Не только делает букеты: 5 мифов о профессии флориста
Кажется, что собирать букеты — это простое творческое занятие, с которым справится кто угодно. Однако по-настоящему хорошо это умеют делать только флористы. В голове сразу рисуется картина: девушка с энтузиазмом собирает композиции из цветов в уютной мастерской и не знает других хлопот. Но на деле целую смену приходится стоять на ногах, таскать тяжёлые вёдра с водой, общаться с недовольными и капризными клиентами — в итоге флористы выгорают из-за рутины так же, как и офисные сотрудники. В День флориста, 24 июля, мы развенчиваем мифы о профессии и рассказываем, что на самом деле происходит за кулисами цветочных магазинов.
Миф 1. Флорист только продаёт цветы
Вопреки стереотипу, флорист не ограничивается выкладкой и продажей готовых букетов. Его день начинается задолго до открытия дверей магазина: он проверяет свежесть растений, продумывает новые композиции на витрину, отправляет заказы, работает с клиентами.
В небольших цветочных магазинах флористы — универсалы, они полностью занимаются всей работой с цветами: от ухода и сборки букетов до продажи и организации доставки. А вот в крупных салонах обязанности делятся: один флорист собирает букеты, другой продаёт их, третий занимается поставками свежих цветов.
Зарплата у флористов достойная: по данным HeadHunter, в 2025 году работодатель готов платить им почти на 15% больше. Продавцы-флористы в Москве зарабатывают больше всех: от 150 000 до 200 000 рублей.
Главные обязанности флориста
- выбор и закупка свежих цветов у поставщиков;
- хранение и уход за растениями (регулировка температуры, режим полива);
- создание букетов и композиций под конкретный заказ;
- оформление витрин для презентации новых композиций;
- консультация клиентов по уходу за растениями и продлению срока цветения.
Алина Олейникова пришла во флористику пять лет назад. Начинала с позиции стажёра, но довольно быстро освоила ремесло — обычно начинающего флориста редко сразу пускают к сложным заказам, но Алине доверили самостоятельную работу. Амбиции, богатый опыт за плечами и истинный интерес к профессии привели нашу собеседницу в управление, и сегодня у неё свой цветочный салон.
«В цветочном, куда я впервые устроилась, была нехватка флористов, поэтому уже через несколько дней я работала одна, без наставника. Вот такой быстрый вход в профессию. Наверное, мне далось это легко, потому что всю жизнь я занималась творчеством и рукоделием. Работать мне очень нравилось. Как приноровилась, начала собирать свадебные букеты и до сих пор больше всего люблю их составлять».
Алина Олейниковафлорист, владелец цветочного салона VAZA
Когда нужные цветы уже раскуплены или поставка задержалась, от флориста требуют чуда: собрать букет из ничего. Такой импровизационный навык приходит только с опытом, поясняет эксперт. Новички часто оказываются в растерянности, если нет стандартного набора зелени и бутонов.
Живая работа: эколог не тот, кто стоит с плакатами
Миф 2. Работа флориста скучная
На деле работа такого специалиста насыщенная и разнообразная: он должен обладать не только художественным вкусом, но и знаниями о сортах растений, химии удобрений и даже основ логистики.
Примеры того, в чём должен разбираться флорист:
- Ботаника и химия — как влияют температура и освещение на цветение, какие подкормки ускоряют рост.
- Дизайн — сочетание оттенков, фактур и пропорций в букете.
- Маркетинг — как подать коллекцию к празднику, какие рекламные стратегии сработают.
«Мне не надоедает моя работа. Но бывает так, что нет вдохновения на создание новых оригинальных композиций — в таком случае обязательно нужно передохнуть. Иначе можно совсем угаснуть и уйти из профессии», — добавляет собеседница.
Как вдохновиться на новые идеи
- Следите за трендами в Pinterest — там флористы выкладывают свои новые работы.
- Подглядывайте, что создают крупные цветочные салоны.
- Отходите от старомодных композиций, предлагайте новые решения. Например, добавляйте в букеты что-то необычное: стрелки чеснока, цветущий лук, веточки кустов и деревьев.
- Заказывайте не только излюбленную классику — розы, лилии, пионы и орхидеи, — но и редкие цветы — каллы, анемоны, антуриум, глориозу.
Миф 3. Флористика — чистое творчество
Искусство и креатив во флористике соседствуют с коммерческой рутиной. Флористы вынуждены работать в потоке заказов, когда букеты должны выглядеть товарными: выдерживать стандарты салона по стоимости и составу.
Настоящее же творчество проявляется в редких проектах, например:
- разработка концепции праздничного оформления с учётом темы и цветовой палитры;
- эксперименты с нетипичными материалами для сборки ярких свадебных букетов: сухоцветы, экзотические ветви, стабилизированная зелень, например эвкалипт или папирус.
Некоторые мастера специализируются на создании съедобных композиций из клубники в шоколаде, мясных деликатесов или орехов с сухофруктами. Главное правило — свежесть и аккуратная подача: такие подарки собирают в день вручения, чтобы продукты не успели испортиться.
Миф 4. Флористы работают только в праздники
В праздничные дни работа флориста превращается в марафон: приходится трудиться целыми сутками не покладая рук. Однако цветы востребованы всегда, поэтому собирают и продают букеты на постоянной основе.
«Особенно много заказов перед последними звонками. Ты как пришла на работу за два дня до праздника, так и уйдёшь только спустя сутки после — четверо суток приходится работать нашей команде. Хорошо, когда есть с кем подмениться, а если нет — приходится самим справляться».
Алина Олейниковафлорист, владелец цветочного салона VAZA
Такой режим работы подходит не для всех: порой динамики и стресса слишком много. Чтобы физически не утомляться и вовремя приходить в себя, важно попасть в хорошую команду с понимающим начальством, где хватает персонала для пересменки и за переработку полагается доплата.
Миф 5. Флористы — интроверты
Наоборот, флорист тот ещё коммуникабельный специалист. Перед сборкой букета важно понять, чего хочет клиент, а не просто собрать эстетичный заказ, который, может, и приглянется, но не зацепит.
«Понять желание клиента сложнее, чем составить букет. Все люди разные, и к каждому нужен свой подход. Важно видеть настроение человека и тонко чувствовать, чего бы он хотел. Иногда клиент сам не знает, что ему нужно. Поэтому флорист должен предложить решения, чтобы всё выглядело гармонично, эстетично. Важно угодить каждому», — говорит флорист Алина Олейникова.
Правила работы с клиентом
- Выяснить ограничения по бюджету и честно, но вежливо оценить ожидания, можно ли за обозначенную сумму собрать большой и красочный букет, который хочет клиент.
- Уточнить, для кого подарок, например для мамы или жены. Цветы будут вызывать разное настроение и эмоции в каждом случае.
- Предложить 2–3 концепции по цвету и стилю. Если клиент хочет собрать букет по примеру из фото, но не все цветы есть в наличии, нужно предложить замену.
- Уточнить детали — как упаковать и куда доставить.
«Сложно определить, жадный или не жадный клиент. Это и не нужно знать. Флорист не должен оценивать благосостояние клиента — не навязывайте ему букет дороже или дешевле. Хорошо быть эмпатичным и искренне пытаться помочь найти выгодное решение. Всегда сначала уточняйте, чего он хочет и сколько готов заплатить. Не делайте выводов сами».
Алина Олейниковафлорист, владелец цветочного салона VAZA
Главное: правда о флористах
- Флорист — это не просто продавец цветов: он закупщик, садовод, дизайнер и консультант в одном лице.
- Настоящее творчество во флористике начинается там, где повседневные заказы уступают место масштабным проектам, например свадьбам или фестивалям.
- В пик сезона флористы работают сутками напролёт, а вот будни размеренные — можно спокойно поддерживать жизнь растений, наводить порядок в магазине и придумывать новые композиции.
- Умение общаться с клиентом не менее важно, чем мастерство сборки букетов. От этого зависит, состоится ли заказ, придёт ли клиент вновь и будут ли цветы вообще продаваться.