Восстановить нельзя выбросить: реставратор рассказал о секретах работы

Специалистов, которые восстанавливают изначальный облик материальных объектов, будь то предметы интерьера, мебель или резные наличники, называют реставраторами. 1 июля они отмечают свой профессиональный праздник — День реставратора. С чем приходится иметь дело в работе, как обманывают конкуренты, почему сушка дерева занимает десять дней, как воском можно идеально воссоздать двери и что мастер нашёл внутри старинного французского стула, «Рамблеру» рассказал реставратор Алексей Попов.

Восстановить нельзя выбросить: реставратор рассказал о секретах работы
© Фото Виктории Хадкевич

Как появился День реставратора

Дата выбрана не случайно, а в память о событии. 1 июля 1945 года для восстановления памятников архитектуры, пострадавших от обстрелов во время Великой Отечественной войны, была создана Ленинградская архитектурно-реставрационная мастерская, положившая начало советской школе реставрации.

Праздник учреждён Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры в 2006 году. Среди реставраторов — мастера, которые восстанавливают старинные и современные предметы, мебель, картины, антиквариат, архивные документы, музейные ценности, здания.

Как становятся реставраторами

Алексей Попов занимается реставрацией с 2007 года. Его профессиональный путь начался далеко не с реставрационных мастерских. Отец его школьного друга занимался резьбой по дереву, вход в его мастерскую был всегда открыт, поэтому ребята приходили и резали по дереву из интереса. Потом друг решил поступать в училище, и Алексей пошёл за компанию. Вот только вступительные он сдал, а друг нет.

Три года в училище Алексей не просто учил теорию, но и в настоящей столярной мастерской учился работать на станках, осваивал инструменты. Практические навыки помогли ученикам сдать выпускной экзамен. Он не был простым: нужно было изготовить сложный по конструкции и резьбе шестиметровый шкаф. После этого парням сразу дали четвёртый разряд и отпустили во взрослую жизнь.

После армии Алексей пошёл работать в столярный цех, где занимались интерьерной продукцией: мебелью, окнами, дверями, лестницами и другими декоративными элементами. Там парню довелось поработать с опытным мастером, у которого он многому научился.

«Наше первое знакомство было забавным. Он спросил: ну что, студенты, на чём умеете работать? Я говорю: на всём. Он: и на токарном станке? Я: да. А потом понял, что сморозил глупость: перепутал токарный станок с фуговальным. Чтобы я научился работать на токарном станке, он поручил мне делать на заказ точёные ножки для стульев: 160 ножек для 40 стульев. После этого я мог их делать с закрытыми глазами».

Алексей Попов
Алексей Поповреставратор
© Фото из личного архива героя

Про обман конкурентов и проколы в работе

В 2000-х Алексей решил поработать на себя и снял небольшой цех. В новой роли он не только набрался нового опыта, но и столкнулся с обманом конкурентов.

«Я сделал на заказ фирме несколько ящиков для кернов — цилиндрических образцов горной породы, которые извлекают из скважины при бурении. К ним крепил крепкие армейские замки, которых в городе было не найти. Ненароком рассказал знакомому о том, где приобрести такие. После этого заказ сорвался: оказалось, он пошёл в магазин, который я ему посоветовал, всё скупил и сделал компании такие же ящики, только дешевле», — рассказывает Алексей.

Через время его с напарниками позвал к себе в большой цех местный бизнесмен. У него было современное оборудование и даже своя аэродинамическая сушилка для древесины. Алексей закупал пиломатериал, сушил его, а затем изготавливал предметы на заказ. Здесь он тоже многое освоил, что пригодится в будущей работе реставратора, но спустя несколько месяцев решил уйти. Сменивший его сотрудник оказался не таким профессионалом, как говорил о себе. Он не умел работать с сушилкой для древесины и загубил большую партию леса.

«Сушилка — это не так, что положил лес, нажал кнопку и забыл. Сушка длится десять дней, и всё это время её нужно открывать, проветривать, пар скускать, следить за влажностью древесины. Если нарушить технологию, она в итоге из белой станет синей или зелёной. Так и получилось», — вспоминает Попов.

Как вышло, что замужних больше, чем женатых: статистик поделилась секретами профессии

Из столярки — в реставрацию

С реставрацией Алексей столкнулся позже, когда устроился работать в «Томскреставрацию». Мастера занимались восстановлением объектов культурного наследия, и попасть в компанию было непросто — здесь работали настоящие профессионалы.

«Чтобы зарекомендовать себя в таком коллективе, нужно было постараться. Я к тому времени уже много чего умел, мог показать хороший результат, поэтому быстро стал своим», — делится собеседник.

Алексею отдали заброшенную мастерскую, из которой он сделал второй цех, поставил инструменты, ранее вышедшие из строя, — знаний и опыта хватило, чтобы не только починить приборы, но и усовершенствовать их для работы. Для обработки тысячи квадратных метров деревянной фальцовки — обшивочной доски — для двухэтажного деревянного дома Алексей внёс свои штрихи в работу станка. В результате весь материал был быстро и точно обработан.

© Фото из личного архива героя

Мастер по сложным задачам

Когда у предприятия настали непростые времена, сотрудникам пришлось уйти. Алексей теперь работает в Томском государственном архитектурно-строительном университете (ТГАСУ). Здесь же он параллельно получал высшее образование. Реставрация стала неотъемлемой частью жизни мастера — он берёт в работу самые сложные заказы и не боится ни дерева, ни металла, ни ткани.

По словам собеседника, его всегда вызывают на сложные задачи, чтобы он дал дельную консультацию или лично поучаствовал в ремонте. Одной из таких задач была реставрация старинных металлических люстр в главном корпусе университета. На всю работу у мастера ушло около двух месяцев. В сложной работе с металлом ему помогли опыт в «Томскреставрации» и знакомство с тамошними литейщиками. Люстры висят уже девять лет, и они ничуть не потеряли прежний вид.

Также Алексею довелось реставрировать в ТГАСУ множество старинных деревянных дверей и стульев.

«Каждый стул нужно было полностью разобрать, зачистить, склеить, покрасить, перетянуть, а всего их было штук 160. Сейчас на них сидят студенты и преподаватели. Эти стулья лучше, чем металлические, которые пачками покупают, а потом выбрасывают, потому что у них тонкие трубки, их варить бесполезно», — поясняет мастер.

Заказы к реставратору поступают не только от университета. Однажды к нему обратился заказчик, который ставил двери в своей квартире. Человек он был состоятельный, двери были итальянские, дорогие, с мелкими прожилками разного цвета. Одну из дверей уронили и откололи большой кусок. Нужно было восстановить.

«Отколовшуюся часть я вклеил так, что были незаметны края. Долго подбирал нужный тон под цвет двери: он то светлее окажется, то темнее. Поверху пришлось долго и тщательно рисовать тонкой кисточкой разными красками цветные прожилки. Заказчику понравилось, скола будто не бывало», — рассказывает реставратор.

Кто-то приносит Алексею вещи, не имеющие особой ценности, но памятные для заказчика: мужчина принёс стул, который сломали на его свадьбе во время конкурса. Попадаются и раритетные вещи: круглый стол как память о бабушке.

Алексей брался за более щепетильные заказы, где отреставрировать нужно не объект целиком, а его небольшую часть, например место скола на мебели. Здесь в ход идёт цветной воск.

«Пошорканные или поцарапанные животными деревянные двери необязательно менять. Достаточно обработать их специальным воском и другими материалами в тон. Менять двери дорого, а бутылочка с составом стоит сто рублей. Я продаю людям не только своё мастерство, но и знания. В следующий раз они будут знать, что делать в такой ситуации», — говорит собеседник.

Секретные документы, гаснущие тексты и разорванные листы: архивист — о своей работе

Восстановление деревянного зодчества

Отдельное направление в деятельности Алексея Попова — восстановление деревянных зданий, которыми славится Томск. Мастер делает это в составе волонтёрского движения «Том Сойер Фест», которое ежегодно реставрирует облик старинных деревянных домов.

В составе «ТСФ» он восстановил не один наличник. Это не очень сложно, если часть резьбы утрачена, но на основании наличника сохранились отпечатки. По ним можно воссоздать декор. Если же отпечатков нет или отсутствует часть наличника, нужно изучать оставшиеся наличники на всём доме, искать фотографии декора или изучать архивы.

«Над каждым наличником приходится думать. Был у меня в работе наличник от игорного дома, весь в сердечках, крестиках и пиках. Сердечки разного запила — сверху большие, снизу маленькие. Если крутить одним сверлом, они должны быть одинаковыми, но такая задумка мастера. А при реставрации важно перенести всё на лекала в том же виде, как было», — объясняет Попов.
© Фото из личного архива героя

Плюсы и минусы работы реставратором

Нестандартная работа, нетривиальные заказы, новые подходы и вызовы — то, что нравится Алексею Попову в его работе. Есть у неё и другие плюсы:

  • работа с инструментами и деталями развивает мелкую моторику, а это сохраняет бодрость ума;
  • вселяет спокойствие, даёт мир душе;
  • приятен процесс и радует результат;
  • появляются новые знакомые, общение радует.

Среди рисков и трудностей — опасность травмы при работе с инструментами. Вопреки стереотипу о рисках для новичков, Алексей утверждает, что травмируются опытные специалисты. Чувствуют своё мастерство и начинают расслабляться. Поэтому техника безопасности — база. Ещё реставратору приходится работать с вредными для здоровья клеем и химическими растворами. А пыль попадает в лёгкие, даже если работать в респираторе. Вредит здоровью и шум от старых станков, которые стоят в мастерских.

«Воняет до слёз»: химик рассказал о своей работе, зарплате и несмертельном химическом оружии

Косяки столетней давности

Алексей Попов убеждён: отдавать можно только качественные заказы. Не уверен в своём мастерстве — не берись. Но если взялся, доведи до ума. В пример собеседник приводит заказ на реставрацию, который взял недавно. Это старинные деревянные французские стулья.

«Заказ казался несложным, пока я не вскрыл сиденье и не увидел, что внутри не фанера, а железо. Причём прибито оно гвоздями, а сам стул собран криво, не по технологии. Теперь мне эти косяки столетней давности переделывать», — делится мастер.

Советы и лайфхаки от мастера

  • Если вы хотите отреставрировать внешний вид деревянного изделия, будь то стул или комод, перед началом работ его нужно помыть. Делается это с помощью воды с мылом или жидкостью для мытья посуды. За десятилетия мебель загрязнилась. После этого нужно протереть изделие и дать ему высохнуть. Только после этого можно понять, в каком состоянии внешний вид мебели и насколько у него испорчено покрытие.
  • Если хочется обновить цвет изделия, можно сделать это с помощью водной морилки. Только сначала нужно подобрать её под цвет мебели. Для этого можно взять с собой элемент изделия или сфотографировать его заранее. В магазине морилку нужно взболтать, и по мере стекания вещества можно понять, подходит ли она по цвету вашему изделию. Если мебель светлая, мастер рекомендует взять морилку потемнее, потому что при высыхании она светлеет.
  • Если мебель пошоркана, можно взять паролон и водную морилку и протереть ею дерево. После сушки дефекты станут незаметны.
  • Если изделие свежее и в дереве остались глубокие вмятины, намочите водой место повреждения древесины. Она впитает жидкость и «отдаст» часть древесины наружу. Так можно повторить 3-4 раза. После этого нужно взять воск в тон изделия, край приплавить зажигалкой и накапать воск в углубление. Затем нужно взять х/б ткань, обмотать палец и понемногу растереть воск, чтобы поверхность стала ровной. После этого лёгкими движениями можно отполировать её.
  • Если не знаете, какое покрытие было у мебели, никогда не обрабатывайте её нитролаками и нитрокрасками. Иначе испортите мебель.
  • Если на мебели откололся шпон, нужно взять шприц и наполнить его клеем, после чего снять иглу, вставить шприц пош край шпона и загнать туда клей. Затем кладём сверху пакет, на него тряпку, включаем утюг и начинаем гладить материал. Под действием температуры клей быстро запечётся.

Как стать реставратором

Реставратор должен иметь высшее или среднее профессиональное образование. Но этого мало — нужна практика. А если есть желание работать с музейными коллекциями, может потребоваться прохождение аттестации.

Например, на реставраторов учат:

  • в Российскомй государственном художественно-промышленном университете имени С. Г. Строганова;
  • в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете;
  • в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина;
  • в Томском государственном архитектурно-строительном университете;
  • в Московском институте искусства реставрации.

В этих учреждениях можно научиться реставрации по металлу, камню, керамике, дереву, скульптуре, живописи, художественному текстилю, архитектурному наследию.

Сколько зарабатывают реставраторы

Зарплата специалиста зависит от стажа, квалификации, умения работать с разными материалами, от региона проживания и формата работы — в найме или на себя. По данным портала «ГородРабот.ру», по России средняя зарплата реставратора в мае составляла 91 060 рублей.

© hh.ru
© hh.ru
© hh.ru

Главное о работе реставратора

  1. Реставраторы — это специалисты, которые восстанавливают изначальный облик материальных объектов, будь то предметы интерьера, мебель или исторические ценности.
  2. Чтобы стать реставратором, нужно получить высшее или среднее профессиональное образование, а для работы с музейными экспонатами — пройти аттестацию.
  3. Для реставратора важна практика: чем её больше, тем лучше мастер сделает свою работу.
  4. Работа реставратора требует высокой квалификации, знания техник и материалов, понимания ценности и значимости объектов культурного наследия.
  5. Минусы работы — громкий шум, испарения от химических веществ, пыль, риск получить травму. Плюсы — личный вклад в сохранение культурного наследия, творческая реализация и востребованность на рынке труда.

«Главный стресс в Арктике — белые медведи»: полярник рассказал, что приходится терпеть в экспедициях