«К нам относятся как к уборщицам»: сисадмины — о плюсах и минусах профессии

Обычно их зовут в ситуациях, когда «я что-то нажала, и всё исчезло», когда не работает почта или не подключается Wi-Fi. Они разбираются с неработающим интернетом, «полетевшими» серверами и потерянными ЭЦП. Они те, кого считают бездельниками, но молятся на них при любой поломке в системе компании, когда вся работа встаёт. Речь про системных администраторов. 25 июля сисадмины отмечают профессиональный праздник. Почему без сисдаминов компания не выживет, как подобрать «маникюроустойчивые» клавиатуры и какие безумные просьбы прилетают от офисных сотрудников, «Рамблеру» рассказали системные администраторы и руководители IT-отделов.

«К нам относятся как к уборщицам»: сисадмины — о плюсах и минусах профессии
© Рамблер

Как появился праздник

День системного администратора отмечается 25 июля. Праздник не имеет официального статуса, и считается, что своим появлением он обязан американскому системному администратору Теду Кекатосу.

В 2000 году тот увидел в журнале рекламу компании НР: на фото сотрудники дарят подарки своему системному администратору за установку принтеров. Тогда Тед загорелся идеей сделать профессиональный праздник для всех коллег. Он зарегистрировал доменное имя SysAdminDay.com, сделал сайт и назвал его «День признательности системным администраторам». Затем отправил коллегам приглашение на пикник в честь Дня сисадмина. Его он запланировал на последнюю пятницу месяца. Так в 2000 году первый День системного администратора отпраздновали под Чикаго. С тех пор традиция прижилась.

В России День сисадмина впервые отметили под Калугой в 2006 году. Там прошёл слёт представителей этой профессии, который собрал 350 участников. Сегодня российские сисадмины отмечают профессиональный праздник на масштабных фестивалях, слётах и вечеринках. Например, с 2018 года в Татарстане проходит фестиваль «День админа».

Что делает системный администратор

Системный администратор, или сисадмин — специалист, который разбирается в любой системе на аппаратном и программном уровнях. Он управляет компьютерами, серверами и сетями в организации. Главная задача сисадмина — бесперебойная работа IT-оборудования компании.

Чем занимается системный администратор:

  • устанавливает программы;
  • настраивает оборудование: компьютеры, серверы, принтеры, ксероксы, сканеры;
  • обновляет программное обеспечение и системы;
  • обеспечивает безопасность данных;
  • создаёт учётные записи пользователей;
  • следит за работой всех систем;
  • делает резервное копирование и восстановление данных;
  • обучает сотрудников работе с программами, системами, оборудованием.
© личный архив Ивана Кончаковского

Важная часть работы сисадминов — следить за правильным функционированием серверов компании. Одна поломка может парализовать работу всей организации.

Нужно звать на помощь сисадмина, если:

  • надо установить операционную систему на новый компьютер;
  • нужно настроить Wi-Fi и провести сети, чтобы у сотрудников был доступ к интернету;
  • необходимо обновить антивирусы;
  • нужно создать учётную запись с логином и паролем для нового сотрудника;
  • компьютер перестал работать или виснет;
  • надо подключить новый принтер к ноутбуку.

«"Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна" — это про системных администраторов. Видимая всем часть — поддержка и работа с обращениями сотрудников — лишь верхушка айсберга. Основная часть задач остаётся незаметной: ежедневная поддержка доступности инфраструктуры, обеспечение безопасности, целостность архитектуры, мониторинг корректности бизнес-процессов».

Иван Кончаковский
Иван Кончаковскийруководитель ИТ-отдела Arcsinus

Обслуживающий персонал или волшебники

Системные администраторы часто сталкиваются с нестандартными задачами и запросами клиентов. Руководитель службы поддержки Selecty Александр Ворфоломеев поделился своим самым сложным опытом — нужно было «перезапустить офис» после потопа. Сервера удалось спасти, вовремя упаковав в мусорные пакеты. Их вынесли в соседний кабинет. Питание подавалось через удлинители, которые расположили на стульях и провели из затопленного помещения в соседнее. Через восемь часов всё снова заработало.

Но бывают и забавные случаи, говорит собеседник:

«Однажды клиент пожаловался на нестабильный интернет. Оказалось, что его кот спал на роутере и жал хвостом кнопку сброса».
© личный архив Александра Ворфоломеева

Александр за работой — устанавливает программы для сотрудника на новый ноутбук.

Руководитель IT-отдела Arcsinus Иван Кончаковский убеждён: мало кто из специалистов сталкивается с таким количеством безумных требований, как сисадмины. По его словам, часто это желания из области магии. Как-то его заставили настроить систему учёта «1С», чтобы она самостоятельно отправляла отчёты в банк. В другой раз попросили сделать так, чтобы система раскладывала разные типы и форматы документов по внешним дискам. А однажды даже хотели запустить «1С» на айфоне.

«Одна сотрудница с очень длинными ногтями жаловалась, что у неё клавиатура перестаёт работать через полгода. И виноваты в этом системные администраторы, потому что плохо подобрали оборудование. Приходилось как-то делать серверное помещение на даче у гендиректора. В другой раз серверные нужно было организовать на съёмных квартирах руководителя, а он переезжал каждые несколько месяцев», — вспоминает Кончаковский.
© личный архив Ивана Кончаковского

Работа сисадмина — это 24/7 всё контролировать и обеспечивать бесперебойную работы информационных систем

Однажды Ивана попросили провести миграцию доменов компании за два дня. Это была задача со звёздочкой. Домены — это мозг и система управления устройствами и сетями организации. Это центры, из которых осуществляется управление пользователями и настройками рабочих мест, доступом и сетевой инфраструктурой. Перевод на новые домены — это работа и с устройством каждого пользователя, и с серверами. Всё усложняется, если миграция идёт между несопоставимыми версиями или у исходного домена какие-то проблемы, поясняет собеседник.

Здесь было комбо из проблем и сложностей, которые только можно представить. Версии доменов по выпуску разнились в 15 лет, и нужно было искать подход к каждому домену отдельно. У компании были филиалы в городе и области — большая сеть. Нужно было съездить в каждый офис. Кейс был сложным, но его успешно закрыли.

«К системным администраторам часто относятся как к уборщицам, но с более широким функционалом — им можно предъявить за любое неработающее программное обеспечение или технику. Даже субъективные проблемы становятся виной админа: не предусмотрел, не заготовил, не купил "маникюроустойчивую" клавиатуру», — говорит Иван Кончаковский.

Как стать системным администратором

Работа для тех, кто с детства увлекается «железом» и софтом

Руководитель службы поддержки Selecty Александр Ворфоломеев вспоминает, что компьютеры его интересовали с детства. В подростковом возрасте ему нравилось разбираться в системах. А в юности его больше занимали сети и серверы.

«Первые опыты были буквально "на коленке". Я начинал с починки сервера локальной сети в школьном компьютерном классе и установки операционных систем на старый школьный ноутбук. Постепенно хобби превратилось в профессию. Сначала я стал сотрудником службы поддержки, потом помощником администратора, затем полноценным админом, а сейчас руковожу командой в компании. Эта сфера постоянно меняется, и скучно точно не бывает».

Александр Ворфоломеев
Александр Ворфоломеевруководитель службы поддержки Selecty

Можно прийти из любой профессии

Руководитель IT-отдела Arcsinus Иван Кончаковский отмечает, что нет гарантированного рецепта, как стать системным администратором. Нет обязательных требований вроде красного диплома или возраста. Главное — иметь айтишные знания и хоть какой-то опыт.

По словам собеседника, сисадминами становятся люди из разных сфер. Главное — уметь думать, учиться и интересоваться. Если у человека руки растут из нужных мест, сисадмин из него получится отличный. На входе в профессию нет рамок, пробуют себя в этом деле самые разные люди. Например, Иван работал с бывшим танцором балета, сотрудником полиции на пенсии и охранником из «Пятёрочки».

Профильная база и логическое мышление — залог успеха

Базовый путь невозможно представить без профильного технического образования: информатика, ИТ, кибербезопасность, говорит Александр Ворфоломеев. Но это скорее формальности. Самое важное для сисадмина — практика. Сейчас многие приходят через курсы, стажировки или самообучение.

«Но, когда я набираю команду, обращаю внимание на умение решать реальные задачи и мыслить логически. Хороший сисадмин, по сути, — это инженер, умеющий разбираться в любых технологических слоях — от "железа" до "облаков"», — говорит собеседник.

Что нужно уметь сисадмину

Профессиональные знания, которые он должен применять в работе:

  • работать с операционными системами: Windows, Linux, macOS;
  • администрировать сетевую инфраструктуру: TCP/IP, DNS, DHCP, VPN, VLAN;
  • знать SQL и уметь писать запросы для работы с базами данных ;
  • уметь писать скрипты на Python;
  • понимать принципы виртуализации и резервного копирования — VMware, Hyper-V, AWS, Azure;
  • работать с с серверным оборудованием;
  • обеспечивать информационную безопасность: антивирусы, брандмауэры, шифрование, управление доступом.

Гибкие навыки, которые помогут подняться по карьерной лестнице и стать опытным специалистом:

  • стрессоустойчивость;
  • гибкость, адаптивность;
  • ответственность;
  • критическое и логическое мышление;
  • аналитический склад ума;
  • предприимчивость;
  • обучаемость;
  • усидчивость;
  • дисциплинированность;
  • внимательность.

Каким может быть карьерный путь сисадмина

Системный администратор может строить карьеру как по горизонтали — уходить в смежные направления и расширять свой функционал, — так и по вертикали — можно начать с помощника сисадмина и вырасти до руководителя отдела или технического директора. Также можно открыть свою компанию или школу и обучать системному администрированию. Так и сделал Владимир Афанасьев — основатель школы программирования для детей.

В детстве он хотел стать лётчиком, но из-за проблем со здоровьем выбрал путь в ИТ. Поэтому пошёл на факультет автоматизированных систем управления Военно-воздушной инженерной академии имени Жуковского.

В начале 2000-х должность разработчика была не такая прибыльная, как сейчас. Больше ценилась работа с инфраструктурой и «железом». Будучи дипломированным программистом, Владимир Афанасьев пошёл работать с оборудованием. Сначала это были обычные компьютеры, потом сетевая инфраструктура.

Раньше сисадмины мерялись двумя вещами: количеством стоек с «железом», которое было на обслуживании, и количеством вендорских сертификатов — документов, подтверждающих компетенции работы с продуктом конкретного вендора, то есть производителя. У Владимира их было 15 штук. Интеграторы боролись за таких специалистов, как Владимир, — с разными вендорскими сертификатами. Предлагали очень хорошую по тем временам зарплату. Но в какой-то момент рынок насытился, и компании перестали предлагать большие деньги.

«Мне быстро наскучила работа сисадмином. Не потому, что сама деятельность больше не "зажигала", а просто был понятен конечный результат. Я знал, что решу проблему, вопрос лишь в количестве затраченного времени. Это притупило интерес к работе, и я понял, что нужно двигаться дальше».

Владимир Афанасьев
Владимир Афанасьевоснователь школы программирования для детей #АйДаКодить, системного интегратора ICE Partners

В 2004 году Владимир создал свою первую ИТ-компанию, но вскоре она закрылась.

В 2008 Владимир основал технический интегратор для производственных компаний ICE Partners, который работает до сих пор. Он помогает клиентам подобрать и купить оборудование под их запросы, настроить его и внедрить в уже работающие на предприятиях системы.

В 2018 году Владимир открыл офлайн-школу программирования для детей. Сейчас у неё девять филиалов.

© личный архив Владимира Афанасьева

Будущие программисты и сисадмины

Плюсы и минусы работы сисадмином

К плюсам работы системного администратора относятся:

  1. Разнообразные задачи: от настройки и подбора оборудования до установки сложных программ и организации серверной.
  2. Чувство важности и нужности. Сисадмины — опора инфраструктуры компании. К ним часто обращаются за помощью, что подчёркивает значимость таких специалистов.
  3. Свобода профессионального развития. Нет предела совершенству и карьерному росту. Можно уходить в смежные направления или расти вертикально до руководящих должностей.
  4. Востребованность. Высокий спрос на профессию: каждой компании, организации, предприятию, оргструктуре сегодня нужен системный администратор.
«Хороший системный администратор — специалист во всём и ни в чём. Из-за широты знаний страдает глубина. С другой стороны, это возможность попробовать самые разные аспекты работы и найти область, которая действительно по душе», — отмечает Иван Кончаковский.

Минусов у работы сисадмина тоже хватает:

  1. Рутина, особенно в начале карьеры. Начинающему системному администратору поручают несложные монотонные задачи.
  2. Экстренные работы — ночью, в выходные и праздники нужно быть на связи.
  3. Нужно много учиться. Сегодня технологии устаревают за год-два. Системный администратор должен быть в курсе всех обновлений.
  4. Разные и не всегда комфортные условия труда. Сисадмины не всегда сидят перед ноутбуком с чашкой кофе. Порой им приходится лазить по чердакам и залезать на столбы.
«Условия самые разнообразные, в зависимости от типа админа и компаний, которые он обслуживает. Если это заправки, готовься зимой и летом кататься в разные концы города и висеть на столбах, прокладывая кабели для интернета. Если это бизнес-центр, придётся полазить по чердакам, где может быть спрятано оборудование провайдера. Но в целом работа сисадмина сидячая», — рассказывает собеседник.

Сколько зарабатывает сисадмин

Зарплата системного администратора зависит от многих факторов:

  • опыта и квалификации;
  • региона, города;
  • масштабов компании и специфики её деятельности;
  • объёма работ;
  • уровня ответственности.

По данным портала «ГородРабот.ру», средняя зарплата системного администратора в России в 2025 году составляет 75 340 рублей. Максимальная зарплата системных администраторов может доходить до 250 000 рублей и выше.

© hh.ru

Главное о работе системным администратором

  1. Системный администратор — человек, от которого зависит бесперебойная работа информационной инфраструктуры компании.
  2. Сисадминами становятся люди из разных профессий. Однако лучше иметь базовое профильное образование в сфере IT.
  3. Системные администраторы постоянно учатся и совершенствуют свои навыки, работают в любых условиях и решают нестандартные задачи.
  4. Системный администратор может строить карьеру по горизонтали — уходить в смежные направления и расширять свой функционал. И по вертикали — начать работать помощником сисадмина и вырасти до технического директора.
  5. Работа сисадмином интересная, востребованная и важная. Она даёт свободу профессионального развития. Главные трудности, с которыми сталкивается сисадмин, — постоянные форс-мажоры, ненормированный график и непрекращающееся обучение.

Не только делает букеты и нюхает цветы: 5 мифов о профессии флориста

Видео по теме от RUTUBE