Выжить в офисе: 6 правил, которые помогут не сойти с ума в open space

Сосредоточиться на работе непросто, когда рядом сидит даже пара человек. Но если вокруг десятки сотрудников, сконцентрироваться на задачах ещё сложнее от постоянного движения и шума. Чтобы трудиться в таких условиях, придётся договариваться с коллегами и научиться отключаться от суеты. Чем хорош и плох open space и как работникам оставаться продуктивными в открытом офисе, «Рамблеру» рассказали эксперты.

6 правил, которые помогут не сойти с ума в open space
© Рамблер

Что такое open space

Классический офис выглядит так: каждое подразделение сидит в отдельном помещении, а сотрудники встречаются только в коридоре или столовой. Но некоторые компании выбирают другую организацию пространства — в формате open space: вместо множества отдельных комнат одна большая. Рабочие места в ней организованы по-разному. Например, установлены ряды столов с невысокими перегородками или «островки» для разных команд и проектов, которые огорожены прозрачными ширмами, высокими растениями или стеллажами. Помимо рабочих мест, в опенспейсах есть переговорки, зоны для отдыха с кухней и даже маленькие комнатки, где можно уединиться, если нужно сосредоточиться.

«Тип организации офисного пространства open space распространён и в отечественных, и в зарубежных корпорациях. Обычно это выглядит как большое помещение, в котором множество рабочих мест. Его можно сравнить с современной общественной библиотекой или коворкингом».

Екатерина Вислобокова
Екатерина Вислобоковаруководитель отдела по работе с персоналом ГК Lime Credit Group

Как отмечает эксперт, у этого формата есть преимущества и недостатки, которые зависят и от индивидуальных особенностей каждого сотрудника.

«Например, для интроверта постоянное нахождение в окружении множества коллег станет минусом, а для экстраверта будет большим плюсом», — добавляет Екатерина Вислобокова.

Но есть и объективные причины, которые могут усложнить или облегчить работу в общем кабинете. Вот почему трудиться в open space — хорошая идея:

  • Быстрее коммуникация.
«В опенспейсе проще поймать коллегу, уточнить деталь, оперативно обсудить задачу. Для новичков это возможность быстрее влиться в команду и перенять рабочие привычки», — поясняет Наталья Малых, директор по персоналу компании «Слетать.ру».
  • Все в курсе событий. В офисе сотрудники находятся в «общем поле», поэтому всегда знают, что происходит в компании.
«Это рождает ценные инсайты: ты можешь невольно услышать обсуждение и вовремя предложить свою идею или, наоборот, предотвратить ошибку», — говорит Юлия Звонарёва, руководитель по коммуникациям компании Prodex.
  • Есть ощущение команды. В опенспейсе работники всегда на виду, поэтому им проще общаться.
«Открытое пространство физически стирает барьеры между отделами и должностями, способствуя формированию чувства общности и командного духа», — отмечает Ольга Титова, директор по персоналу ГК Benza.

Недостатки открытого пространства, которые мешают работе:

  • Шумно. В огромном кабинете могут одновременно трудиться десятки человек, поэтому тихо там практически не бывает. Постоянный фоновый шум создают не только разговоры людей, но даже звуки компьютерной мышки или клавиатуры.
  • Минимум личного пространства. В опенспейсе все сидят за общим столом, поэтому сделать себе отдельный уголок проблематично. Ощущение, что ты всегда на виду, может приводить к стрессу и снижать продуктивность.
  • Выше утомляемость.
«В опенспейсе мозг устаёт быстрее. Постоянная смена фокуса, визуальный шум, разговоры — всё это выматывает», — говорит София Воронцова, HR-директор Qtim.
  • Больше конфликтов. У каждого сотрудника разное представление о комфорте в офисе: одним нравится быть в тишине, другим сложно работать без фоновой музыки. Когда интересы сталкиваются, это может привести к напряжённости и ссорам в коллективе.
  • Легче заболеть. Весна и осень традиционно считаются периодами, когда активнее распространяются респираторные заболевания. В опенспейсах намного проще подхватить вирус, нежели в закрытых кабинетах с меньшим количеством людей.

Не спать и не смотреть в окно: как продуктивно использовать дорогу на работу

Как комфортно работать в опенспейсе

1. Устанавливайте границы

По словам Юлии Звонарёвой, в опенспейсе важно чётко обозначать «красные линии» для коллег.

«Каждый сотрудник может в любой момент подойти к вам и заговорить, тем самым помешав работе. Чтобы избежать этого, используйте визуальные сигналы. Простая распечатанная табличка: "Не беспокоить, работаю над проектом" — это вежливый и эффективный способ оградить своё пространство от вторжения. Коллеги быстро учатся уважать такие знаки», — поясняет эксперт.

2. Обустройте рабочее место

Выберите в опенспейсе стол, который будет вашим. Поставьте на него красивый декор, небольшое растение и фотографии родных людей. Это поможет обозначить территорию и «отделить» своё рабочее место от остального пространства. Трудиться в общем кабинете будет комфортнее, если у вас есть личный уголок, обустроенный с учётом ваших потребностей.

3. Делайте паузы

Отрываться от работы важно в любом офисе, но в опенспейсе — особенно.

«Регулярно делайте перерывы: выходите в коридор или на улицу, прогуляйтесь до кулера, чтобы набрать стакан воды. Эти маленькие ритуалы на первый взгляд могут показаться не такими важными, но именно они помогают разгрузиться и отдохнуть от постороннего шума», — советует Екатерина Вислобокова.

4. Отключайтесь от шума

Если трудно сосредоточиться, наденьте наушники с шумоподавлением — это поможет остаться в тишине и сконцентрироваться на задаче.

«В наушниках не обязательно слушать музыку. Это скорее сигнал коллегам: если сотрудник в наушниках, значит, он занят», — поясняет София Воронцова.

Наталья Малых рекомендует иногда отдыхать от шума в переговорках или зонах отдыха, если они отделены от общего пространства. Уходите туда на 10–20 минут, чтобы побыть в тишине и перезагрузиться.

5. Договаривайтесь с коллегами

Обсудите с коллегами, как сделать так, чтобы в опенспейсе было удобно всем. Например, определите период, когда в общем кабинете нужно соблюдать тишину. В это время никто не должен обсуждать задачи вслух, говорить по телефону и слушать музыку.

«Договоритесь с командой о выделении определённого времени в день, когда никто никого не отвлекает. Например, у нас это начало рабочего дня, с 09:00 до 11:00».

Ольга Титова
Ольга Титовадиректор по персоналу ГК Benza

6. Контролируйте себя

За микроклимат в опенспейсе должен отвечать каждый сотрудник. Чтобы продуктивно работать, не только ждите тишины от других, но и сами не мешайте: старайтесь говорить негромко, не обсуждайте личное на рабочем месте и не нарушайте чужие границы.

«Open space — как большой живой организм. Если каждый участник научится регулировать собственное пространство и уважать пространство других, работать в нём не просто можно, а комфортно и эффективно», — говорит Наталья Малых.

Главное про open space

  1. Особенность открытого офисного пространства — работать там приходится рядом с десятками коллег. В таком формате комфортно трудиться не всем сотрудникам.
  2. У работы в опенспейсе есть несколько плюсов: в общем кабинете быстрее коммуникация и выше ощущение командности. Но минусами станут постоянный шум, сложности с концентрацией и отсутствие личного пространства.
  3. Чтобы продуктивно работать в опенспейсе, эксперты советуют договариваться с коллегами о «часах тишины», обустроить свой рабочий стол и регулярно отдыхать от многолюдного шумного кабинета — для этого можно выйти на 15 минут в комнату переговоров или надеть наушники с шумоподавлением.

Хлопну дверью и уйду: почему громкое увольнение — плохая идея

Видео по теме от RUTUBE