Хеппи-энд бывает не всегда: соцработник рассказала о работе с неблагополучными семьями
8 июня в России отмечают День социального работника. В эту профессию приходят те, кто готов полностью посвятить себя помощи людям, которые оказались в сложной ситуации. Главное, без чего невозможно трудиться в социальной службе, — преданность делу, сострадание и ответственность за своих подопечных. С кем ежедневно работают специалисты социальных служб, без каких качеств не получится трудиться и какой можем быть карьера соцработника, «Рамблеру» рассказала социальный педагог Ольга Ключарова.
Как появился профессиональный праздник
День социального работника в России отмечают с 2000 года. Профессиональный праздник учредили, чтобы отметить важность работы людей, которые помогают людям в сложных ситуациях, поддерживают тех, кто в этом нуждается.
Однако идея появилась ещё раньше: в 1994 году Ассоциация работников соцслужб выступила с инициативой учредить профессиональный праздник. Тремя годами ранее в стране появились первые программы соцпомощи и новая профессия — соцработник, или специалист по социальной работе.
Дата праздника была выбрана неслучайно: 8 июня 1701 года Пётр I подписал указ об открытии богаделен для больных и пожилых. Это событие стало основой, на которой позже начала формироваться российская система соцзащиты.
Наиболее активно социальная помощь в России развивалась в XIX веке благодаря благотворительным организациям и приютам, которые создавались на деньги дворян и церкви. После революции 1917 года государство взяло на себя социальную поддержку населения: появились учреждения для помощи матерям, детям, пожилым и инвалидам, которые курировал Народный комиссариат государственного призрения. В 1946 году в СССР было учреждено Министерство социального обеспечения. А уже в 1990-х начала формироваться современная система социальной помощи.
Что делает социальный работник
В обязанности соцработника входит помогать людям, которые оказались в трудной жизненной ситуации и по разным причинам не могут заботиться о себе самостоятельно. Например, одиноким пожилым людям, которым трудно выйти на улицу за продуктами и лекарствами, соцработник приносит всё необходимое, если нужно — готовит еду, делает уборку и общается.
Подопечными соцработников становятся:
- одинокие пенсионеры;
- инвалиды и семьи с детьми-инвалидами;
- дети-сироты;
- малоимущие и многодетные семьи;
- люди с различными зависимостями и их родные;
- те, кто пережил сильную психологическую травму;
- жертвы насилия;
- бездомные.
Задача любого соцработника — разобраться в проблеме подопечного и постараться помочь ему. Для этого социальный работник должен:
- поговорить с человеком, чтобы понять, какая конкретно помощь нужна;
- проконсультировать, куда обратиться за помощью, как оформить документы, получить льготы;
- разработать план поддержки и решить, что поможет улучшить жизнь человека;
- направить к нужному специалисту: если нужен врач, юрист или психолог, соцработник подскажет, где их найти.
- сотрудничать с врачами, учителями, полицией, чтобы помочь человеку комплексно;
- проводить тренинги и беседы — например, учить родителей, как заботиться о детях, или помогать зависимым людям.
Ольга Ключарова уже около 10 лет трудится социальным педагогом. Последние пять лет работает в многофункциональном центре, где руководит отделом по работе с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию. Свою работу она считает призванием, а главной наградой — благодарность людей, которым смогла помочь.
«Каждое утро мы с коллегами собираемся и обговариваем, чем занимаемся сегодня: к кому из подопечных едем и как будем помогать семье преодолевать кризис. Выезжаем все вместе или мои специалисты едут сами — зависит от ситуации. Например, нам нужно навестить семью, в которой детей изъяли и они находятся в социальном центре в группе круглосуточного пребывания, а родители-алкоголики ушли в запой. Приезжаем и объясняем, что если они не справятся с зависимостью, их ждёт лишение родительских прав. Разговариваем с родителями, которые допускают жестокое обращение с детьми. Поясняем им, какие могут быть последствия, подключаем к работе с ребёнком психолога и педагога».
Ольга Ключаровасоциальный педагог ОГКУ «Семейный многофункциональный центр помощи семье и детям СЛАД»
По словам эксперта, главные качества для социального работника — доброта, отзывчивость и терпение. Кроме того, для специалиста важно быть:
- коммуникабельным, чтобы находить общий язык с разными людьми, слушать и поддерживать;
- стрессоустойчивым, чтобы сохранять спокойствие в сложных ситуациях.
- организованным, чтобы планировать свою работу;
- решительным, чтобы принимать ответственные решения в интересах подопечных.
Чтобы помочь подопечным, важно взаимодействие между различными ведомствами. По словам Ольги Ключаровой, командой работать проще и эффективнее: в поддержку семьи включаются соцработники, специалисты отделов опеки и образования, комиссии по делам несовершеннолетних. В результате совместной деятельности удаётся справиться даже с самыми тяжёлыми случаями. Например, когда у родителей-алкоголиков дети остались практически брошенными. Но когда с этой семьёй комплексно работают разные службы, добиться положительного результата легче.
За каждой неблагополучной семьей, которая оказывается на учёте отдела опеки, соцработники наблюдают три месяца, а затем решают, что делать дальше. Если в семье ситуация меняется к лучшему, её снимают с учёта, если нет — специалисты продолжают с семьёй работать.
«В каждом конкретном случае смотрим, чем ещё можно помочь семье, чтобы вывести её из кризиса и вернуть к нормальному образу жизни и родителей, и детей», — поясняет эксперт.
Ольга рассказывает, что в её работе бывают хэппи-энды, когда удаётся вернуть к нормальной жизни неблагополучные семьи.
«Порой кажется, что уже ничего не поможет и придётся выходить с иском на лишение родительских прав, либо на их ограничение. Но благодаря слаженной работе соцработников, педагогов и психологов родители осознают, что из-за неправильного образа жизни они потеряют своих детей, которые им очень дороги. И родители начинают менять жизнь: находят работу, преодолевают зависимость, налаживают отношения с детьми. У нас был случай, когда женщину лишили родительских прав и детей по решению суда забрали из семьи. Но потом мама взялась за ум: пролечилась в наркологическом диспансере, устроилась на работу, создала все условия для детей и через суд восстановилась в родительских правах. Мы помогали ей на этом пути и возвращение детей было нашей общей победой».
Ольга Ключаровасоциальный педагог ОГКУ «Семейный многофункциональный центр помощи семье и детям СЛАД»
Но бывает и по-другому. Несмотря на все усилия соцработникам не удаётся «спасти» подопечных. Иногда специалисты полгода работают с кризисной семьёй, но кто-то из родителей срывается и уходит в запой. В таких ситуациях приходится начинать всё сначала или принимать жёсткие меры — например, лишать мать или отца родительских прав.
На кого учиться, чтобы работать с детьми
Как стать соцработником
- Окончить вуз или колледж по направлению «Социальная работа».
- На базе любого высшего или среднего специального образования пройти профессиональную переподготовку.
Специализация соцработника зависит от того, в какой сфере он трудится: в учреждениях здравоохранения он работает с инвалидами, в реабилитационном центре — с людьми с различными зависимостями, а в детских домах — с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
За время работы специалист может вырасти от рядового сотрудника до руководителя службы или учреждения.
Карьерный путь соцработника может выглядеть так:
- Помощник или стажёр — он учится у опытных коллег, получает первые навыки.
- Социальный работник, или куратор — самостоятельно работает с подопечными.
- Сотрудник с узкой специализацией — выбирает для себя узкий профиль и развивается в нём. Например, работает только с детьми или пожилыми людьми.
- Старший соцработник — руководит командой или проектами, организует работу.
- Начальник отдела — управляет подразделением, отвечает за сотрудничество с другими организациями.
- Директор соцучреждения — руководит центром, управляет персоналом и бюджетом.
«Знаю случаи, когда люди начинали специалистами по социальной работе — без высшего образования и опыта. Но со временем дорастали до социальных педагогов, руководителей службы и даже заместителей и директоров учреждений».
Ольга Ключаровасоциальный педагог ОГКУ «Семейный многофункциональный центр помощи семье и детям СЛАД»
Помимо вертикальной, соцработники могут строить и горизонтальную карьеру: в рамках своей специальности расширять и углублять профессиональные компетенции, чтобы стать экспертом в своём деле.
Плюсы в том, чтобы быть социальным работником:
- Помощь обществу — специалист осознаёт, что может изменить жизнь людей к лучшему.
- Разнообразие — к каждому подопечному нужно найти подход, рутины в работе почти нет.
- Развитие навыков — нужно постоянно развивать свои профессиональные компетенции, чтобы оказывать качественную помощь.
- Радость от результатов — соцработник видит, как его помощь делает людей счастливее.
Минусы тоже есть:
- Эмоциональное выгорание — к нему приводит стресс и усталость, которые накапливаются за годы работы.
- Невысокие зарплаты — начинающим специалистам платят немного
- Тяжёлые случаи — соцработникам приходится сталкиваться с непростыми ситуациями, которые сложно воспринимать спокойно.
- Бюрократия — иногда на специалиста ложится много бумажной работы и согласований с госорганами.
Сколько зарабатывают соцработники
Зарплата специалистов зависит от разных факторов: региона, типа квалификации, опыта сотрудника, степени сложности и объёма обязанностей. В среднем по стране в 2025 году соцработники зарабатывают 53 000 рублей — такие данные приводит сервис Dreamjob.ru.
В Москве и Санкт-Петербурге сотрудникам соцслужб платят от 60 тысяч рублей, в регионах — от 35 тысяч.
Сотрудники, которые только начинают карьеру, зарабатывают от 20–35 тысяч рублей ежемесячно. Специалисты с опытом и квалификацией могут рассчитывать на зарплату от 35 до 60 тысяч рублей и даже более.
Аналитики выяснили, специалисты каких профессий перерабатывают больше всех
Главное о профессии соцработник
- Праздник специалисты отмечают всего 25 лет, но профессия появилась более 300 лет назад, когда по указу Петра I в России были созданы первые богадельни для больных и пожилых людей.
- В обязанности соцработника входит помогать людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации. Это могут быть одинокие пенсионеры, дети сироты, инвалиды, люди, пострадавшие от насилия или катастрофы.
- Чтобы работать в системе социальной помощи, нужно получить профильное среднее специальное или высшее образование. Стать соцработником можно и после окончание курсов профессиональной переподготовки.
- Плюсами работы являются возможность помогать людям и получать от них благодарность. В числе минусов — риск эмоционального выгорания и невысокая зарплата, особенно у начинающих специалистов.
- Социальный работник может расти в профессии вертикально или горизонтально. У него есть возможность пройти путь от рядового сотрудника до руководителя отдела или социальной службы, либо развивать свои компетенции и становиться экспертом в своей сфере.