно искать подработку от партнёров Сбера. В сервисе есть фильтры, которые помогут найти подходящие предложения. Для этого нужно указать город проживания, время работы, тип заказов. Оплата поступает в течение 12–24 часов после выполнения заказа.

© При желании в сервисе можно найти временную подработку, оплату за которую переведут на карту Сбера

5. Просматривайте статистику

В сервисе пользователь видит все данные по доходам и расходам, список сформированных чеков и выставленных счетов. А в разделе «Статистика» легко сравнить доходы и расходы за разные периоды — от месяца до года. Также в сервисе удобно отслеживать, от кого, когда и какая сумма поступила.

© В любой момент я могу зайти в приложение и проанализировать свои доходы по месяцам. Например, в марте 2025 года я получила как самозанятый 23,6 тысячи рублей от клиента-юрлица

6. Воспользуйтесь дополнительными опциями

В сервисе от Сбера для самозанятых есть множество полезных продуктов. Часть из них можно использовать бесплатно всё время, а часть — только пробный период. Три онлайн-курса пользователь может пройти в любой момент бесплатно.

© В сервисе самозанятый может получить консультацию юриста, совет опытного наставника, а также сделать сайт-визитку

Главное

  1. Более 14 миллионов россиян трудятся в статусе самозанятых. Во время работы они должны соблюдать несколько правил — например, им нельзя нанимать сотрудников, а доходы не должны превышать 2,4 миллиона рублей в год.
  2. Выполнять все действия в рамках НПД можно в одном сервисе для самозанятых от Сбера. Раздел «Своё дело» в СберБанк Онлайн можно подключить, даже если вы зарегистрировали самозанятость в другом банке или в ФНС.
  3. Главное преимущество сервиса «Своё дело» — все операции можно выполнять в одном месте. В сервисе самозанятый сможет формировать чеки, платить налоги, отслеживать доходы и расходы.
  4. В сервисе есть полезные и удобные дополнительные инструменты, часть из которых предоставляется бесплатно. В «Своём деле» пользователю доступны поиск заказов, юридические консультации, конструктор документов, изготовление сайта-визитки и помощь наставника.

Самозанятый нанимает помощника. Кто платит налоги и сдаёт отчёты

Реклама.

Рекламодатель: ПАО Сбербанк

ОГРН: 1027700132195

Адрес: 117312, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19.

www.sberbank.ru

Erid: F7NfYUJCUneTTTWsT3md

Сбербанк Онлайн 6+

Мой налог 14+

Видео по теме от RUTUBE