Хлопну дверью и уйду: почему громкое увольнение — плохая идея

Не всегда уволиться с работы получается спокойно. Иногда сотрудники устраивают настоящее шоу: критикуют руководство, ссорятся с коллегами или нелестно отзываются о компании в своих соцсетях. После этого специалист может столкнуться с проблемами во время следующего трудоустройства. Почему лучше контролировать эмоции и как не превратить увольнение в мелодраму, «Рамблеру» рассказали эксперты.

Ушёл некрасиво: эксперты рассказали, что ждёт бывшего сотрудника-скандалиста
© Drazen Zigic/iStock.com

Что такое громкое увольнение

Более 40% сотрудников увольнялись на эмоциях, выяснил сервис «Работа.ру». Поводами уйти с работы становились:

  • обида на несправедливое отношение (57%);
  • разочарование в работе или компании (52%);
  • стресс и выгорание (36%);
  • злость на начальство или коллег (34%).

Но даже при сильном разочаровании и гневе работники уходят по по-разному. Одни прощаются с компанией спокойно, сохраняя дружеские отношения с коллегами. А кто-то увольняется со скандалом. Например, сотрудник:

  • ругается с бывшим руководителем или сослуживцами;
  • саботирует свои обязанности во время обязательной отработки;
  • пишет негативные отзывы о работодателе в соцсетях или профильных сообществах.

Это и есть громкое увольнение. Уходя из компании, человек не просто рвёт все отношения с ней, но и публично выражает своё недовольство или даже обращается в суд с претензиями.

Громко работники уходят по разным причинам. Вот самые частые основания для громкого увольнения.

  • Атмосфера в коллективе. Между коллегами складываются напряжённые отношения, которые негативно влияют на продуктивность и настроение в команде. Постоянные конфликты и нездоровая обстановка выматывают, и при уходе всё это может выплеснуться наружу.
  • Отсутствие роста. В компании может не быть возможности для повышения и обучения. Но сотрудник всё равно обижается и чувствует себя недооценённым. Громкое увольнение становится способом заявить об этом и «отыграться» на руководстве.
  • Неподходящий начальник. Некомпетентность и несправедливость со стороны руководителя тоже часто вызывают негативную реакцию работников. Пока они трудятся, стараются сдерживать эмоции, но при увольнении высказывают всё, что накипело.
  • Перегрузки и выгорание. Постоянные переработки и стресс истощают. Уходя, человек может сорваться и выплеснуть весь накопившийся негатив.

Карьерный консультант Анастасия Сергеева выделяет несколько типов сотрудников, которые чаще всего увольняются со скандалом:

  • люди с выраженной потребностью в признании и справедливости;
  • сотрудники, у которых копилось недовольство и не было канала обратной связи с HR или руководителем.
  • специалисты, которые строят личный бренд и делятся подробностями своей профессиональной деятельности в сетях и на открытых площадках.

С шумом уходят не только зумеры, отмечает эксперт. Но именно они чаще попадают в поле зрения, у них выше готовность выносить эмоции в публичное пространство.

По словам Анны Хрипченко, директора по академическому и карьерному развитию студентов Президентской академии, среди зумеров громкие увольнения действительно встречаются чаще. Молодым специалистам до 28 лет важно быть услышанными, поэтому, уходя с работы, они открыто говорят о несправедливости и отстаивают личные границы, в том числе публично.

«Но уходят со скандалом не только зумеры — представители поколений X и Y также могут решиться на это, особенно если они долго терпели и достигли точки кипения. Разница лишь в том, что у более опытных сотрудников за плечами больше накопленных обид и выше усталость от корпоративных игр. Громкое увольнение может быть эмоциональной реакцией на накопленное недовольство, которое вызвано ощущением несправедливости, выгоранием, токсичной корпоративной культурой или чувством, что вклад человека не замечают».

Анна Хрипченко
Анна Хрипченкодиректор по академическому и карьерному развитию студентов Президентской академии

Как громкое увольнение отразится на карьере

Даже если у вас «накипело», при увольнении лучше контролировать эмоции, советуют эксперты. Громкий уход из компании — всегда риск. Если сотрудник прощается с работодателем со скандалом, это может усложнить дальнейшее трудоустройство. Вот почему эксперты советуют уходить спокойно.

  • Не пострадает ваша репутация. В каждой сфере складывается определённое профессиональное сообщество, руководители организаций и HR-специалисты часто общаются друг с другом. Информация о скандалисте дойдёт до всех членов сообщества, и работодатели вряд ли захотят связываться с таким сотрудником.
«История о том, как сотрудник "взорвал" рабочий чат или уволился с громким скандалом, может обогнать его резюме. Будущий работодатель, узнав об этом, задастся вопросом: "А не уйдёт ли сотрудник так же и от нас?". Никому не нужен конфликтный сотрудник», — говорит Анна Хрипченко.
  • Вы не потеряете полезные связи. Карьера может развиваться по-разному, и, возможно, на каком-то этапе вы окажетесь в компании, где трудятся ваши бывшие коллеги. Но если вы ушли от общего работодателя со скандалом и раскритиковали коллектив, возникнут сложности — сомнительно, что специалисты захотят сотрудничать с вами.
  • Вы не останетесь без рекомендаций. При громком уходе сотрудник не сможет попросить руководителя о рекомендательном письме. А если письмо и будет написано, вряд ли отзывы будут положительными.

Что делать, если вам дали плохие рекомендации

Как уволиться спокойно и сохранить отношения

Прежде чем решиться на громкое увольнение, тщательно подумайте о последствиях. Поругавшись с коллегами и начальником, вы ненадолго почувствуете облегчение, но скандальный уход сильно ударит по карьере. Чтобы не допустить этого, найдите способ, как уйти спокойно. Вот что советуют делать эксперты.

  • Подумайте о целях. Определитесь, зачем вам увольняться так, чтобы об этом узнало как можно больше людей.

«Решите, зачем вам это: вы хотите восстановить справедливость, привлечь внимание к себе или просто выпустить пар? Да, вы можете получить поддержку коллег, лайки, репосты, иногда даже предложения по работе от конкурентов. Но бывает и по-другому — публичный скандал не всегда приносит пользу, а иногда сильно вредит карьере».

Анастасия Сергеева
Анастасия Сергеевасоздатель кадрового агентства «Карьерный консультант»
  • Сделайте паузу. Не принимайте решение в состоянии гнева или обиды. Если хочется хлопнуть дверью и не возвращаться на работу, проанализируйте ситуацию с холодной головой. Попросите отгул или прогуляйтесь после работы, чтобы успокоиться и подумать, как быть.
  • Оцените «стоимость» ухода. Продумайте, что будет после ухода: есть ли у вас финансовая подушка безопасности, готовы ли вы сейчас выйти на рынок труда, искать новое место, насколько вы конкурентоспособны как работник. Без ответа на эти вопросы громкий уход может привести к ещё большему стрессу и отчаянию.
  • Попробуйте обсудить ситуацию. Если накипело, но вы понимаете, что увольняться рано, поговорите с руководителем или HR.
«Говорите не на эмоциях: "Я терпеть не могу эту работу!", а на языке фактов и последствий: "Я выгораю из-за объёма нагрузки, что ведёт к ошибкам. Давайте обсудим, как оптимизировать мои задачи". Иногда такой разговор может многое изменить», — советует Анна Хрипченко.
  • Увольняйтесь достойно. Если диалог не помог и ситуация не меняется — уходите, но делайте это без сильных негативных эмоций. Напишите официальное заявление об увольнении и передайте дела коллегам. Перед уходом поговорите с HR и дайте конструктивную обратную связь о работе в компании.

Главное

  1. Не всем работникам удаётся уволиться без претензий к работодателю или коллегам. Иногда люди не сдерживают эмоций, и уход получается громким — с выяснением отношений или судебными разбирательствами.
  2. Со скандалом увольняются по разным причинам: у одних накипело из-за несправедливости начальства, другие устали от токсичного коллектива или просто выгорели от постоянной перегрузки.
  3. Громкое увольнение может навредить карьере: репутация сотрудника будет испорчена, а руководитель откажет в рекомендательных письмах.
  4. Если хочется уйти со скандалом, сначала подумайте, к чему приведёт такой поступок и удастся ли после этого найти работу в вашей сфере. Обсудите проблему на работе с руководителем, а если прийти к компромиссу не получилось, увольняйтесь, но спокойно. Ищите безобидные способы справиться со своими эмоциями.

Я снова с бывшим: как правильно вернуться в компанию, где вы уже работали

Видео по теме от RUTUBE