6 лайфхаков, как быть продуктивным, если работа бесит
При поиске работы соискателям иногда приходится выбирать между «нравится» и «удобно / хорошо платят». И не всегда кандидаты готовы остановиться на первом. «Рамблер» обсудил с экспертами, обязательно ли любить свою работу или достаточно просто хорошо выполнять свои профессиональные обязанности, и как отношение к труду влияет на его качество.
Кто любит свою работу
Платформа HeadHunter более года назад провела опрос, чтобы узнать, как люди относятся к своей работе. Оказалось, что полностью ей довольны только 4% респондентов. Остальные отметили, что:
- в целом нравится, но есть недостатки (37%);
- работа приносит удовольствие, но не отказались бы её поменять (36%);
- недовольны текущим местом и хотят найти другое (25%).
Чаще всего свою работу любят молодые специалисты 18–24 лет и сотрудники 35–55 лет и старше. Больше всего удовлетворены профессиональной деятельностью работники сферы маркетинга, рекламы, PR (8%), а меньше всего — административный персонал (37%).
В начале 2025 года рекрутинговая платформа снова провела опрос среди работников. Стало известно, что по пятибалльной шкале россияне оценивают свою работу в среднем на 3,5 — чуть выше, чем в 2024-м. Тогда средняя оценка была 3,2. За год стало больше работников, кто любит свою работу на пять баллов, их количество выросло с 11 до 20%. Но также увеличилось количество сотрудников, кому их деятельность нравится только «на троечку», — с 28 до 34%. При этом оставаться на нелюбимой работе готова почти половина сотрудников — при условии, что там хорошо платят.
Что не нравится в работе большинству
Повлиять на удовлетворение работой могут различные факторы — от атмосферы в коллективе и токсичного руководителя до отсутствия пользы для общества. Чаще всего весомыми поводами недовольства работой становятся:
- Маленькая зарплата. Ей недовольны более половины россиян. Для многих сотрудников уровень дохода — главный признак успешной карьеры, и в поисках более высокого оклада они готовы сменить место работы.
- Отсутствие карьерного роста. Мешать ему могут отсутствие образования или профессиональных компетенций, конкуренция, недостаточная поддержка руководителя и непрозрачные критерии продвижения.
- Неудобный график. Когда сотруднику неудобно работать в том формате, который предлагает компания, разонравиться может даже любимая работа. По данным исследования, изменить режим работы хотят 24% работников, а перейти на удалёнку — 27%.
- Неинтересные задачи. Бывает, что специалист перерос свои обязанности, ему не доверяют новые проекты или приходится выполнять только рутинные задачи. Эти факторы тоже постепенно снижают любовь к работе.
За что люди любят свою работу
Критерии для любимой работы тоже есть. На вопрос «что нравится?» сотрудники выделяют:
- хороший коллектив;
- гибкий график;
- уважение руководства;
- баланс личной и рабочей жизни.
Отношение во многом зависит от жизненных ценностей и приоритетов работника, отмечают эксперты.
«Любимая работа — понятие глубоко индивидуальное и многогранное. Но это точно не состояние постоянной эйфории. Скорее устойчивое позитивное отношение к своей профессиональной деятельности, которое проявляется через несколько ключевых аспектов. Например, через внутреннюю мотивацию: вам нравится то, что вы делаете, нравится быть профессионалом именно в этой области. Вы не просто винтик в большом механизме, а благодаря вашим усилиям что-то меняется в жизни, людях, мире. На любимой работе люди ощущают себя настоящими профи и видят возможности профессионального продвижения».
Илья Глазыринсобственник и руководитель тренинговой компании «Тренинг-Менеджер Евразия»
Нина Конюшева, генеральный директор аутсорсинговой компании MiXBS, подчёркивает, что сотрудник может по-разному относиться к своей работе, в зависимости от ситуации.
«Если работа — только источник дохода, то специалисту не важно, будет она интересной или нет. Ему важно, чтобы она не демотивировала и приносила деньги. Если же человек рассматривает работу в том числе как способ самореализации, саморазвития, удовлетворения эго и так далее, тогда можно говорить о том, любимая она или нет».
Нина Конюшевагенеральный директор аутсорсинговой компании MiXBS
Как справиться со стрессом на работе
Почему идеальной работы не существует
Вокруг понятия «любимая работа» сложилось много мифов, отмечают эксперты. Вот какие ложные убеждения мешают объективно относится к своим профессиональным обязанностям.
1. Работа должна нравиться во всём. На самом деле в любой профессии есть рутинные задачи или неприятные обязанности, и даже самая интересная работа может утомлять. Например, педагог получает удовольствие от работы с детьми, ему нравится коллектив и условия труда, но раздражает обязанность делать отчёты.
«Убеждение, что работа не по любви — это бремя на всю жизнь, ошибочно. Нужно относиться к такой работе как к временному этапу, необходимому для накопления опыта. В любой деятельности можно найти аспекты, которые нравятся, и со временем даже небольшой интерес к своим обязанностям может перерасти в настоящую страсть и обеспечить профессиональный успех и благополучие», — поясняет Валерий Гут, кандидат психологических наук.
Как отмечают эксперты, профессиональные обязанности могут понравиться и позже, когда сотрудник глубже погружается в них и добивается успеха.
«Намного большее удовольствие от работы и от себя как специалиста получает человек, который разбирается в сложных обязанностях и получает результат. Мозг человека ленив от природы, и всё сложное кажется неинтересным — хочется это отложить на потом. Однако только такие задачи развивают навыки и повышают профессионализм», — добавляет Екатерина Агаева, генеральный директор сервиса GdeRabota.ru.
2. Работа должна полюбиться сразу. Каждый сотрудник проходит несколько этапов профессионального развития. На старте карьеры или при смене профессии любовь к делу приходит не сразу. Сначала приходится осваивать новые навыки, сталкиваться с трудностями, преодоление которых — часть пути, а не повод для разочарования.
«Часто бывает, что сотрудник устраивается на работу, первое время он полон вдохновения, но вскоре начинает сталкиваться с проблемными коллегами, понимает, что не всё соответствует описанию в вакансии. И хотя сфера ему нравится, быстро чувствует разочарование, начинает думать, что ошибся с выбором. Итог — бросает работу и пробует искать новое место. Ожидать, что каждый рабочий день будет интересным, а коллектив — всегда добрым и понимающим, бессмысленно. Трудоустройство можно сравнить с новыми отношениями: рано или поздно вы поймёте, что у вашего "партнёра" есть недостатки».
Максим Оганов бизнес-консультант, основатель консалтингового агентства Oganov.consulting
3. Работа должна увлекать. Часто при выборе работы люди ориентируются только на свои интересы, профессиональную деятельность рассматривают как предназначение, а на зарплату не обращают внимания. Однако прагматичное отношение к работе и удовлетворение от неё вполне совместимы.
«В обществе часто стигматизируют работу ради денег, хотя это естественно. Любая работа должна приносить доход, иначе это не работа, а хобби. Многие, гонясь за идеальным местом, где всё нравится, в итоге истощаются и возвращаются туда, где они действительно профессиональны и могут самореализоваться. Важно понимать, что работа — это не только удовольствие, но и ответственность. Баланс между этими составляющими делает её по-настоящему ценной», — подчёркивает Илья Глазырин.
Страстная любовь к работе может даже навредить. По мнению экспертов, чрезмерное увлечение профессиональной деятельностью доведёт до переработок и выгорания. Если работа очень нравится, постепенно стираются границы между ней и личным временем, поясняет Илья Глазырин. Работник испытывает внутреннее давление от убеждённости, что он должен добиться результата. Если не справляется с задачами, его съедает чувство вины. Это приводит к эмоциональному выгоранию, физическому истощению и снижению продуктивности.
«Чрезмерная увлечённость работой нередко вытесняет все остальные сферы жизни и перерастает в трудоголизм. Работодателям это на руку: трудоголики выполняют большие объёмы задач, соблюдают дедлайны и жертвуют личными интересами ради результата. Руководство часто ставит их в пример, чтобы мотивировать команду. Такое рвение со временем приводит к выгоранию и проблемам со здоровьем. Человек попадает в зависимость от высокого темпа, теряет гибкость, становится более тревожным и подверженным стрессу».
Валерий Гуткандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта
Если до потери энтузиазма и апатии любимая работа довести может, то до высокого заработка и новой должности — не всегда.
«Работодатели охотнее повысят заработок не тому сотруднику, кто работает по ночам, а специалисту с более ценными знаниями. Например, один бухгалтер постоянно задерживается на работе и идеально сводит отчётность. Но начальству нужно не это. Руководитель готов платить больше тому бухгалтеру, который знает, как сэкономить на налогах, а также о нюансах международного рынка. Не обязательно второму бухгалтеру работать по 10 часов в день, чтобы его заработок подняли».
Екатерина Агаевагенеральный директор сервиса GdeRabota.ru
Трудоголик — «родственник» наркомана: что такое трудоголизм и почему его лучше преодолеть
Как оставаться продуктивным, если работа не нравится
Эффективность сотрудника зависит от множества факторов, и любовь к своему делу — лишь один из них. Вот что поможет выполнять свои обязанности продуктивно даже на нелюбимой работе.
1. Поймите, что вам даёт эта работа. Найдите веский мотив, который удержит вас на текущем месте. Это может быть большая зарплата, которая позволяет накопить на отпуск или оплачивать жильё, удобный график, соцпакет с ДМС, карьерные перспективы или ценный опыт. Регулярно напоминайте себе о преимуществах, которые даёт работа.
«Например, вы только окончили курсы дизайна и устроились в небольшое агентство. Но вам не нравится: платят мало, коллектив вам не близок, задач очень много. В такой ситуации вспомните, что эта работа даёт вам опыт. Возможно, вы не любите готовить макеты для этих заказчиков, но сможете добавить эти макеты в портфолио. Старайтесь думать о том, что после этого агентства у вас будет намного больше шансов устроиться в хорошую компанию», — советует Максим Оганов.
2. Осознайте ценность своей работы. Откажитесь от мысли, что ваша работа незаметна или бесполезна.
«Разберитесь, какие задачи решает ваша компания и как в этом помогаете вы. Понимание миссии компании и того, какой вклад в общее дело вносит сотрудник, даёт ощущение собственной значимости», — подчёркивает Валерий Гут.
3. Соблюдайте work-life balance. Устанавливайте чёткие границы между работой и личной жизнью. Например, не проверять сообщения в рабочих чатах после 18:00 и в выходные. Если задачи занимают всё время, оптимизируйте процессы с помощью программ для планирования задач и контроля за ними. Объединяйте однотипные задачи и выполняйте их блоками для экономии сил и времени. Делегируйте задачи, если есть такая возможность.
4. Создайте комфортную атмосферу на рабочем месте. Оно должно быть уютным, чтобы хотелось туда вернуться. Если вам некомфортно за рабочим столом, измените это: наушники с шумоподавлением, удобный стул, порядок на столе, любимая чашка, комфортная сменная обувь, специальная лампа с приятным светом — всё это поможет настроиться на работу.
5. Заботьтесь о себе. Делайте регулярные перерывы, качественно отдыхайте вне работы, следите за ментальным здоровьем. Не забывайте о социальном аспекте: поддерживайте позитивные отношения с коллегами и начальством, минимизируйте собственную токсичность, чтобы не раздражать окружающих и не провоцировать конфликты.
6. Развивайте адаптивный интеллект. Учитесь гибко и спокойно реагировать на внешние изменения. Развивая адаптивность, человек тренирует интернальность — способность брать ответственность за свою жизнь, а не винить обстоятельства. Вопрос «За что мне это?» сменяется вопросом «Для чего мне этот опыт, чему он может научить?». Такой подход позволяет извлекать пользу из любой ситуации.
Главное
- Своей работой полностью довольны только 4% россиян. Остальным она нравится с оговорками, и они не прочь поменять её.
- На любовь к работе влияет множество факторов. Чаще всего людям меньше нравится их дело, когда за него мало платят, нет карьерных перспектив и приходится выполнять неинтересные задачи.
- Приносят ли трудовые обязанности удовольствие, зависит как от объективных причин (коллектива, рабочего графика или руководителя), так и от жизненных ценностей и приоритетов работника.
- Ложные убеждения часто мешают объективно воспринимать профессиональные обязанности. Например, не обязательно должны нравиться все задачи и не всегда работой нужно гореть.
- Чрезмерное страстное увлечение своим делом может вредить: оно перерастает в трудоголизм, который приводит к выгоранию.
- Находить плюсы даже не в самых приятных условиях, понимать ценность работы и создавать вокруг себя комфортную обстановку — всё это помогает сохранять продуктивность и двигаться к успеху даже тогда, когда вы не считаете свою работу любимой.