Сплетни и доминирование: как узнать и обезвредить токсичного коллегу
Токсичные коллеги — горе в любом коллективе. Работать с неприятными людьми каждый день бок о бок — настоящее испытание на прочность. Сплетни, интриги, подковёрные игры становятся частью рабочих процессов, а это негативно влияет на производительность труда и эффективность команды. При этом интриганы могут хорошо маскироваться и потихоньку разрушать коллектив изнутри, выдавливая из компании неугодных и подрывая моральный дух остальных. Как распознать офисного «токсика» и защитить свои границы, «Рамблер» узнал у эксперта.
Кто такие токсичные коллеги
Тему деструктивных отношений на работе изучали учёные из Гарвардской школы бизнеса Майкл Хаусман и Дилан Майнор. В их исследовании «Токсичные работники» говорится, что офисные абьюзеры могут наносить компании значительный финансовый, юридический и репутационный ущерб. Это может проявляться в потере клиентов, снижении морального духа сотрудников, росте текучести кадров и т. д.
При этом токсичные работники часто более продуктивны, чем остальные сотрудники, поэтому компании не спешат расставаться с такими кадрами. Однако в долгосрочной перспективе вреда от них для бизнеса гораздо больше, ведь такие люди не просто мешают рабочим процессам, но и демотивируют весь коллектив.
Более двух третей россиян (75%) сталкиваются с проявлением токсичности на работе, показал опрос консалтинговой компании «Культура Инноваций» и Online Market Intelligence. 53% из тех, кто сталкивается с этим явлением, отметили, что токсичность негативно сказывается на их продуктивности, вплоть до сведения к нулю.
71% респондентов готовы покинуть компанию из-за нездоровой атмосферы в коллективе, в основном это люди в возрасте 25–34 лет. 72% участников опроса хотя бы раз меняли работу из-за токсичных коллег. Чаще из-за токсичности компании покидают женщины — 75% по сравнению с 67% мужчин.
«Он меня убивает»: как ужиться с токсичным начальником
Токсичность в корпоративной среде чаще всего проявляется как:
- унижения и оскорбления;
- несоблюдение правил и договорённостей;
- деструктив и манипуляции;
- негатив и конфликты;
- неуместные эмоциональные проявления;
- неспособность к конструктивному диалогу;
- нарушение личных границ;
- доминирование и контроль.
Иными словами, токсичность в компании определяется авторами исследования как деструктивные рабочие отношения и коммуникация, которые негативно влияют на взаимодействие в команде и состояние сотрудников, снижая производительность и инновационный потенциал.
Конкуренция на работе: как выдержать и не поехать кукухой
Как распознать токсичного коллегу
Исследование Cornerstone показало, что токсичные люди в команде на 54% повышают вероятность ухода других сотрудников. «Токсиков» легко обнаружить после их присоединения к компании и гораздо сложнее — при трудоустройстве.
Распознать токсичного коллегу в команде можно по ряду признаков:
- Постоянный негатив и цинизм. Такой человек всегда недоволен, часто жалуется и даже нейтральные ситуации превращает в повод для критики или сарказма.
- Манипуляции, интриги. Токсичные сотрудники склонны манипулировать коллегами, распространять слухи, строить интриги и обсуждать других за спиной.
- Отказ брать на себя ответственность. Офисный абьюзер редко признаёт свои ошибки, предпочитает обвинять других, не готов отвечать за свои действия.
- Склонность к конфликтам. «Токсик» часто провоцирует или раздувает конфликты, не умеет мирно решать разногласия, создаёт напряжённую атмосферу.
- Игнорирование интересов команды и личных границ. Коллега не считается с мнением и интересами других, нарушает личные границы, может навязывать свои идеи или отвлекать от работы.
- Эгоизм и излишняя самоуверенность. Офисный «токсик» ставит свои цели выше командных, обесценивает вклад других, может присваивать себе чужие заслуги.
- Саботаж правил и процессов. Токсичный коллега нарушает корпоративные нормы, может саботировать рабочие процессы, игнорировать установленные правила.
- Пассивная агрессия или открытая грубость. Человек может быть резким, циничным, использовать пассивно-агрессивные методы воздействия.
- Активность без результата. Офисный «токсик» много говорит, но не приносит реальной пользы, отвлекает других от работы, не выполняет свои задачи.
Важно отличать токсичных коллег от сотрудников, оказавшихся в непростой жизненной ситуации.
- Тот, кто столкнулся с трудностями, тоже может вести себя негативно по отношению к другим членам команды, но после урегулирования личной ситуации это проходит.
- «Токсик» проявляет себя регулярно и на разных уровнях взаимодействия, а не эпизодически. Если негативное поведение — постоянная модель, а не временная реакция на стресс, скорее всего, перед вами токсичный сотрудник.
«У меня была клиентка, которая стала жертвой токсичных коллег. Женщина работала менеджером по продажам, продукт компании был сложным, требовалось много усилий для его продвижения, развития отношений с клиентами и партнёрами. При этом ей хорошо платили. Но несколько коллег в коллективе и лидер направления были токсичными и практиковали газлайтинг — это форма манипуляции, которая заставляет жертву сомневаться в своей адекватности и восприятии реальности. Так они хотели выжить мою клиентку из компании. Она пришла ко мне, чтобы понять, стоит ли оставаться на этой работе. В итоге после коуч-сессии решила уйти из компании для сохранения себя и своей карьеры, так как уже начала страдать карьера и портиться профессиональная репутация».
Стася Зенцовасооснователь проекта «Карьера без барьера», HR-менеджер, профориентатор взрослых
Как говорить «нет» на работе: учимся отказывать начальнику и коллегамЧто делать, если коллега оказался офисным абьюзером
Если кто-то из коллег негативит в вашу сторону, грубо шутит и провоцирует на конфликты, стоит задуматься, хотите ли вы оставаться в таком коллективе. Если чувствуете в себе силы и готовность защищаться от нападок офисных абьюзеров, можно прибегнуть к следующим тактикам:
Установите личные границы
Определите, что для вас приемлемо в общении, и не позволяйте токсичному коллеге пересекать эти красные линии. Если возможно, измените рабочий график, пересядьте на другое место или минимизируйте личные контакты. На провокационные или неприятные разговоры отвечайте нейтрально и спокойно: «Я не готов обсуждать это, мне нужно работать».
Сохраняйте самообладание
Не поддавайтесь на провокации, не вступайте в бессмысленные споры и не принимайте критику токсичного коллеги на свой счёт. В общении с таким человеком сохраняйте спокойствие, делайте паузы перед ответом, дышите глубоко и не позволяйте эмоциям брать верх.
Используйте метод «серого камня»
Вы должны изменить своё поведение с токсичным человеком так, чтобы лишить его «топлива» для дальнейших манипуляций и конфликтов. Нужно вести себя с ним как можно более безразлично, не давая в ответ никаких эмоций и реакций.
Минимизируйте взаимодействие
Ограничьте контакты с токсичным коллегой — старайтесь взаимодействовать с ним только по рабочим вопросам. Используйте электронную почту или мессенджеры вместо личных встреч, по возможности перенаправляйте вопросы руководителю или другому ответственному лицу.
Фокусируйтесь на своих целях
Не позволяйте офисным абьюзерам отвлекать вас от выполнения задач. Помните, что ваши успехи зависят от вашей работы, а не от мнения негативно настроенного коллеги.
Ведите заметки
Фиксируйте случаи токсичного поведения: записывайте даты, время, суть инцидента. Если есть возможность, ведите видео- или аудиозапись. Это пригодится, если потребуется обращаться к руководству или эйчару.
Поговорите с «токсиком»
Попробуйте спокойно и без обвинений обсудить ситуацию с коллегой: объясните, какое поведение вас задевает и как оно влияет на работу. Иногда люди не осознают, что ведут себя токсично.
Обратитесь за поддержкой
Если ситуация не меняется, обратитесь к руководителю или в HR-отдел. Подготовьте конкретные примеры, объясните, как поведение коллеги влияет на вас и коллектив. Важно жаловаться не на личность, а на действия.
Стася Зенцова советует не участвовать в обсуждении коллег и руководства. Сложно бывает удержаться от общих обсуждений в курилках и за кофе на общих кухнях, но лучше сыграть роль молчаливого слушателя.
«Поменьше рассказывайте о себе в коллективе хотя бы в первые месяцы работы в компании или с новым коллегой. Старайтесь не говорить о своих слабых местах, страхах и опасениях. Не позволяйте себя скомпрометировать. Если вынуждены опоздать на работу или уйти пораньше, предупредите об этом непосредственного руководителя, а не прибегайте к услугам посредников. Не распространяйтесь о своих рабочих успехах и событиях в личной жизни», — рекомендует эксперт.
Секс, зарплата и начальник: что не стоит обсуждать на работе
Главное о токсичных коллегах
Улучшить отношения с токсичным коллегой можно через чёткое обозначение границ, спокойствие, фокус на рабочих задачах, открытый диалог и минимизацию конфликтов. Если самостоятельные шаги не приносят результата, не стесняйтесь обращаться за поддержкой к руководству или HR. Если же офисный абьюзер продолжает мешать вам трудиться, стоит задуматься о смене работы.