Как войти в айти: опытный IT-специалист развеял мифы об образовании

IT-сфера стремительно развивается, а вместе с этим растёт и спрос на качественное образование в этой области. По данным SuperJob, самое популярное направление среди абитуриентов вузов в 2025 году — информационные технологии. Однако вокруг обучения программированию, аналитике и другим цифровым профессиям сложилось множество заблуждений.

Как войти в айти: опытный IT-специалист развеял мифы об образовании
© alvarez/iStock.com

Александр Сычёв, партнёр Лиги Цифровой Экономики, за 20 лет в IT-сфере успел поработать со специалистами разного уровня подготовки и профессиональных компетенций. Для «Рамблера» он развеял самые распространённые мифы об IT-образовании и рассказал, что на самом деле нужно для входа в профессию и построения успешной карьеры.

Миф 1. Стажировка нужна для галочки

Многие начинающие IT-специалисты уверены, что стажировка в компании — это просто плюс к резюме или способ работодателя сэкономить на зарплате. Они считают подобный формат бесполезным и стремятся устроиться на полноценную работу, говорит Александр Сычёв. Однако такой план действий не всегда работает.

«Стажировка — единственный способ попасть в рабочую среду, не имея реального опыта. Ни один курс или университет не способен дать такого понимания процессов, как работа в команде над реальным проектом», — говорит Александр Сычёв.

К тому же стажировка — один из способов привлечения начинающих специалистов, или джунов. Нередки случаи, когда IT-компании делают им офферы на постоянную работу, так как те уже познакомились со спецификой работы и успешно влились в процессы.

«Отсюда вывод, что стажировка — это не формальность, а эффективный старт в IT, шанс получить реальный практический опыт, погрузиться в индустрию с возможностью трудоустройства. Чтобы стажировка не была для галочки, важно внимательно подойти к выбору программы: оценить потенциальную возможность трудоустройства, расставить личные приоритеты и понять, насколько программа соответствует уровню подготовки соискателя», — отмечает эксперт.

Законны ли неопла­чиваемые стажи­ровки: отвечает юрист

Миф 2. Онлайн-курсы не работают

Есть мнение, что онлайн-курсы — неэффективный способ освоить IT-профессию. По словам Сычёва, рынок и правда столкнулся с проблемой: многие выпускники таких программ обладают лишь поверхностными знаниями.

«Главная проблема кроется не в самом формате онлайн-обучения, а в его качестве — многие программы не могут подготовить высококвалифицированных специалистов, в которых нуждается рынок», — объясняет собеседник.

Курсы часто не успевают за трендами, например учат устаревшим фреймворкам или игнорируют AI-инструменты. К тому же они гарантируют высокие результаты за короткое время, что сложно назвать реалистичным.

Однако современные образовательные платформы могут быть иными. Онлайн-курсы, разработанные холдингами и профильными организациями, предлагают комплексные программы с пошаговым освоением материала и дают базовые навыки новичкам за короткий срок — 6–12 месяцев. Также они учат решать конкретные задачи, что даёт представление о будущей профессии, и помогают с поисками стажировки, чтобы применить полученные знания уже на реальных проектах.

«Не стоит доверять онлайн-курсам, которые гарантируют огромный заработок и обучение профессиональным навыкам в короткие сроки. Это не волшебная таблетка, а только инструмент, который даёт качественную базовую подготовку. Курсы могут эффективно работать в тандеме с дальнейшими стажировками, помогая закрепить знания на практике и плавно войти в индустрию, но это долгий процесс, требующий немалых усилий», — подчёркивает Александр.

Миф 3. Образования в вузе достаточно, чтобы стать востребованным IT-специалистом

Многие до сих пор убеждены, что престижный диплом по IT-направлению может гарантировать человеку востребованность на рынке труда на многие годы вперёд. Но технологии стремительно меняются: языки программирования обновляются, подходы к разработке эволюционируют. По данным исследования соцсети «Сетка» и hh.ru, почти половина айтишников испытывают сомнения в своих профессиональных навыках. Чтобы не мучиться синдромом самозванца, важно регулярно актуализировать знания и повышать квалификацию.

«В вузах идёт медленное обновление программ, ощущается нехватка практики и оторванность от реальной индустрии. Особенность высшего IT-образования — в излишней теоретизированности. При этом работодатели смотрят не на оценки в дипломе, а на конкретные умения: знание современных технологических стеков, опыт работы с реальными проектами и способность быстро осваивать новые инструменты. Именно здесь на помощь придут дополнительное образование и стажировки», — говорит Сычёв.

Ещё одна из распространённых форм обучения для IT-специалистов — корпоративные университеты. Программы обучения в них заточены под конкретные технологии, которые использует работодатель на проектах. Поэтому такой формат повышения квалификации эффективнее обычных курсов.

Основными показателями эффективности являются:

  • охват обучения целевой аудитории и количество обученных;
  • качество и удовлетворённость программами;
  • реализация проектов, направленных на построение карьеры в организации.

Таким образом, образование в вузе даёт важную теоретическую базу и учит мыслить системно, однако в сфере IT нельзя «закончить учиться». Важно повышать квалификацию и прокачивать навыки с помощью стажировок в компаниях и дополнительного образования, чтобы трансформировать знания в практический опыт. Диплом может стать хорошим стартом, но точно не гарантией успешной карьеры в IT, отмечает представитель Лиги цифровой экономики.

Айтишники смогут подтвердить компетенции на «Госуслугах»: эксперты дали оценку нововведению

Миф 4. Айтишникам не нужны soft skills

Исследование Московского международного салона образования и компании TheHRD.ru показало, что 76% работодателей готовы рассмотреть кандидата с развитыми коммуникативными навыками, даже если его профессиональные умения уступают требуемому уровню.

Действительно, есть мнение, что добиться успеха в IT-сфере можно только с помощью профессиональных технических навыков. Реальность же показывает, что даже самый талантливый разработчик, не умеющий ясно излагать свои мысли и презентовать идеи, быстро упрётся в «потолок» карьеры.

«Современные IT-команды работают в гибкой среде, где критически важны коммуникация в команде, эмпатия и управление процессами. Без этих навыков невозможно ни согласовать требования с заказчиками, ни объяснить решения команде, ни выстроить работу с менеджером. Более того, в условиях быстро меняющегося мира важно уметь адаптироваться и проявлять гибкость — soft skills всё ещё остаются одним из главных преимуществ специалистов перед цифровыми разработками и прогрессивным ИИ».

Александр Сычёв
Александр Сычёвпартнёр Лиги Цифровой Экономики

Сегодня быть IT-специалистом означает не только разбираться в технологиях, но и уметь договариваться, организовывать команду и решать как технические, так и «человеческие» задачи. Именно поэтому важно прокачивать не только профессиональные навыки, но и способность вести эффективную коммуникацию.

Soft skills: что это и как их показать работодателю

Миф 5. IT — это коды

Ещё один популярный миф заключается в том, что всё IT-образование сводится к написанию кодов, разработке приложений и программ.

На деле же IT-сфера включает разные направления, где далеко не всем нужно разбираться в алгоритмах или знать несколько языков программирования. Например:

  • дизайн и UX/UI — создание интерфейсов, прототипирование, работа с графикой (Figma, Adobe XD);
  • техническая поддержка и DevOps — администрирование, настройка серверов, CI/CD;
  • менеджмент — продакт-менеджеры, проджект-менеджеры, Scrum-мастера.

Сегодня в IT появляются новые профессии, пользующиеся спросом на рынке. К ним можно отнести:

  • специалистов по искусственному интеллекту (AI/ML) — потребность в них возникла из-за развития генеративного ИИ (например, ChatGPT, Midjourney), а также роста спроса на прогнозную аналитику и персонализацию сервисов;
  • инженеров данных и аналитики — сегодня компании накапливают большие объёмы данных (Big Data), требующих структурирования и анализа, поэтому такие эксперты востребованы на рынке;
  • экспертов по кибербезопасности — спрос на них вырос в связи с увеличением числа кибератак.

Иными словами, IT-сфера — это огромная экосистема, состоящая из самых разных профессий. В ней есть место не только программированию, но и множеству других направлений, главное — найти своё и активно развиваться в нём.

Стали известны вузы, выпускники которых больше всех зарабатывают в сфере IT: зарплаты вас удивят

Главное

  1. Не игнорируйте стажировки: они помогают попасть в реальную рабочую среду и получить опыт создания продукта в команде, который потом очень пригодится при трудоустройстве.
  2. Тщательно выбирайте онлайн-обучение. Многие образовательные платформы грешат тем, что не успевают обновлять материал под нужды меняющегося рынка. Стоит обращать внимание на курсы, разработанные холдингами и профильными организациями.
  3. Диплом по IT-направлению даже от самого престижного вуза не гарантирует долгосрочную востребованность на рынке труда. К тому же образование отстаёт от реального развития технологий, и без регулярного повышения квалификации работодатели будут сомневаться в ваших компетенциях.
  4. Профессиональные технические навыки не панацея. Работодатели ищут айтишников с развитыми софт-скилами, чтобы такие специалисты могли работать с заказчиками и в команде.
  5. IT-профессия — это не только про написание кодов. Сегодня такие специалисты работают с большими данными и аналитикой, нейросетями, кибербезопасностью, айтишник может заниматься графикой, настройкой серверов или быть продакт-менеджером.

UX/UI-дизайнер дал советы, как успешно пройти собеседование