Как не стать белой вороной на работе, если вы перешли на удалёнку

Удалённая работа многим нравится удобством и гибким планированием: проснулся, сделал кофе, включил ноутбук — и ты уже «в офисе». Но вместе с удобством приходит и другая сторона: сотрудники в онлайне быстро растворяются в экранах и превращаются в людей без лица и голоса. «Рамблер» разобрался, как не потеряться в коллективе, если работаешь из дома, и что советуют специалисты по найму и карьерному развитию.

Как удалёнщику выйти из «цифровой тени» и сохранить свои позиции в коллективе
© urbazon/iStock.com

Почему удалёнщик может чувствовать себя невидимкой

Удалённая работа для многих стала зоной комфорта: никаких смол-токов у кофемашины, пустых обсуждений в переговорке и «ну расскажи, как выходные». Но для многих профессий — HR, аналитики, маркетинга, продаж — личное общение сильно влияет на карьеру.

Когда сотрудник редко показывает себя на созвонах, выключает камеру и выполняет задачи в тишине, он будто исчезает. Коллеги не считывают эмоции, теряются связи, а ощущение, что «все важные решения принимаются мимо меня», растёт. В итоге и руководитель, и коллеги видят «тихого исполнителя», а не будущего лидера.

«Такого сотрудника реже приглашают на стратегические созвоны и не рассматривают как потенциального лидера. Сам работник начинает чувствовать растущее напряжение и дискомфорт, которые влекут за собой ухудшение мотивации, трудности с построением доверительных отношений, беспокойство о медленном карьерном росте, а также снижение инициативности и уровня производительности».

Яков Сайдин
Яков Сайдиндиректор по привлечению и работе с талантами «МТС Линк»

Эти чувства нормальны, отмечает эксперт. Но заметность можно вернуть. Осознанные, системные действия и выход из зоны комфорта помогут выделиться — не для показательной активности, а для заметности в профессиональной среде.

Удалёнка, гибрид, индивидуальный график: преимущества и риски

Как влиться в коллектив, работая из дома

Директор по привлечению и работе с талантами Яков Сайдин предлагает использовать такие стратегии.

Покажите, что вы живой человек

Несмотря на то что вы находитесь для коллег по ту сторону экрана, не оставайтесь для них просто именем и фамилией или «чёрным квадратом» на видеоконференции.

  • Поставьте нормальное фото в аватарку, откажитесь от нейросетевых картинок. Нейросети могут сделать креативные и фантазийные картинки, но смотреть на реального коллегу гораздо приятнее. А ещё так вас легче узнать среди других участников команды.
  • Всегда включайте камеру на звонках. Коллегам будет приятно видеть ваши эмоции и вовлечённость. Если встреча неофициальная, можно поставить забавный фон, который привлечёт внимание и даст тему для лёгкой беседы.
  • Заполняйте рабочий календарь: пустой график выглядит как отсутствие занятости. Вносите в него рабочие встречи, задачи и планы на день. Этот инструмент не только помогает оценить загрузку сотрудника, но и показывает его открытость к участию в брейнштормах и срочных встречах.
  • Будьте активны в рабочих чатах. Присоединяйтесь к поздравлениям, отправляйте реакции на удачные шутки, делитесь интересными профессиональными находками. Учитывайте тон общения в чате и контекст.
  • Проявляйте инициативу. Пересекаетесь с коллегой в проекте? Предложите неформальный звонок на 15–20 минут — виртуально выпить кофе и познакомиться поближе. Если вы живёте в одном городе с таким же удалённым сотрудником, можно перенести онлайн-встречу в реальный мир.

Станьте заметнее в профессиональном плане

Этот подход особенно полезен для тех, кто работает в кросс-функциональных командах или на стыке направлений: например, разработчиков, дизайнеров, маркетологов, аналитиков, менеджеров проектов. Не просто выполняйте поставленные задачи, а создавайте информационные точки для коммуникации.

  • Делитесь прогрессом по задачам. Что получается, какие наблюдения появляются по ходу реализации, что можно изменить или улучшить.
  • Сообщайте о проблемах сразу, чётко и своевременно, чтобы не допустить ухудшения ситуации.
  • Выступайте на общих встречах. Часто сотрудники делятся мыслями только с руководителями, а на командных созвонах молчат и выглядят безучастными. Важно преодолевать себя и не бояться высказываться, даже если вы считаете, что ваши идеи не принесут лучшего результата, ведь это может быть не так.
  • Просите помощи, но структурированно: что уже сделали, где столкнулись с трудностями, какие варианты рассматривали, какие есть идеи.
  • Если вопрос требует созвона, проявляйте инициативу. Цените время других участников команды: предварительно посмотрите календари коллег и предложите им возможные варианты.

Используйте редкие живые встречи по максимуму

Это решение актуально для компаний, которые работают в гибридном формате или проводят регулярные выездные мероприятия. Для удалённого сотрудника такие встречи — редкая возможность выйти из цифрового мира в реальный и укрепить социальные связи с коллегами.

«Чтобы не растеряться в офлайне, заранее определите три — пять коллег, с которыми вы хотите установить профессиональный контакт. Это могут быть сотрудники, с которыми вы часто общаетесь по общим проектам, но ни разу не виделись. На встрече будьте открыты, не замыкайтесь в телефоне. Активная коммуникация и поддержание даже базовых тем для разговора помогут за несколько часов "оживить" тот цифровой образ, который вы создавали месяцами», — советует эксперт.

Не только лень: пять факторов, которые мешают работать на удалёнке

Карьерный консультант и рекрутер Стася Зенцова дополняет этот список своими рекомендациями.

Не теряйте связь с теми, с кем дружили в офисе

Сохраняйте и поддерживайте коммуникацию с коллегами, с которыми вы общались в офисе до перехода на удалёнку — с кем-то ходили обедать или делали совместные проекты. Эти люди будут вашим мостиком к основному коллективу и изменениям, которые происходят в офлайн-формате.

Не игнорируйте неформальные мероприятия

В некоторых компаниях всё чаще появляются специалисты по коммуникациям распределённых и удалённых команд — участвуйте в их форматах: random coffee, неформальные созвоны, онлайн-тимбилдинги.

«Например, формат random coffee предполагает, что люди знакомятся лично, а затем регулярно встречаются в онлайне, чтобы завязать эффективное взаимодействие и обсуждать смежные рабочие процессы».

Стася Зенцова
Стася Зенцовасооснователь проекта «Карьера без барьера», карьерный консультант / карьерный коуч / профориентатор / рекрутер

По словам эксперта, онлайн-коммуникации сложнее, потому что больше времени уходит на написание текста в мессенджерах или в электронной почте. Однако, если вы хотите построить хорошую карьерную траекторию, независимо от того, являетесь вы работником с традиционным форматом занятости или удалённым сотрудником, нужно сохранить здоровое общение с коллегами.

Помните про психику: удалёнка может усиливать одиночество

Эксперт напоминает, что удалённый формат может иметь следствия для психологического состояния: люди могут чувствовать себя одинокими и профессионально изолированными.

«Важно выстраивать коммуникации и поддерживать контакты с теми, с кем вы работали в формате офлайн, кого вы видели лично. А дальше через них выстраивайте новую цепочку отношений с другими коллегами», — рекомендует Стася Зенцова.

Постоянная коммуникация и усилия, направленные на это, — это не «для вида», а для вашей устойчивости.

Главное

  1. На удалённой работе бывает трудно влиться в коллектив, который работает офлайн, особенно если ты скромный интроверт.
  2. Тихих исполнителей реже повышают и не приглашают на стратегические обсуждения.
  3. Чтобы быть частью команды, важно показывать себя: фото, камера, активность в чатах, актуальный рабочий календарь, инициативность.
  4. Делитесь с коллегами своим прогрессом, обсуждайте проблемы, участвуйте в мозговых штурмах и не стесняйтесь просить совета.
  5. Если есть возможность встретиться офлайн, используйте её, чтобы укрепить связи и выйти из «цифровой тени».

Удалённая работа и адаптация: как построить карьеру, не выходя из дома

Видео по теме от RUTUBE