Мерчандайзер: что он делает, как им стать и какая у него зарплата
Часто в супермаркетах мы совершаем незапланированные покупки: часто это происходит из-за того, что яркие упаковки и вид товара бросаются в глаза. Управляют нашим спонтанным выбором мерчандайзеры — специалисты, которые отвечают за максимально выгодную выкладку товаров на прилавках. Как прийти в эту профессию, чем ещё предстоит заниматься и сколько за такую работу платят, «Рамблер» узнал у Валерии Доманской, HR-директора мерчандайзингового агентства OPEN Group.
Кто такой мерчандайзер
Задача мерчандайзера — представить товары в торговых точках так, чтобы его захотели купить. По сути, это часть маркетинга, цель которого — привлекать новых клиентов и повышать продажи. Вот как это работает:
- В супермаркете мерчандайзер расставляет товары так, чтобы популярные бренды были на уровне глаз.
- В магазине одежды он следит, чтобы новые коллекции занимали центральные стойки.
- В алкогольном отделе мерчандайзер может оформлять промостенды к праздникам.
Эффективность такого подхода подтверждают опросы: 75% россиян регулярно совершают незапланированные покупки. Треть респондентов спонтанно покупает товары несколько раз в неделю, а 41% — раз в неделю. При этом сумма расходов, о которых потом жалеют опрошенные, укладываются в сумму от 1 000 до 15 000 рублей, говорится в исследовании ВТБ.
Мерчандайзер влияет на продажи через визуальное продвижение товара. Например:
- FMCG (товары повседневного спроса): правильная выкладка шоколада у кассы увеличивает импульсивные покупки.
- Электроника: демонстрация смартфонов на стендах с аксессуарами стимулирует дополнительные продажи.
- DIY-сеть (например, «Леруа Мерлен»): мерчандайзеры формируют тематические зоны, например, «Ремонт ванной», чтобы покупатели приобретали сопутствующие товары.
При этом такой специалист должен учитывать в своей работе планировку и зонирование магазина, расположение полок и витрин, освещение, цветовую палитру, продумывать декор, музыкальное сопровождение и даже ароматы.
Мерчандайзеры бывают:
- Мобильные — специалист в течение дня объезжает несколько точек, часто одной сети или района, например, в ретейле напитков.
- Стационарные — они закреплены за одним магазином, например, в «Магните».
- Супервайзеры — контролирует команду мерчандайзеров.
- Электронные — отвечает за виртуальную выкладку в онлайн-магазинах.
При этом для разных категорий товаров есть свои требования к мерчандайзерам. Например, для работы с товарами повседневного спроса важны важны скорость и качество, в люксе — презентабельность, а в B2B-сегменте — знания специфики товара.
Обязанности мерчандайзера
У такого специалиста довольно широкий круг обязанностей:
- выкладка товара по стандартам бренда;
- оформление торговых точек;
- контроль остатков и пополнение полок;
- размещение POS-материалов (рекламные стойки, ценники);
- анализ спроса и отчётность;
- взаимодействие с персоналом магазина;
- управление товарными запасами;
- обучение других сотрудников.
На обязанности мерчандайзера могут влиять тип торговой точки и специфика товара. Например, в магазинах одежды мерчандайзеры могут заниматься оформлением витрин и манекенов, а в продуктовых — контролем сроков годности и выкладкой товаров.
Аналитики озвучили размер зарплаты в розничной торговле — динамика роста удивляет
Ключевые навыки
Устроиться на позицию мерчандайзера можно без опыта и специальных знаний. Чаще всего требуется среднее специальное образование, но можно работать и без профильного диплома. Начинающие специалисты больше востребованы в небольших торговых сетях, где готовы обучать сотрудников. В этой работе важны soft-скилы:
- внимательность, исполнительность, аккуратность;
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- организованность;
- проактивность.
Специалисты с опытом должны знать основы маркетинга и рекламы, уметь пользоваться терминалами сбора данных, понимать правила выкладки и планограммы — схемы расположения товаров на полках, оценивать эффективность мерчандайзинговых приёмов, знать психологию покупателей.
«Мерчандайзер должен уметь замечать мелочи: какой стороной повернут товар, нет ли ошибок в ценниках или просроченных товаров на полках. Даже небольшая ошибка в выкладке может повлиять на продажи товара, поэтому внимательность в этой профессии крайне важна».
Валерия ДоманскаяДиректор по персоналу компании OPEN Group
Востребованность профессии
По данным аналитиков «Авито Работа», за 2024 год спрос на кадры в ритейле вырос на 39%, а зарплаты — на 20% больше. По итогам 2024 года мерчандайзеры даже попали в пятёрку самых дефицитных вакансий на рынке труда Москвы. Острый дефицит кадров сегмент розничной торговли испытывает и в 2025 году. Эксперты объясняют это переходом работников в доставку, поскольку этот сегмент активно растёт и зарплаты там выше.
Аналитический центр Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР) провёл исследование рынка в 2024 году и проанализировал наём операционного персонала по пяти самым распространенным позициям, включая мерчандайзеров. Всего в III квартале было опубликовано 27 041 резюме и 20 102 вакансий на позицию мерчендайзера — это на 10% и 5,8% больше, чем во II квартале. Во всех регионах, кроме Московской области, спрос превышал предложение.
Мерчендайзеров в основном искали в сфере розничной торговли, в особенности в Москве и Приволжском федеральном округе. Ещё одна сфера, где отмечалась нехватка специалистов, — СМИ, маркетинг, реклама, BTL-реклама, PR, дизайн, продюсирование.
Зарплата мерчандайзера
По данным АКАР за 2024 год, независимо от сферы, самые высокие зарплаты получали мерчендайзеры из Москвы. Максимальная медианная зарплата была в отрасли товаров народного потребления — 69 700 рублей. Наименьший доход был у специалистов из Уральского федерального округа, занятых в индустрии электроники — 20 000 рублей.
В июне 2025 года, по данным сервиса GorodRabot, средняя зарплата мерчандайзера составляла 60 592 рубля. За месяц заработная плата изменилась на 3,5% — с 62 804 до 60 592 рубля. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 30 000 рублей.
Лидерами по количеству вакансий мерчандайзера-консультанта в России в июне были Москва, Казань и Краснодар. Примеры вакансий мерчандайзера в разных регионах:
Плюсы и минусы профессии
Плюсы:
- низкий порог входа (не требуется высшее образование);
- гибкий график (частичная занятость);
- возможность карьерного роста до супервайзера или торгового представителя;
- возможность работать в крупной компании.
Минусы:
- физическая нагрузка;
- рутинная работа;
- низкая зарплата на старте;
- выездной характер труда у мобильных мерчандайзеров;
- много отчётности.
Где учиться на мерчандайзера
Для входа в профессию высшее образование не требуется, но если отучиться по профилю в вузе, можно быстрее продвинуться по карьерной лестнице. Как правило, обучение основам мерчандайзинга проходит в рамках программ по маркетингу, торговле, менеджменту или дизайну.
Примеры вузов:
- Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации;
- Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ;
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»;
- Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения;
- Сибирский университет потребительской кооперации.
Примеры колледжей:
- Открытый социально-экономический колледж;
- Колледж Московского университета «Синергия»;
- Академия профессионального образования кадров;
- Международная академия экспертизы и оценки;
- Колледж Казанского инновационного университета имени В. Г. Тимирясова.
Курсы:
- Русская школа управления;
- Moscow Business School;
- Fashion Factory;
- Британская высшая школа дизайна;
- Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова.
«Зарплата мерчандайзеров варьируется в зависимости от региона, уровня ответственности, количества смен и обслуживаемых торговых точек. Как правило, доход в этой профессии складывается из оклада и бонусов, например, за перевыполнение плана продаж. Кроме того, на фоне дефицита кадров спрос на качественный мерчандайзинг только растет, что будет положительно сказываться на росте оплаты труда таких специалистов», — отметила Валерия Доманская.
Главное о работе мерчандайзера
- Мерчандайзер отвечает за максимально выгодную выкладку товаров на прилавках магазинов.
- Его задача — привлекать новых клиентов и повышать продажи торговой точки.
- Мерчандайзеры бывают мобильные, стационарные, супервайзеры и электронные. У каждого их них разные рабочие схемы. Например, мобильный мерчандайзер ездить по разным торговым точкам, тогда как стационарный обслуживает одну.
- Устроиться на позицию мерчандайзера можно без опыта и специальных знаний.
- Профессия востребована в 2025 году и-за кадрового дефицита в сегменте розничной торговли.
- В России средняя зарплата мерчандайзера составляет 60 000 рублей.
Получать от 100 тысяч и забыть про офис: 6 профессий для любителей работать руками