Как кандидаты дурят работодателей ради высоких зарплат и что такое взлом найма
Рынок сужается, вакансий становится меньше, а соискателей — больше. В погоне за работой кандидаты идут на всё и даже откровенно врут на всех этапах отбора, чтобы получить заветный оффер. Особенно часто это встречается в IT-среде, где даже появился новый термин — «взлом найма». Как правило, этой схемой пользуются новички, которые хотят войти в айти. Они преувеличивают свой опыт, причисляют себе несуществующие проекты и приписывают знания, которых у них нет. Как зародился тренд, почему рекрутеры не всегда могут распознать врунишку и можно ли такого соискателя наказать за обман, «Рамблер» узнал у экспертов.
Откуда пошёл тренд
Антон Назаров называет себя «взломщиком найма» и ведёт канал на YouTube. Он создал сообщество «Осознанная меркантильность», которое описывает как «самый эффективный инструмент для трудоустройства и зарплатного роста в IT». Для вступления нужно оформить подписку: самый дешёвый тариф — 200 рублей, самый дорогой — 150 000 рублей. Назаров утверждает, что его советы помогут айтишникам пройти любое собеседование даже без опыта, то есть взломать найм. То, что опыт соискателей накручен, никто не скрывает: вместо реальной истории используется слово «легенда».
Своих подопечных Назаров называет «волками» — такие соискатели продвигаются в карьере с помощью осознанной меркантильности, стрессоустойчивости и накрутки опыта в резюме. За счёт этого новички входят в IT — трудоустраиваются на позиции прокачанных специалистов с хорошей зарплатой, а потом делятся готовыми шаблонами резюме и скриптами собеседований с другими.
Эксперты бьют тревогу: компании ищут серьёзных специалистов, а рынок наводнили кандидаты без опыта, которых не всегда получается раскусить. В итоге работодатель получает неквалифицированных сотрудников, которые не способны выполнять свои обязанности, но при этом получают зарплату. Понять, что человек попросту «накрутил» опыт в резюме, удаётся не сразу, а только на испытательном сроке или даже позже. Тестовое тоже не даёт понимания, ведь его можно сделать с помощью ИИ или платно.
«Накрутчики действуют "как голодные волки" на рынке труда. Они не просто приукрашивают резюме и расставляют акценты, а создают целые конструкции иллюзий: мнимый опыт, проекты, должности, которых не было, достижения, не подтверждаемые фактами. Создают легенду, подогнанную под алгоритмы отбора и шаблоны HR-отсевов, чтобы пройти фильтры, которые в норме работают как защитный механизм. То есть человек пытается обмануть систему найма, используя её слабые места: шаблонные фильтры, автоматические проверки, доверие к резюме без глубокого бэкграунда».
Екатерина Боровецэксперт по профориентации и развитию карьеры, руководитель центра карьеры Skillbox
По словам эксперта, «волки» используют одинаковые фразы в резюме и заранее прописанные ответы на часто задаваемые технические и поведенческие вопросы. Они дают нечёткие формулировки, которые нельзя легко опровергнуть. При звонке или на первых интервью быстрые, уверенные ответы таких соискателей звучат правдоподобно. А после приёма на работу нехватка экспертизы начинает медленно проявляться, но заметно это не сразу, особенно если руководство ослабило контроль.
По мнению Екатерины Боровец, причин появления «взломщиков найма» в IT несколько:
- растущая конкуренция и переизбыток кандидатов;
- скорость отбора;
- уязвимость отбора.
Уязвимость отбора проявляется в том, что рекрутеру нужно быстро найти подходящего соискателя, при этом первый не является программистом и не может подловить человека на нестыковках. Использование искусственного интеллекта также даёт осечки: при поиске применяются определённые алгоритмы, которые ищут нужных кандидатов по словам-триггерам.
«Чем больше развиваются технологии, тем проще стать "волком" — переделывать резюме с помощью чата GPT, узнавать об алгоритмах отбора, маскироваться под профессионалов и даже использовать дипфейки. Не забудем и про то, что экономика находится в сложном положении, цены растут, людям нужно на что-то жить и платить за жильё. Поэтому некоторые готовы на всё, лишь бы как можно скорее заполучить работу с хорошей зарплатой», — говорит эксперт.
Почему рекрутеры не всегда могут вычислить «волков»
Некоторым «накрутчикам» удаётся пробить брешь в HR-системе и получить заветный оффер. Это связано с ограниченным временем у рекрутеров. Они получают сотни резюме в день, просматривают их поверхностно и делают упор на отдельные блоки вроде реального опыта.
Порой на чтение резюме у эйчара есть считаные секунды. Если он замечает триггерные слова, то приглашает кандидата на собеседование. На этом этапе у нанимателя нет возможности сразу же проверить слова соискателя — у рекрутера есть чек-лист, по которому он идёт. Более глубокая проверка происходит на последующих этапах найма. К тому же кандидаты показывают проактивную позицию: пишут в личные сообщения рекрутеру, уверенно ведут себя на собеседовании и имеют заготовленные ответы.
«Порой эйчары сами торопятся найти подходящего кандидата, поскольку от этого зависит их зарплата. Из-за этого могут не соблюдаться отдельные требования, например тщательная проверка бывших работодателей и выполненных проектов. Тестовые задания часто выдают на дом, и кандидат может решить его с помощью ИИ или с ментором за деньги. А после приёма на работу некоторое время кандидата могут не проверять глубоко, исходя из того, что ему нужно влиться в новый коллектив и задачи», — поясняет Екатерина Боровец.
Проблем добавляет и развитие искусственного интеллекта: с его помощью соискатели выполняют тестовые задания и даже проводят собеседования. Известен случай, когда айтишник помог другу получить оффер, используя технологию дипфейк: он «надел» на себя «лицо» соискателя и прошёл онлайн-собеседование. Кроме того, прошедшие отбор кандидаты сливают в Сеть тестовые задания и предлагают выполнить их за кандидата за оплату. Тем самым работодателям приходится придумывать новые дополнения к тестовым, чтобы отлавливать «накрутчиков» ещё на подходе.
Как это вредит бизнесу
Трудоустройство «накрутчиков» порождает не только финансовые проблемы для работодателей, которые вынуждены платить зарплату неквалифицированным кадрам, зачастую даже не подозревая этого.
Такие сотрудники не справляются с нагрузкой, затягивают выполнение проектов, делают серьёзные ошибки, подставляя всю команду и принося убытки для бизнеса. Это вызывает конфликты, повышает затраты на контроль, наставничество и обучение. Компании вынуждены увольнять таких людей и искать замену, а это дополнительные расходы для работодателей. Это также подрывает репутацию организации.
«Наём сотрудника, который соврал о своём опыте, ухудшает качество команды и подрывает доверие внутри: когда один "взломщик" сидит рядом с теми, кто честно развивается, это демотивирует. А ещё вызывает вопросы: неужели кадры для компании так плохо проверяют?» — говорит Екатерина Боровец.
По её мнению, «волчий» тренд — это своеобразный месседж для компаний: если соискатели идут на такие ухищрения, значит, требования рынка непомерны, а привычные стандарты отбора уже не работают. Для рекрутеров и менеджеров это повод ввести более жёсткие механизмы проверки фактов и тестовые задания с реальными задачами. А для других сфер — звоночек о том, что подобные тенденции могут добраться и до них.
«"Взлом найма" как массовое явление зародился и расцвёл именно в IT-среде. Порог проверки там ниже: рекрутеры часто не программисты, а интервью ведут по чек-листам. У кандидата есть пространство "сыграть уверенно". Навыки проверяются не сразу, а в процессе адаптации, особенно при удалёнке. Тестовые часто дают "на дом", их можно сделать с кем-то. Возможно, этот тренд не станет массовым для всех профессий, но точно вдохновит кого-то на подобные "подвиги"», — отмечает Боровец.
Главное
- «Взлом найма» появился в IT-среде из-за жёсткой конкуренции соискателей. Особенно сейчас, когда предложений о работе становится меньше, а кандидатов — больше.
- «Взломщики» пытаются получить хорошую работу, не имея достаточного опыта, квалификации и знаний, путём обмана. Их вторая задача — договориться с работодателем о максимально привлекательной зарплате.
- «Накрутчики» обращаются к менторам, которые за деньги рассказывают о том, как обмануть рекрутера и заполучить оффер. Некоторые предлагают за оплату сделать тестовое задание и подготовить ответы для прохождения собеседований.
- Рекрутеры не всегда могут распознать обманщика: отбор идёт быстро, поверхностно, с применением ИИ и определённых алгоритмов. Кроме того, эйчары не разбираются в программировании и не могут сразу увидеть нестыковки в рассказах кандидатов.
- Для бизнеса наём «взломщиков» несёт финансовые потери и репутационные риски.
Карьерный кэтфишинг: как зумеры мстят работодателям за обман в вакансиях