Им есть дело до мигрантов: бывший сотрудник ФМС — о своей работе
Каждый год 14 июня работники миграционной службы России отмечают профессиональный праздник. Как в 1990-е удалось добиться свободного передвижения для россиян, почему стране нужна десятилетняя стратегия миграционной политики и на что жалуются трудовые мигранты, «Рамблеру» рассказал Владимир Волох, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член Общественного совета при МВД России, а также бывший статс-секретарь, замруководителя ФМС, который проработал в ведомстве 23 года.
Как появился День работника миграционной службы
Праздник появился в календаре официальных дат относительно недавно — в 2007 году. Соответствующий указ о его создании подписал президент Владимир Путин.
В советское время паспортно-визовым и миграционным учётом занималось МВД. В 1992 году при Министерстве труда и занятости населения была создана Федеральная миграционная служба (ФМС). Позже она также стала заниматься паспортно-визовым контролем. В 2004 году ведомство вошло в состав МВД РФ. Однако в 2012 году по инициативе тогдашнего главы ФМС Константина Ромодановского служба была выведена из-под юрисдикции полиции и стала самостоятельной структурой.
В 2016 году ФМС упразднили, а её функции вновь передали МВД. Подразделение называлось Главное управление по вопросам миграции МВД РФ. В апреле 2025 года ГУВМ перестало существовать, а его полномочия передали новому подразделению полиции — Службе по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД.
Из министерства — в ФМС
Владимир Волох пришёл работать в миграционную службу в 1990-е годы, когда ведомство заново формировалось после распада СССР. До этого он работал в комиссии при правительстве, которая рассматривала заявления граждан в связи с отказами в выезде за рубеж. Силовики далеко не всегда готовы были выпустить россиян за границу и часто отказывали, например, если человек работал сторожем или дворником на режимном предприятии. Он не имел доступа к тайнам, но при этом лишался права на выезд за рубеж на десять лет. Правительственная комиссия, в которой состоял Владимир Александрович, принимала окончательное решение по поводу выпуска человека из страны и старалась давать свободу передвижения.
Затем Волох работал в Министерстве труда и занятости населения СССР, из которого и отпочковалась ФМС. В министерстве он занимался вопросами, связанными с перераспределением трудовых ресурсов. В 1990-е годы, после распада Союза, многие соотечественники оказались за рубежом: кто-то захотел вернуться домой, а кто-то решил остаться. Проблемы возникали и у тех и у других, поэтому решено было создать структуру, которая помогала бы решать такие ситуации.
Только в порядке вынужденной миграции из бывших союзных республик в страну вернулось несколько миллионов россиян. А ещё в страну потекли потоки мигрантов — трудовых, туристических, медицинских и так далее, проблемами которых тоже нужно было заниматься. Кроме того, нужно было помогать нашим гражданам в трудоустройстве за рубежом. Поэтому и решено было создать Федеральную миграционную службу.
«Я одним из первых оказался в новой структуре и занял пост замначальника ФМС. То есть я стоял у истоков формирования новой миграционной политики и нового ведомства, которое должно было её реализовывать. К тому же мы дали людям возможность беспрепятственно выезжать из страны, чего раньше просто не было. Это сегодня возможность поехать в любую точку мира воспринимается как данность, а когда-то такие вещи согласовывались госорганами», — вспоминает Владимир Александрович.
По словам Владимира Волоха, миграционная политика является частью внутренней и внешней политики в любом государстве. За счёт того, как функционирует миграционная служба, можно регулировать международные отношения и стимулировать социально-экономическое развитие страны.
Самый простой пример — государства Центрально-Азиатского региона: Узбекистан, Туркменистан, Киргизия, Таджикистан и др. Проблемы с рабочими местами могут вызвать недовольство властями, поэтому нужно дать возможность людям зарабатывать вне страны. А потом мигранты отправят заработанные деньги на родину, где их потратят родные, и деньги осядут в местной экономике. Поэтому мигранты едут в Россию, где тоже есть проблемы с кадрами. Нам выгодно закрывать трудовые потребности, параллельно получая геополитические выгоды.
Допускать трудовые ресурсы на рынок регионов может не только правительство РФ, но и власти регионов. Сегодня в ряде субъектов федерации ограничены сферы, в которых могут трудиться мигранты. Например, в Томской области введён запрет на привлечение зарубежной рабочей силы для перевозки людей в общественном транспорте и такси, для работы в общепите и гостиничном бизнесе и не только. По словам Владимира Александровича, не всегда такие решения глубоко продуманы на перспективу.
«Это больше похоже на влияние сиюминутного порыва. Да, возможно, были проблемы, может, не было чёткого управления этими процессами, в каких-то сферах был перебор с привлечением иностранцев. Но нас часто бросает из одной крайности в другую. Вероятно, когда руководители регионов почувствуют дефицит работников, они будут вынуждены отменить свои решения. Вообще, при их принятии нужен грамотный экономический расчёт — кого и где не хватает конкретно, — но обычно этот пункт отсутствует», — считает собеседник.
Нынешняя концепция миграционной политики была утверждена на период с 2019 по 2025 год. Она определяет основные цели, задачи и направления деятельности государства в сфере миграции. Вскоре будет утверждён новый документ, потому что произошло много изменений: СВО, новые территории, перемены в геополитике. Всё это переориентирует миграционную политику на новые подходы к трудовым ресурсам. Владимир Волох убеждён, что нужно принимать не концепцию, а стратегию на десятилетний период.
«Нужна именно стратегия государственной миграционной политики, в которой необходимо учесть все произошедшие изменения. Нужно чётко определить цели и задачи, зачем и почему мы будем стимулировать приезд иностранцев и работу наших граждан за границей. Будем мы стимулировать изучение за рубежом русского языка или не будем и так далее. В соответствии с этими целями надо определить и поставить конкретные задачи перед органами управления нашей страны, перед международным сообществом. И далее уже можно определять направления, важные для нашей экономики. Прорабатывать вопросы привлечения иностранной рабочей силы. А также в стратегии необходимо прописать права граждан — наших и иностранных. Об этом сейчас стали меньше говорить, однако люди на это жалуются».
Владимир Волохчлен Совета при президенте по межнациональным отношениям, профессор Государственного университета управления
По словам собеседника, за 2024 год через цифровые сервисы на сайте МВД мигранты написали около 200 обращений с жалобами или предложениями по усовершенствованию работы миграционной службы. Чаще всего люди обращали внимание на вопросы, связанные с организацией адаптации в новом для них обществе. Здесь имеется в виду первичная социализация иностранных граждан в российском государстве: знание элементарных фраз для общения и жизни, норм поведения, этики, законов, культурных ценностей, традиций, обычаев.
Следующий этап — это интеграция, более глубокое погружение мигрантов в жизнь в России: получение гражданства, вида на жительство, участие в рынке труда, обучении, политической жизни и т. д.
«Я думаю, этап первичной адаптации мы реализуем не в полной мере. Как правило, приезжая в нашу страну, иностранец остаётся сам по себе, поэтому зачастую мы видим с их стороны административные правонарушения. Кстати, отмечу, что иностранцы и лица без гражданства ежегодно совершают не более 2% по отдельным видам преступлений и не более 4% — от общего числа раскрытых преступлений. В основном это не уголовные преступления, а административные правонарушения», — говорит Волох.
Как стать работником миграционной службы
Подразделение по вопросам миграции реализует государственную политику в сфере миграции: следит за перемещением граждан между Россией и другими государствами, занимается вопросами гражданства и регистрации, выдаёт и заменяет паспорта, работает с мигрантами, пресекает незаконную миграцию и т. д.
Работника миграционной службы сегодня называют инспектором по миграции или миграционным специалистом. Он занимается вопросами миграционного учёта, оформления документов и контроля за соблюдением миграционного законодательства.
Чтобы стать инспектором по миграции, нужно:
- Получить соответствующее образование. Для работы в сфере миграционного учёта подходят направления «юриспруденция», «государственное и муниципальное управление», «управление персоналом», «международные отношения».
- Пройти профессиональную переподготовку. Это можно сделать в вузе или учебном центре дополнительного профессионального образования.
- Поступить на государственную гражданскую службу. Для этого нужно пройти конкурс, заполнить анкету, предоставить документы, подтверждающие образование, стаж работы и квалификацию, а также сведения о доходах и имуществе. Подробнее об условиях можно прочитать здесь.
Сколько получают миграционные специалисты
Зарплата миграционных специалистов в МВД, как и в других организациях, зависит от опыта, образования, региона, организации и конкретной должности. Так, специалист по миграционной политике может работать:
- в полиции;
- на вокзалах и в аэропортах, где проверяет паспорта, визы и другие документы, необходимые для въезда/выезда из страны, у пассажиров;
- есть вакансии миграционных сотрудников в компаниях для ведения работы с иностранной рабочей силой.
По данным сервиса JobFilter, в среднем миграционный инспектор получает 51 147 рублей. В частных компаниях зарплаты таких специалистов ощутимо выше.
Главное о работе миграционных специалистов
- Миграционный специалист занимается вопросами миграционного учёта, оформления документов и контроля за соблюдением миграционного законодательства. В широком смысле — реализует миграционную политику государства.
- Зарплата такого специалиста зависит от многих факторов: опыта работы, квалификации, региона и типа организации. Средняя зарплата на момент выхода статьи составляла чуть больше 51 000 рублей.
- Миграционная служба неоднократно меняла статус и названия. С апреля 2025 года она называется Служба по вопросам гражданства и регистрации иностранных граждан МВД.
- Чтобы стать инспектором по миграции, нужно либо получить соответствующее образование, либо пройти профессиональную переподготовку, либо поступить на государственную гражданскую службу и пройти конкурс.
Секретные документы, гаснущие тексты и разорванные листы: архивист — о своей работе