Быть на одной волне со студентами и любить свою работу: преподаватель вуза о секретах профессии
19 ноября профессиональный праздник отмечают преподаватели вузов. Это не только строгие лекторы и экзаменаторы. Это ещё и наставники, вдохновители, мотиваторы, которые помогают студентам найти себя и дело всей жизни. О том, как удерживать внимание студентов, мотивировать и формировать у них любознательность, «Рамблеру» рассказал доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе, руководитель экспедиционного корпуса Государственного университета управления, член Российского географического общества Владимир Юрьевич Линник.
Любовь к науке и преподаванию в крови
Владимир Линник — представитель научной династии. Его отец, Линник Юрий Николаевич, также преподаёт в Государственном университете управления. Он доктор технических наук, профессор кафедры экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе. По словам Владимира Юрьевича, пример отца оказал значительное влияние на его решение сменить профессию.
Владимир не всегда был преподавателем. После окончания Московского государственного горного университета (ныне Горный институт НИТУ МИСИС) с дипломом инженера-системотехника он около десяти лет проработал в коммерческих компаниях, внедряя информационные системы управления.
В какой-то момент его профессиональная деятельность как консультанта по внедрению информационных систем достигла своего пика. Он реализовал всё, что мог в рамках этой должности, и работа стала казаться рутиной, превратилась в ремесло, которое уже не приносило удовольствия. Постоянные командировки тоже не радовали душу. Он бывал дома всего три-четыре дня в месяц.
Тогда ему подвернулась возможность стать доцентом на кафедре, и он откликнулся. Этот шаг стал судьбоносным, и по сей день Владимир не жалеет о своём выборе.
«Со временем моя работа стала казаться однообразной. Я уже не видел возможности развиваться дальше и достигать новых целей, а вместе с этим возникло желание передать свой опыт молодому поколению. В этот период начался кризис 2008 года. Моя компания постепенно теряла свои позиции. Тогда отец посоветовал: "Зачем мучиться дальше? Приходи в ГУУ, здесь есть стабильность и кому передавать свой опыт"».
Владимир Линник доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе, руководитель экспедиционного корпуса Государственного университета управления, член Российского географического общества
Так начался путь преподавателя Владимира Линника.
Преподавать — не только читать лекции, но и развивать потенциал студентов
По словам Владимира Юрьевича, сегодня работа со студентами вышла за рамки традиционных лекций и сдачи экзаменов. В современном вузе у студентов много возможностей для развития и самореализации не только в учёбе, но и в других сферах.
Вузы активно внедряют программы стажировок, научных исследований, волонтёрских проектов и международных обменов — так студенты приобретают ценный опыт и расширяют свои горизонты.
Работа без зарплаты: зачем люди идут в волонтёры и что получают
По мнению Владимира Линника, задача современного преподавателя — понимать студентов и слышать их.
«У нас очень хорошие студенты. Если и на лекции, и в экспедиции настроишься с ними на одну волну, то начинаешь их лучше понимать. А они, в свою очередь, вдруг обнаруживают, что преподаватель не такой уж и строгий. И даже в чём-то тоже человек. Самое сложное — захватить внимание студентов, "разбудить" аудиторию. Не всегда, но бывает так, что аудитория сонная, студенты инертные. Вот тогда приходится искать способы их "завести"», — делится опытом Владимир Линник.
В таких условиях преподаватели не просто передают знания, а помогают студентам раскрывать свои таланты, развивать навыки командной работы, лидерства и коммуникации. Тогда современное образование становится не только получением диплома, но и формированием компетенций, необходимых для успешной карьеры и полноценной жизни.
«Современному преподавателю надо быть профессионалом своего дела. Он должен очень хорошо знать свой предмет. И конечно, надо любить студентов. Иначе далеко не уйти», — добавляет Владимир Юрьевич.
Формировать патриотов и любознательную молодёжь
Владимир Линник уделяет большое внимание внеурочной деятельности студентов ГУУ. Его работа связана с проведением экспедиций историко-патриотической и экологической направленности. Владимир Юрьевич возглавляет Экспедиционный корпус ГУУ, который был учреждён в феврале 2024 года.
«Моей задачей стало создание межвузовского студенческого сообщества, объединяющего молодёжь для выездов в удалённые регионы — от заброшенных деревень с утраченными храмами, которые студенты помогают восстанавливать, до мест боевой славы, где в период Великой Отечественной войны красноармейцы отражали и оттесняли фашистские войска».
Владимир Линник доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления в топливно-энергетическом комплексе, руководитель экспедиционного корпуса Государственного университета управления, член Российского географического общества
Этот корпус открыт для всех желающих студентов и представляет собой именно служебно-прикладное объединение, а не туристическую организацию.
Главная цель поездок — оказание помощи в решении конкретных задач на местах. В поездках студентов сопровождают все испытания полевой жизни: палатки, костёр, комары, жара или холод, тяжёлый рюкзак, пара суток в поезде.
«Особенность нашей деятельности — в разнообразии уникальных мест нашей огромной страны, каждая экспедиция по-своему захватывающая и значимая», — рассказывает профессор.
Владимир Линник со студентами успели побывать в очень разных местах.
- На экологической уборке прибрежных территорий Баренцева моря.
- В волонтёрской поездке в Зосимову пустынь — монастырь во Владимирской области. Ездили туда 27 раз.
- В экспедиции по восстановлению растительного биоразнообразия в Вологодской области.
- В поисковой экспедиции на территории Себежского укрепрайона в Псковской области.
«У нас очень большая страна. Куда бы ребята ни приехали, везде удаётся найти что-то уникальное, везде что-то цепляет», — добавляет Владимир Линник.
Весной 2025 года студенты отправились в Вологодскую область для участия в проекте по восстановлению растительного биоразнообразия местной флоры, занимались посадкой саженцев лиственницы и дуба.
По возвращении ребята поделились курьёзной историей: они несли воду к лагерю, испугались шевеления в кустах, предположив, что это медведь. Вопреки инструкциям, поспешно побросали груз и бросились к лагерю, вызвав у находящихся там студентов панику и испуганные крики: «Не бегите в лагерь, только в лагерь не бегите!» В итоге выяснилось, что тревога была ложной.
«Главное наше достижение на сегодняшний день — то, что корпус не развалился сразу после его создания, — смеётся Владимир Юрьевич. — Планов море. Нужно искать финансирование, работать с заявками на гранты, искать спонсоров, чем я сейчас активно и занимаюсь. Хотелось бы чаще ездить с ребятами, но это не всегда удаётся».
День преподавателя высшей школы: история праздника и интересные факты о вузах
Как влияет ИИ на учебный процесс
По словам профессора, студентам в учебном процессе помогает искусственный интеллект: они быстрее находят ответы на вопросы и ориентируются в материале.
«Такие умные сразу становятся, пока не заставишь их телефон убрать подальше в сумку», — смеётся Владимир Линник.
По мнению преподавателя, высшую школу ожидают новые и более серьёзные вызовы, связанные с развитием и внедрением нейросетевых технологий. Любой здравомыслящий студент будет стремиться выбрать путь наименьшего сопротивления: сталкиваясь с дополнительными заданиями, он всё чаще прибегает к помощи искусственного интеллекта, получая тем самым практически безупречные решения. Проблема возникает, когда преподаватель спрашивает студентов о значении конкретных расчётов, причинах выбора именно этого метода или подхода. Ответы оказываются поверхностными или неполными. Запретить использование ИИ почти невозможно, и это создаёт новые этические и педагогические дилеммы, которые нужно разрешать.
«Есть риски для будущего поколения профессионалов, а они очень нам нужны. Мои студенты справятся, я в них не сомневаюсь», — добавляет Владимир Линник.
Вузы рассказали, как ИИ изменит высшее образование
Преимущества работы преподавателем вуза
- Возможность делиться знаниями. Передача знаний студентам, влияние на их профессиональное развитие, наблюдение за их успехами — повод для гордости любого педагога.
- Научная деятельность. Возможность заниматься исследованиями, публиковать статьи и развивать свою область.
- Профессиональный рост — в виде повышения квалификации, участия в конференциях, форумах, семинарах.
- Работа в академической среде. Общение с коллегами, участие в научных и образовательных проектах.
- Влияние на будущие поколения, в том числе через внеурочную деятельность, формирование молодых специалистов и вклад в развитие науки и образования.
С какими трудностями сталкивается современный преподаватель
- Бюрократия. Преподавателям приходится заполнять большое количество отчётов, документации и соблюдать формальности, которые отвлекают от основной работы.
- Высокая нагрузка. Большое количество учебных часов, подготовка к лекциям, экзаменам, семинарам.
- Быстро меняющиеся требования — постоянное обновление программ, внедрение новых технологий и методов обучения.
- Трудно вызвать интерес студентов к предмету — привлечь и удержать их внимание, — низкая мотивация и малая активность молодёжи.
- Недостаток времени на научную деятельность. Совмещение преподавания с научными исследованиями зачастую затруднено из-за плотного графика занятий.
Главное
- Современное преподавание выходит за рамки традиционных лекций и экзаменов — оно направлено на развитие потенциала студентов, включая внеучебные инициативы и практическую деятельность.
- Вузы внедряют разнообразные программы — стажировки, научные исследования, волонтёрские проекты, международные обмены и проектную работу, что помогает студентам получать ценный опыт и развивать навыки.
- Важная задача преподавателя — понимать, слышать и «заводить» студентов, чтобы заинтересовывать их учебным процессом и помогать раскрыть таланты и лидерские качества.
- Внеаудиторная работа, например экспедиции историко-патриотической и экологической направленности, формирует у студентов чувство патриотизма, командный дух и практические навыки.
- Для эффективной работы преподаватель должен быть профессионалом, хорошо знать предмет и любить студентов.
Ошибка в сантиметр может унести сотни жизней: проектировщики честно о профессии