Сегодня нейросети уже пишут тексты, анализируют данные и советуют, как жить. Но сможет ли искусственный интеллект заменить университет — место, где рождается мышление? Этим вопросом открылась IX конференция СберУниверситета «Больше чем обучение». Тема встречи «Homo cogitans: человек думающий» задала тон всему разговору: каким станет образование, если учить будет не только человек, но и машина.

Вузы рассказали, как ИИ изменит высшее образование
© Freepik

ИИ — не замена, а инструмент развития

Тема внедрения искусственного интеллекта стала одной из ключевых на конференции СберУниверситета «Больше чем обучение». Глава Сбера Герман Греф отметил, что применение ИИ в образовании — одно из самых перспективных направлений.

«ИИ уже лежит в основе всей образовательной экосистемы Сбера. А ключевой компетенцией сотрудника становится умение работать с ним», — сказал Греф.
© IX конференции «Больше чем обучение» СберУниверситета

Профессор МГУ, психофизиолог Александр Каплан добавил, что человечеству предстоит научиться мирно сосуществовать с ИИ:

«Нейросети должны помогать человеку упорядочивать и структурировать информацию, чтобы легче было её осваивать и превращать в знание».

Ректор Российской экономической школы Антон Суворов подчеркнул, что ИИ способен не только заменять человека в рутинных задачах, но и дополнять его, освобождая время для творчества и аналитической работы. В своём выступлении Антон Суворов обозначил риски автоматизации в виде угрозы потери рабочих мест и влияния на человеческое достоинство. По его словам, вузы и государство должны инвестировать в образование и науку, помогая обществу адаптироваться к вызовам, связанным с ИИ.

Директор центра индустрии образования Сбербанка Артём Соловейчик, считает, что сегодня ИИ открывает беспрецедентные возможности, но только для тех, кто сам стремится расти, учиться и не боится сложных задач.

«Технологии могут ускорить путь в обучении, но не способны заменить внутреннюю мотивацию: готовность преодолевать препятствия и постоянно выходить за пределы зоны комфорта».

Артём Соловейчик
Артём Соловейчикпсихолог, педагог, директор Центра индустрии образования Сбера

Директор «Школы 21» Александр Федяков предложил метафору: ИИ — это когнитивный экзоскелет, который принимает на себя самую тяжёлую работу.

«ИИ берёт на себя рутинные задачи: ищет информацию, обрабатывает данные, структурирует и упорядочивает знания. А участники обучения развивают навыки: учатся совместно ставить задачи, распределять роли, работать с этическими дилеммами и осмысливать цели».

Александр Федяков
Александр Федяковдиректор «Школы 21»

По словам генерального директора «Нетологии» Марианны Снигиревой, не стоит полностью делегировать все задачи и перекладывать ответственность на ИИ.

«Важно, чтобы каждый студент понимал: искусственный интеллект — это помощник, а не замена мышлению. Наша задача — помочь студентам прийти к этому пониманию самостоятельно. Потому что цель обучения — не пройти курс, а стать профессионалом. А если перекладывать работу на алгоритм, этой цели не достичь».

Марианна Снигирева
Марианна Снигиревагенеральный директор образовательной платформы «Нетология»

В целом участники конференции пришли к выводу, что будущее образования заключается в синергии человека и искусственного интеллекта:

  • Технологии могут помочь, ускорить, упростить и персонализировать обучение.
  • В центре всё равно останется человек с его мотивацией, критическим мышлением, способностью к осмыслению и ответственностью за результат.

Необходимо разумно интегрировать искусственный интеллект в образовательную систему и жизнь. ИИ должен усиливать человека, а не заменять его. Такой подход — ориентированный на развитие человека думающего и осознанного — становится новым стандартом в образовательной индустрии.

Что думают вузы о внедрении ИИ

«Рамблер» спросил представителей ведущих вузов страны, как они относятся к внедрению ИИ в процесс обучения: считают это помощью или помехой для образовательного процесса.

В пресс-службе МГТУ им. Н.Э. Баумана отметили, что искусственный интеллект в образовании — закономерный этап развития образовательных технологий. Уровень проработанности ИИ сегодня позволяет ему быть вспомогательным инструментом, подобно калькулятору в своё время. ИИ помогает решать практические задачи: от создания программного кода до структурирования и проверки текстов. Всё это заметно ускоряет учебный процесс и повышает его эффективность. Однако ИИ никогда не заменит самостоятельное мышление. Когда студент полностью полагается на искусственный интеллект, в должной мере не формируются аналитические и логические навыки — те самые компетенции, которые лежат в основе инженерного мышления.

«Мы поддерживаем интеграцию ИИ в образовательный процесс и видим в этом потенциал, но убеждены, что использовать такие инструменты необходимо осознанно и с пониманием их роли — как средства, а не замену человеческому интеллекту», — подчеркнули в пресс-службе университета.

Директор Центра трансформации образования Московской школы управления «Сколково» Ольга Назайкинская отмечает, что с развитием технологий в вузах появляются новые возможности с применением ИИ, например:

  • организация исследовательской деятельности;
  • внедрение ИИ-агентов как субъектов учебного процесса наряду с преподавателем и студентом;
  • аналитика данных для построения образовательных траекторий и рекомендаций.

Преподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге Святослав Державин поделился, что активно развивает у студентов навыки проектного обучения и экономико-математического моделирования. Что касается ИИ, Президентская академия в Санкт-Петербурге рассматривает его как инструмент усиления образовательного процесса, но подчёркивает: целеполагание и принятие решений остаются прерогативой человека.

«В приоритетах нашего вуза — формирование новой управленческой культуры, подготовка специалистов для цифрового государства. Институт стремится к технологическому суверенитету и цифровой зрелости управленческих кадров».

Святослав Державин
Святослав Державинпреподаватель кафедры бизнес-информатики Президентской академии в Санкт-Петербурге

Стало известно, как вузы будут набирать студентов-платников

Главное

  1. Внедрение ИИ должно не заменять человека — преподавателя, студента, учёного, — а стать инструментом, ускоряющим процессы обучения, исследования и анализа.
  2. Будущее образования заключается в синергии человека и ИИ. Технологии могут помочь, ускорить, упростить и персонализировать обучение. Но в центре всё равно останется человек с его мотивацией, критическим мышлением, способностью к осмыслению и ответственностью за результат.
  3. ИИ необходимо разумно интегрировать в образовательную систему и жизнь человека. Он должен усиливать человека, а не заменять его. Человек находится в центре системы.

Эксперты увидели пузырь на рынке образования, диплом — не гарантия найти работу

Видео по теме от RUTUBE