Цена ошибки — миллионы: буровик рассказал о зарплате, скважине и диких зверях
В первое воскресенье сентября профессиональный праздник отмечают люди, которые тяжёлым трудом добывают самые ценные природные ресурсы — нефть и газ. Для этого им приходится месяцами быть вдали от близких и цивилизации, трудиться по 12 часов в день в тяжёлых климатических условиях. Почему нельзя выходить за пределы месторождения, как прожить 30 дней в тундре и без каких качеств не обойтись на буровой, «Рамблеру» рассказал инженер-технолог Андрей Тимофеев.
Как появился праздник
Полное название праздника — День работников нефтяной и газовой промышленности. Но чаще всего его сокращают: в нефтяных регионах это День нефтяника, а в газовых — День газовика.
Официальная дата учреждения праздника — 28 августа 1965 года. Тогда вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР, в котором было прописано, что первое воскресенье сентября становится ежегодным праздником нефтяников и газовиков. Считается, что предпосылкой для этого стал доклад двух видных деятелей отрасли — Николая Байбакова, руководителя нефтедобычи в СССР, и Юрия Эрвье, главы Тюменского геологического управления. В январе 1965 года в Москве они выступили с докладом о росте добычи чёрного золота. Масштаб запасов нефти и героический труд работников отрасли так впечатлили председателя Президиума Верховного Совета СССР Анастаса Микояна, что он предложил чествовать их труд в первое воскресенье сентября — это выходной, и к тому же в это время года хорошая погода в большинстве регионов страны.
История российской нефтегазовой отрасли началась в XIX веке, когда была пробурена нефтяная скважина на Кубани. В 1866 году там забил фонтан нефти — первый в стране. В конце XIX века началась разработка Бакинского месторождения в Азербайджане, который тогда входил в состав Российской империи. После революции 1917 года нефтедобыча оказалась в кризисе, из которого отрасль начала выходить лишь в 1930 годах. В первой половине XX века нефть в основном добывали в Волго-Уральском макрорегионе, но к 1960 годам разработка недр постепенно смещалась в Западную Сибирь, где проводилось исследование нефтегазовых пластов и их промышленное освоение.
Чем занимаются нефтяники и газовики
Специалист нефтегазовой отрасли — обобщённое название работников, которые занимаются добычей и разработкой полезных ископаемых. Конкретные обязанности зависят от специализации и места работы. Вот чем занимаются сотрудники нефтегазовой отрасли:
- Следят за технологическим процессом. Определяют параметры для работы скважин и оборудования на месторождении, оперативно устраняют неполадки и аварийные ситуации.
- Оценивают работу. Следят за показателями, чтобы понять, как повысить эффективность добычи, разрабатывают решения для оптимизации и планируют текущий и капитальный ремонт оборудования.
- Работают с данными. Собирают и систематизируют информацию о процессе добычи, готовят документы по эксплуатации скважин и оборудования и отчёты о выполненной работе.
- Взаимодействуют с другими службами. Работают с геологами и геофизиками, а также с техническими службами, поставщиками и сервисными компаниями.
Инженер-технолог Андрей Тимофеев работает на газовых месторождениях в Ямало-Ненецком автономном округе. Он отвечает за состав и параметры бурового раствора, от которого зависит безопасная и эффективная работа скважины. Выбор профессии для Андрея оказался простым: в семье уже были работники нефтегазовой отрасли.
«Мой старший брат связал жизнь с бурением, он был для меня примером и кумиром. Я пошёл по его стопам: закончил в 2017 году Альметьевский политехнический техникум по специальности "бурение нефти и газа", затем поступил в Уфимский государственный нефтяной технический университет. Моя первая вахта была в Татарстане в компании "Бентотехнологии". Уже тогда я понял, что выбрал правильный путь. С высшим образованием для меня открылись двери в крупнейшие компании — "Газпром", "Роснефть", "Татнефть"».
Андрей Тимофеевинженер-технолог по буровым растворам
Сейчас газодобытчик работает вахтовым методом на ямальских месторождениях. Чтобы добраться туда, преодолевает более 2600 километров: из родного города Бугульма в Татарстане прилетает в Новый Уренгой, а затем ещё два-три часа добирается на машине до буровой. Каждый раз специалист оказывается на новом месторождении, поэтому сначала приходится адаптироваться.
«Вахта начинается со знакомства с инженером по технике безопасности. Первую неделю я не только выполняю свои обязанности, но и стараюсь узнать работу коллег — геологов, специалистов по наклонно-направленному бурению, буровой бригады», — поясняет Андрей Тимофеев.
В течение 30 дней специалист следит за состоянием бурового раствора — специальной жидкости, которая циркулирует в скважине, охлаждает долото, выносит шлам (обломки породы) и удерживает давление.
«Буровой раствор — "кровь скважины", и от инженера-технолога зависит, будет бурение идти спокойно или превратится в аварийный кошмар», — рассказывает Андрей.
Задача инженера — контролировать вязкость, плотность, уровень pH, фильтрацию, смазывающие характеристики и другие параметры раствора. Всё это влияет на безопасность и скорость бурения. Также в обязанности специалиста входит:
- Проведение лабораторных анализов — делает замеры и по их результатам вносит корректировки в состав раствора.
- Оформление документации — составляет суточные отчёты по растворам, расходу материалов, параметрам скважины.
- Взаимодействие со смежными специалистами — коммуницирует с буровыми мастерами, геологами, подрядчиками по сервису.
- Решение сложных ситуаций — при любых изменениях в составе раствора технолог вместе с буровой бригадой подбирает рецептуру раствора, чтобы стабилизировать ситуацию.
«Каждая скважина — отдельная история. Мне запомнились ночные работы в мороз -50 °C, спасение скважины и момент, когда в 28 лет я стал старшим инженером. На буровой каждый метр может стать последним, а жизнь зависит от твоей дисциплины и осторожности», — делится Андрей Тимофеев.
Как живут буровики
На месторождении во время вахты живут около 40 человек. Рабочий посёлок расположен рядом с буровой, в нём есть спальные вагончики, а также помещения, где находятся столовая, душевые, прачечная и комната отдыха. До места работы людей доставляет специальный автотранспорт.
«Для персонала на буровой чётко прописаны зоны, где можно находиться и работать. Выйти за пределы этой территории без разрешения нельзя. Нарушителям грозят серьёзные санкции от службы безопасности. Первая причина — промысловые риски. Вблизи скважин высокое давление, газ, тяжёлая техника, химия. Вторая — дикие звери. Вокруг буровой только тайга или тундра, а там встречаются медведи, лоси и волки. Особенно опасны они могут быть весной и осенью, когда активно ищут еду. Иногда зверей приходится отгонять шумовыми средствами, иногда даже ставят "караулы" в сезоны активности».
Андрей Тимофеевинженер-технолог по буровым растворам
Главными плюсами работы в нефтегазовой отрасли Андрей Тимофеев называет стабильную высокую зарплату и сплочённость вахтовиков. А самым сложным на вахте он считает:
1. Большую нагрузку. Газодобытчики работают от 12 часов в день без выходных — и так целый месяц.
«Бывает нехватка персонала в компании, тогда остаёшься работать один — и в день, и в ночь. Такие переработки не оплачивают, поэтому часто опускаются руки и хочется уехать домой. Но нужно зарабатывать и кормить семью», — рассказывает Андрей.
2. Изоляцию. Сотрудники добывающих компаний работают в тайге или тундре, вдали от городов. В течение месяца они всё время находятся в рабочем городке, выйти из него просто некуда.
3. Ответственность. Любая ошибка с буровым раствором приведёт к аварии или простою буровой. Это десятки миллионов рублей убытков, поэтому специалист постоянно чувствует груз ответственности.
4. Условия работы. Трудиться приходится и в мороз -50 °C, и во время сильных метелей, и в полярную ночь. Летом в тундре жарко, много комаров и мошкары. На буровой из-за работы тяжёлой техники всегда шумно и грязно.
5. Однообразие. Каждый день похож на предыдущий: замеры, отчёты, корректировки. Выбор досуга ограничен: можно поспать, сходить в комнату отдыха или спортзал, если он есть.
«Чаще всего тренироваться приходится подручными средствами — это пятилитровые бутылки воды, стулья или гантели из металлолома, которые по моей просьбе сделал наш сварщик. Мне 28 лет, я слежу за своим здоровьем — в этом помогают правильное питание, отказ от вредных привычек и регулярные тренировки», — делится Андрей Тимофеев.
Также в свободное от работы время инженер читает, снимает видео для своего блога и общается с семьёй онлайн.
«Если нет связи, пересматриваю фото жены и детей — это даёт силы. Старшей дочке четыре, младшей скоро будет годик. Бывает, что смотрю на близких, и от тоски слёзы наворачиваются», — делится буровик.
Где учиться
Получить образование и стать специалистом по добыче нефти и газа можно в вузе или колледже. Например, среднее профессиональное образование после 9-го или 11-го класса дают в одном из этих учебных заведений:
- Колледж Московского технологического института
- Центр среднего профессионального образования при Санкт-Петербургском технологическом университете
- Нефтеюганский политехнический колледж
- Уральский политехнический колледж
- Нефтекамский нефтяной колледж
Получить высшее образование на базе 11-го класса или колледжа можно в одном из вузов страны. Например, нефтяников и газовиков учат в:
- РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина
- Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
- Тюменский индустриальный университет
- Уфимский государственный нефтяной технический университет
- Кубанский государственный технологический университет
- Томский политехнический университет
Учиться придётся даже после окончания колледжа или вуза, отмечает Андрей Тимофеев.
«В работе мы применяем лабораторные установки для анализа растворов, сенсоры на буровой, компьютерные программы для моделирования, — рассказывает инженер. — Современное бурение — это высокие технологии. Постоянно появляются новые материалы и новые методы — за ними нужно следить и учиться применять на практике. За семь лет работы у меня появились идеи, как упростить труд на буровой, надеюсь, что когда-нибудь смогу их реализовать вместе с инженерами».
По словам Андрея Тимофеева, только знаний в нефтегазовой отрасли недостаточно. Потому что вахта и нефтегаз в целом — это не просто работа, а образ жизни. Для этого нужен характер. Нефтегазовая сфера и вахтовая работа — это для тех, кто готов терпеть трудности ради цели: хорошего заработка, опыта, иногда ради ощущения, что ты реально участвуешь в чём-то большом и важном, добавляет газодобытчик.
Качества, необходимые для работы на месторождениях
1. Профессиональные
- Внимание к деталям — действие «на глаз» может принести миллионы убытков.
- Техническое мышление — важно разбираться в процессах, схемах, оборудовании.
- Умение быстро принимать решения — на буровой нет времени на долгие раздумья.
2. Личные
- Стрессоустойчивость — приходится постоянно справляться с большими моральными и физическими нагрузками.
- Выносливость — специалисты работают по 12 часов в день в тяжёлом климате.
- Дисциплина — нужна, чтобы соблюдать режим и правила безопасности на буровой.
- Умение работать в команде — на месторождении все зависят друг от друга: от повара до бурильщика.
- Самоорганизация — никто не будет напоминать, что надо сделать замеры или дописать отчёт.
- Готовность быть вдали от семьи — при вахтовом методе работы специалисты подолгу не видят своих близких.
- Любопытство — желание разобраться в деталях и понять все нюансы дела.
- Позитивный настрой — без чувства юмора на месторождении тяжело: поддерживают в непростых условиях даже маленькие радости: новый фильм, хорошая еда, шутки с коллегами.
Сколько получают нефтяники
Уровень зарплаты зависит от региона, квалификации и специфики работы. Чем опытнее работник, тем выше его доход. Специалисты могут работать в различных организациях нефтегазовой отрасли:
- добывающих компаниях;
- сервисных организациях;
- проектных институтах;
- на предприятиях, производящих оборудование для нефтепромысловой деятельности;
- научно-исследовательских центрах и лабораториях;
- органах технического надзора и контроля.
Добыча нефти и газа регулярно входит в топ-5 отраслей с самыми высокими доходами. По данным Росстата, средняя зарплата нефтяников и газовиков в 2025 году составила 225 000 рублей. Больше всего специалистам платят в Сахалинской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Зарплаты сотрудников без опыта могут начинаться от 50 000–70 000 тысяч, опытных специалистов — 200 000 рублей и выше.
«Карьерный рост идёт от помощника инженера до начальника участка, главного инженера или руководителя проектов. У меня зарплата выросла с 34 000 до 300 000 рублей за семь лет. Путь был долгим и сложным, но он того стоил».
Андрей Тимофеевинженер-технолог по буровым растворам
Главное
- День работников нефтяной и газовой промышленности — это праздник, который объединяет представителей десятка специальностей. Но все они связаны с добычей ценных природных ресурсов.
- Нефтяникам и газовикам часто приходится трудиться в тяжёлых условиях и надолго разлучаться с близкими. При вахтовом методе работы специалисты находятся вдали от цивилизации: в тайге или тундре в северных районах страны.
- Получить одну из специальностей нефтегазовой отрасли можно в вузе или колледже. Помимо знаний, нефтяник или газовик должен уметь работать в команде, быть дисциплинированным и самоорганизованным, оставаться позитивным в любой ситуации.
- Зарплаты в нефтегазовой отрасли традиционно считаются одними из самых высоких в стране. Начинающие специалисты могут получать в среднем от 70 000 рублей, а доход опытных работников начинается от 200 000–300 000 тысяч рублей.
Отпуск на полгода, диковинные порты и пираты: моряк рассказал о профессии