Не хватает даже пиарщиков: какие кадры остро нужны в сфере ретейла

В 2025 году в торговле наблюдается острый дефицит сотрудников. Самыми востребованными профессиями в ретейле стали пиарщики, специалисты по информационной безопасности и упаковщики. Это показало совместное исследование hh.ru и Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) ко Дню работника торговли и Дню PR-специалиста. «Рамблер» рассказывает, почему в торговле не хватает людей и как решить проблему кадрового голода.

Не хватает даже пиарщиков: какие кадры остро нужны в сфере ретейла
© visualspace/iStock.com

Кого не хватает в торговле

В 2025 году по темпам роста числа вакансий в ретейле самыми востребованными стали массовые линейные специальности:

  • упаковщики — за год число вакансий в ретейле выросло на 130%;
  • администраторы — на 44%;
  • товароведы — на 38%;
  • разнорабочие — на 23%;
  • курьеры — на 23%.

Среди офисных специальностей больше всего вырос спрос на профессии, не связанные напрямую с розничной торговлей. Это:

  • PR-специалисты — рост числа вакансий за год на 135%;
  • специалисты по информационной безопасности — на 97%;
  • аналитики данных — на 89%;
  • специалисты по сертификации — на 83%;
  • продуктовые аналитики — на 63%.

Кроме специалистов по информационной безопасности и аналитиков данных крупные розничные сети нуждаются в:

  • категорийных менеджерах;
  • менеджерах по продукту;
  • специалистах по закупкам и логистике.

Развеять фейк про «людоеда» и уговорить кота сниматься: пиарщик рассказала о своей работе

Среди торгового персонала быстрее всего растёт спрос на:

  • продавцов;
  • пекарей;
  • поваров;
  • сборщиков онлайн-заказов.

По структуре и доле вакансий в торговле традиционно больше всего не хватает:

  • продавцов-консультантов — на них приходится 68% от всех вакансий в отрасли;
  • администраторов магазинов — 8%;
  • управляющих торговых точек — 8%;
  • мерчандайзеров — 7%.

Почему ретейлу не хватает людей

Цифровая трансформация

Эксперты считают, что рост спроса на «сервисных» специалистов в ретейле вызван процессами цифровой трансформации отрасли, ужесточением регуляторных требований и обострением конкуренции за кадры. Торговля борется за каждого потребителя и вынуждена быстро реагировать на запросы бизнеса.

Ретейлу нужно быстрее решать бизнес-задачи, понимать поведение потребителя, а значит, нужны аналитики. Они изучают пути покупателей в приложениях и офлайн-магазинах, улучшают конверсию. А частые кибератаки вынуждают организации торговли искать высококвалифицированных специалистов в сфере информационной безопасности.

«Рост спроса на пиарщиков и айтишников в сфере торговли объясняется углублением цифровизации, которая создаёт дополнительные возможности удалённого взаимодействия с клиентом через цифровые каналы. Ретейл нуждается в специалистах, способных решать задачи использования новых технических решений и обладающих знаниями и навыками в области цифровых инструментов. Это нужно для привлечения и удержания клиентов, а также цифрового продвижения товаров и услуг».

Михаил Хачатурян
Михаил Хачатурянкандидат экономических наук, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового Университета при Правительстве РФ

Демографический кризис

По данным Росстата, в ретейле задействовано около 20% занятого населения страны. Каждый пятый трудящийся в России работает в сфере торговли. Падение рождаемости и старение снизили число экономически активного населения. Демографический кризис 1990-х остро ощущается в нехватке специалистов 30–35 лет — это возраст пика профессиональной эффективности. Кроме того, события 2022 года вызвали серьёзный отток из страны высококвалифицированных кадров.

«Сфера торговли, как и вся российская экономика в целом, живёт в условиях дефицита кадров. Причины его возникновения вызваны снижением численности работающего населения из-за сложной демографической ситуации», — отмечает Михаил Хачатурян.

Как решить проблему кадрового голода

Автоматизировать рутинные процессы

По мнению собеседника, важным фактором решения проблемы дефицита кадров становится ускорение и углубление процессов цифровизации и роботизации бизнес-процессов. Они позволяют освободить человеческие ресурсы от рутинных функций и направить на реализацию стратегических и творческих задач. Например:

  • разрабатывать новые механизмы функционирования предприятий;
  • улучшать взаимодействие с клиентами;
  • продвигать товары и услуги.

Владельцы и топ-менеджеры в ретейле это осознают и активно реализуют такие проекты, автоматизируя внутренние процессы. Однако масштабные изменения не происходят в одночасье и требуют значительного времени и средств на подготовку и реализацию.

Предлагать дополнительные бонусы

Рост зарплат не решает проблему кадрового голода. По данным «Авито Работы», за год средние зарплатные предложения в ретейле выросли на 28%. В первом полугодии работодатели в среднем предлагали сотрудникам зарплату в 61 736 рублей в месяц. Тем не менее кадровый голод в сфере торговли продолжает ощущаться.

Аналитики озвучили размер зарплаты в розничной торговле — динамика роста удивляет

В федеральных розничных сетях для привлечения персонала также предлагают:

  • гибкий или гибридный график работы;
  • ДМС;
  • прозрачные системы премирования за выполнение KPI;
  • обучение в корпоративном университете и образовательные гранты;
  • юридические и психологические консультации;
  • компенсацию питания и занятий спортом, бесплатные обеды;
  • корпоративный транспорт;
  • специальные скидки для сотрудников на продукцию своей сети.

Главное

  1. В сфере торговли острее ощущается нехватка кадров из-за цифровизации экономики и демографического кризиса.
  2. Спрос на специалистов в сфере продвижения и ИТ вызван увеличением информационной нагрузки на потребителей. Бизнесу важно разбираться в технологических нововведениях и качественно доносить информацию до покупателей всех целевых аудиторий.
  3. Рост зарплат не решил проблему нехватки кадров. Организации торговли вынуждены привлекать сотрудников через разные корпоративные программы: ДМС, бесплатные обеды, скидки для сотрудников, удобный график или премирование.

Продавал тюльпаны, симки и мёд: маркетолог поделился, с чего начинал и как вырос