Отпуск на полгода, диковинные порты и пираты: моряк рассказал о профессии
6 июля в России отмечают День работников морского и речного флота. Это профессиональный праздник для всех, кто обеспечивает перевозку грузов и пассажиров, а также работу портов. Как влюбиться в море, проводить в нём по полгода, изучить тонкости мореходства, а ещё плести концы, рассчитывать запас воды под килем и посмотреть полмира, «Рамблеру» рассказал второй помощник капитана Сергей Ильминский.
Как становятся моряками
Впервые Сергей Ильминский увидел море в 13 лет — тогда школьник из Амурской области оказался во Всероссийском детском центре «Орлёнок» на Черноморском побережье.
«Море сразу произвело на меня огромное впечатление. С тех пор мечтал связать с ним свою жизнь. После окончания школы переехал во Владивосток и поступил в Морской инженерный колледж Морского государственного университета имени адмирала Г.И. Невельского на специальность "судоводитель"».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
Первая плавательная практика у студента колледжа продлилась четыре месяца. На учебном судне «Надежда» будущий моряк прошёл путь от Калининграда до Владивостока.
«Плавательную практику проходят все будущие моряки, — рассказывает моряк. — Она нужна, чтобы закрепить теоретические знания. Но прежде всего чтобы понять, подходит ли тебе работа в море. Кто-то из практикантов осознаёт, что суровые условия и длительные переходы не для него. Я тогда окончательно понял, что море — это моё».
Во время обучения Сергей Ильминский ещё два раза побывал в море — уже в качестве вахтенного матроса на судах Транспортной группы FESCO. На одном судне он работал на линии Владивосток — Магадан — Владивосток, на другом — Владивосток — Корсаков — Владивосток. В обязанности матроса входило нести вахту на руле: следить за курсом судна, докладывать об отклонениях, а также наблюдать за обстановкой в море и сообщать вахтенному помощнику, если заметил опасность.
«Помимо четырёхчасовой вахты на борту, матросы занимаются такелажными работами. Например, плетут концы — это значит делать петлю на стальном или пропиленовом тросе или соединять два троса одинаковой толщины. Каждый матрос должен это уметь. В теории это проходят в учебных заведениях, но освоить можно только при постоянной практике в море. Ещё изучали конструкцию судна, а также размещение и крепление контейнеров — эти нюансы зависят от конкретного судна».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
После завершения колледжа специалист получил учебный диплом, который давал право работать на судах. Диплом колледжа и другие документы, например справки о выполненных рейсах, сертификаты (о начальной подготовке по безопасности, охране судов и почтовых средств), моряки сдают в порт и вместо них получают международный рабочий диплом. Он подтверждает, что специалист соответствует своей квалификации.
По словам Сергея Ильминского, он сразу планировал работать в торговом флоте. Последние восемь лет он плавает на контейнеровозах — грузовых судах.
«Мне предлагали перейти на рефрижератор, но я остался на контейнеровозе — эти суда нравятся больше всего, а я уже успел поработать на разных. Последний раз это был контейнеровоз длиной 220 и шириной 32 метра. Были суда и поменьше — 24 метра шириной и 130 длиной», — делится помощник капитана.
Помощник — старпом — капитан: карьера моряка
Карьерный рост моряка зависит от его образования, квалификации и опыта работы. Сергей Ильминский подчёркивает, что специалисту морского флота важно постоянно учиться и практиковаться.
«После того как моряк закончил учебное заведение, есть три этапа, чтобы вырасти по карьерной лестнице. После колледжа я получил диплом вахтенного помощника, с ним мог работать третьим или вторым помощником капитана. На этом рост заканчивается. Чтобы стать старшим помощником, необходимо учиться дальше. С дипломом старпома я могу работать третьим, вторым и старшим помощником. Чтобы стать капитаном, надо опять учиться и находить в море определённый стаж».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
Карьеру после окончания колледжа Сергей начал в должности третьего помощника капитана. В ней он отработал на четырёх рейсах — двух российских и двух иностранных. Параллельно с работой заочно получал высшее образование, чтобы продвинуться по карьерной лестнице.
В обязанности третьего помощника входит: оформление документов на приход и отход из порта, наблюдение за навигационным оборудованием, ведение судовых журналов.
Следующим этапом в карьере Сергея стала должность второго помощника капитана.
«Если третий помощник практически не несёт ответственности за судно, то на второго помощника ложится 50% ответственности. Он отвечает за навигационную прокладку: прорабатывает маршрут судна, согласовывает его с капитаном. Вместе с капитаном второй помощник рассчитывает параметры, которые важны для безопасного захода в порт, например осадку судна и запас воды под килем», — поясняет Сергей Ильминский.
После второго помощника капитана судоводитель может дорасти до старшего помощника. Для этого необходимо получить специальное образование и поменять учебный диплом на рабочий.
«Сейчас у меня есть диплом старшего помощника, и компания планирует меня на следующий рейс уже в должности старпома. В ней мне нужно будет отработать какое-то время. Параллельно я продолжаю получать образование, чтобы дорасти до капитана судна», — делится Сергей.
Если в море капитан — верхушка карьерной лестницы, то на суше у специалиста есть возможность развивать карьеру дальше. Опытные капитаны могут перейти в судоходные компании, где они проводят аудит судов и проверяют квалификацию членов экипажа, а также в морские учебные заведения в качестве преподавателей.
Рабочий график моряка: и палуба, и «Плейстейшн»
Во время рейса у помощников капитана ненормированный рабочий день. В обязанности второго помощника входит ежедневная ходовая вахта — с 00:00 до 04:00 и с 12:00 до 16:00.
«После первой вахты я иду отдыхать, а в 10 утра на длительных переходах делаю обход палубы. Второй помощник отвечает за спасательное имущество и противопожарную охрану, поэтому проверяю всё оборудование и записываю недочёты, если они есть. В 12 заступаю на вторую вахту, а после неё доделываю работу на палубе, если не успел», — рассказывает Сергей.
После ужина команда может отдыхать. На судне есть спортзал и помещения для отдыха, где члены экипажа играют в настольный теннис или Sony Playstation, смотрят фильмы или просто общаются. По словам Сергея, интернет на судах бывает не всегда. Но если он есть, моряки успевают посмотреть новости и пообщаться с близкими.
Во время работы в море важно найти общий язык с каждым членом экипажа. Судно в открытом море — объект повышенной опасности, поэтому на борту недопустимы конфликты. Для этого нужно понять, как общаться с каждым человеком.
«В среднем на контейнеровозе работает 15–18 человек, но бывает и более 25. К каждому нужен подход. Кому-то можно отдать приказ и ждать выполнения, а другому нужно объяснить, что и зачем нужно делать», — отмечает помощник капитана.
Нашёл наркотики — дай лапу: кинолог рассказал, как учит собак служить
Опасности на морской работе
Задача специалиста в море — сделать так, чтобы судно безопасно прошло по маршруту. Для этого необходимо предусмотреть любую ситуацию и думать на два шага вперёд, чтобы найти решение в непредвиденных обстоятельствах.
«Наставники учили меня заблаговременно просчитывать свои действия. В море случаются разные ситуации. Как на дороге не все водители соблюдают правила дорожного движения, так и в море. Моряки ориентируются на МППСС — международное право предупреждения столкновения судов. Мы должны знать, как применить каждое правило, прописанное там. Например, бывает так, что другое судно меняет направление и мы должны отвернуть, чтобы безопасно разойтись и не допустить столкновения. Для разных случаев есть инструкции. Так, при тумане даём специальный сигнал, сбавляем скорость и в случае сложной ситуации вместе с капитаном решаем, что предпринять: где-то нужно ход добавить, а где-то сбавить».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
Однако не всегда опасность исходит только от других судов. Иногда судно проходит в водах, где встречаются пираты. Кроме того, в открытом море судно может попасть в сильный шторм. Как поясняет помощник капитана, ощущения во время качки зависят от размера судна.
«На контейнеровозе длиной 130 метров шторм в шесть-семь баллов очень неприятный. При волнах высотой пять-шесть метров судно сильно качает, поэтому экипаж закрепляет всё имущество на борту».
Для работы в море важны такие качества:
- Стрессоустойчивость — сохранять спокойствие и действовать в непредвиденных ситуациях.
- Умение работать в команде — на судне необходимо слаженное взаимодействие всех членов экипажа.
- Дисциплинированность — чётко соблюдать все правила и выполнять требования капитана.
- Готовность к разлуке с близкими — моряки проводят вдали от них многие месяцы.
«Важное качество моряка — умение сохранять самообладание в любой ситуации. Паника недопустима, это самая большая опасность на флоте. Когда человек паникует, он может принять неверное решение, которое приведёт к печальным последствиям», — поясняет помощник капитана.
Бонусы работы в море
Одно из преимуществ работы в морском флоте — возможность увидеть разные уголки мира. Сергей Ильминский на торговом судне побывал в Сингапуре, Тунисе, Египте, Сомали, Шри-Ланке, Индии, Вьетнаме, Китае и Южной Корее. Самое большое впечатление произвели китайские порты.
«В Китае чувствуешь себя в будущем: там лучше всего развиты технологии. В портах можно увидеть роботов и беспилотный транспорт. Интересно наблюдать, как организована работа в порту. В Китае всё отточено до мелочей, все правила соблюдаются, перемещаться можно только по специальным дорожкам. Иногда удаётся выйти в город, там поражают небоскрёбы с яркими голограммами на зданиях. В Шри-Ланке удивила контрастность. В Коломбо с одной стороны находятся трущобы, где живут бедняки, а с другой — богатые кварталы. А расстояние между этими двумя мирами может быть всего в несколько сот метров».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
В портовый город страны, где стоит судно, получается попасть не всегда: иногда это запрещено, а порой просто не хватает времени.
«В порту морякам с иностранных судов выдают береговой пропуск, с ним и загранпаспортом через контрольный пункт можно выйти в город. Но если стоянка в порту шесть — восемь часов, бывает не до прогулок. За это время нужно выполнить много служебных дел. У нас есть процедуры, которые мы должны сделать после швартовки: например, отправить отчёты в компании. Если до следующего порта идти 12 часов, нужно немного поспать и набраться сил, чтобы выполнять работу на борту», — делится помощник капитана.
«Мне нравится, когда судно часто заходит в порты. В этом преимущество контейнеровоза перед балкером и и другими типов судов. Последний может побывать всего в двух портах на линии от Америки до Китая. Остальные два месяца судно находится в открытом море. Контейнеровоз может заходить в порты в среднем каждые 8–12 часов, а за 10 дней мы можем пройти 10–11 портов. Для многих моряков такие частые стоянки в тягость, но мне нравится: так кажется, что время идёт быстрее. В разных портах свои правила захода: где-то это можно сделать по реке, плюс нужно учитывать отливы и приливы — всё это даёт новый опыт».
Сергей Ильминскийвторой помощник капитана на судах Транспортной группы FESCO
Самое сложное в работе моряка — разлука с близкими, делится помощник капитана. Её переносить легче, когда знаешь, что на берегу тебя ждёт семья.
«К тому, что я подолгу в море, супруга относится нормально: она из династии моряков, так что ей не привыкать. Мы постоянно переписываемся, и каждое слово в сообщениях любимой кажется особенным. Жена часто показывает мои фото маленькой дочке. А когда звоню, дочь отбирает телефон, чтобы поговорить со мной. Каждая встреча с семьёй — большой праздник. Я тону в объятиях и поцелуях моих родных дам. Пока я дома, дочка везде со мной, не отпускает ни на шаг», — рассказывает Сергей Ильминский.
Самое приятное для моряка — длительный отпуск. После полугода в море специалисты могут отдыхать до шести месяцев.
«Чаще всего я выхожу раньше. Три-четыре месяца отдыхаю, а потом начинаю скучать по морю. Если мне звонят из отдела кадров и предлагают выйти в новый рейс, соглашаюсь», — рассказывает Сергей.
Сколько платят в море и на реке
Зарплата работников речного и морского флота зависит от разных факторов: специальности, опыта, региона, компании-работодателя, перечня обязанностей. Так, диспетчеру и повару на речном флоте могут платить от 45 до 100 тысяч рублей, механикам и помощникам капитана — порядка 100 тысяч рублей.
В морском флоте зарплаты выше: механикам предлагают от 150 до 250 тысяч рублей и больше. Капитанам и их помощникам — 200–300 тысяч рублей и более.
Главное о работе моряка
- Для работы в морском флоте нужно получить высшее или среднее специальное образование. Будущие моряки обязательно проходят плавательную практику, чтобы закрепить теоретические знания.
- Чтобы пройти путь от матроса до капитана, моряк должен постоянно повышать свою квалификацию и набираться опыта.
- Для работы в море важно быть не только дисциплинированным и стрессоустойчивым, но и уметь сохранять самообладание в критической ситуации и находить общий язык с каждым членом экипажа.
- В рейсе моряки торгового флота проводят в среднем полгода, но потом они могут отдыхать дома несколько месяцев.
- Одно из главных преимуществ работы в морском флоте — возможность побывать в разных уголках мира и увидеть, как работают коллеги в других странах.
Погони, наркотики, стрельба: сотрудник ГИБДД рассказал о приключениях на работе